Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью исследования является разработка рекомендаций предприятию по успешному применению социально-психологических методов в управлении, для чего в работе решены следующее задачи:
- определено понятие и рассмотрена сущность социально-психологических методов управления, их влияние на управление предприятием в современных условиях;
- проведена оценка применяемых методов управления на примере ОАО «Красный Пищевик»;
- изучены и выявлены основные направления по совершенствованию и повышению эффективности применения социально-психологических методов на данном предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………..………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ.……………………………………………………
1.1 Содержание социально-психологических методов управления………...
1.2 Структура и основные инструменты социально-психологических методов управления……………………………………………………………..
1.3 Зарубежный опыт использования социально-психологических методов управления………………………...……………………………………………..
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК».……...
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Красный пищевик»…………………………………………………………………………
2.2 Анализ используемых социально-психологических методов управления на предприятии…………………………………………………...
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК»…………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
3) Формирование мотивации сотрудников исходя из философии предприятия. Предприятие стремится создать эффективную систему общего вознаграждения, целью которой является привлечь, удержать и мотивировать работников, чья квалификация и результативность обеспечат успешное выполнение предприятием своей миссии и достижение бизнес-целей с минимальными затратами.
Общее вознаграждение персонала ОАО «Красный пищевик» подразделяется на материальное и нематериальное. К нематериальным формам вознаграждения относят все формы признания заслуг и поощрения, ценность которых для работника не определяется и не исчерпывается их непосредственным денежным эквивалентом. Нематериальное вознаграждение включает как государственные награды Республики Беларусь (звания, почетные грамоты), так и корпоративные (знаки отличия, призы за победу в конкурсах «Лучший по профессии»). Следует отметить, что в последнее время система нематериального стимулирования утратила свое былое значение, которое придавалось ей в Советском Союзе, однако в последнее время, благодаря политике государства, она начинает активизироваться, претерпевая при этом идеологические изменения – т.е. если раньше идеология была направлена на политику КПСС, то теперь – на патриотизм в отношении своего государства, самоотдачу во благо страны. Конечно, усилились требования в отношении работников практически на всех предприятиях, но тем большую ценность теперь имеют и награды, относящиеся к нематериальному стимулированию. С другой стороны, нельзя также утверждать, что усиление трудовой дисциплины, введение контрактной системы и другие меры по укреплению дисциплины и ответственности на предприятии несет в себе только позитив. Зачастую мотивация и побуждение персонала к труду такими мерами приводят к стрессам, ведь наряду с ужесточением требований к персоналу, вознаграждение сотрудников по-прежнему находится на низком уровне. То есть если охарактеризовать данные методы управления с позиции «кнута и пряника», то можно сказать, что «кнут стал жестче, а пряник – не мягче, и не слаще».
Материальное вознаграждение на заводе включает прямое материальное вознаграждение и непрямое материальное вознаграждение. Прямое материальное вознаграждение состоит из фиксированной части (это базовая зарплата и дополнительные выплаты) и переменной части (годовые и долгосрочные премиальные выплаты). Непрямое материальное вознаграждение включает программы социальной защиты работников (в том числе обязательные, или государственные программы и добровольные, или корпоративные, программы) и программы дополнительных льгот.
4) Разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников. Одной из задач планирования человеческих ресурсов на предприятии является создание «запаса прочности» в управлении предприятием (т.е. подготовка надежной замены по ключевым должностям). Основой планирования предприятием «человеческих ресурсов» является конкретный детализированный учет руководящих должностей, в том числе тех, которые окажутся вакантными в обозримые сроки и составление списка кандидатов на замещение каждой из них. Списки формируются по признаку подготовленности кандидата к исполнению должности непосредственно в момент составления.
Это попытка застраховаться от разного рода непредвиденных обстоятельств (болезнь руководителя, его уход с предприятия и пр.). Но также планирование замещения должностей решает более широкие задачи, так как в список кандидатов включены более подготовленные руководители, с высоким потенциалом к продвижению, подготовка которых на должность требует от 1 до 5 лет.
Система управления подготовкой и повышением квалификации управленческого персонала ОАО «Красный пищевик» включает в себя: подготовка новых специалистов; повышение уровня квалификации руководителей и служащих; переподготовка специалистов для производства. Повышение квалификации осуществляется на производственно-экономических курсах, курсах целевого назначения, в учебных центрах, отделениях переподготовки и заведениях повышения квалификации. Подготовка специалистов осуществляется согласно потребности производства в высококвалифицированных специалистах по направлениям предприятия в различных ВУЗах и техникумах РБ. Список учета резерва кадров на замещение вакантных должностей руководителей основных структурных подразделений в настоящее время не ведется, т. к. в каждом конкретном случае этот вопрос решает директор с учетом интересов производства и профессиональной пригодности претендента на замещение вакансии.
Источниками резерва руководящих кадров являются: работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение; молодые специалисты, проявившие себя на практической работе; руководители профсоюзных и других общественных организаций; заместители руководителей разного ранга; работники предприятия, организации, оканчивающие высшие и средние специальные заведения без отзыва от производства. Завершением работы по формированию и подготовке резерва кадров является выдвижение и выборность работника на соответствующую должность. Показатели подготовки кадров и повышения квалификации работающих в 2008-2009 годах представлены в приложении Г.
Среди руководящих работников и специалистов в институтах по повышению квалификации ИПК-кондитерпрод прошли в 2009 году обучение 24 человека; на краткосрочных курсах с продолжительностью обучения от 20 до 70 часов – 10 инженерно-технических работников и служащих.
Для оценки эффективности подготовки специалистов и руководителей на предприятии проводится аттестации на основе личного собеседования комиссии с аттестуемым в присутствии руководителя.
Аттестация проводится в целях: улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров; повышения их квалификации, качества и эффективности труда; обеспечения более тесной связи материальных и моральных стимулов с результатами труда. Планомерная и систематическая работа по выполнению профессионального уровня проводится и с руководителями высшего звена. Все работники ИТР систематически проходят курсы в г. Минске и г. Могилеве. Исходя из этого, можно сделать вывод, что кадры предприятия планомерно, систематически и непрерывно повышают свои знания, умения и навыки согласно наработанной системы планов развития персонала.
Таким образом, применение социально-психологических методов на данном предприятии сочетает в себе жесткость и демократию, причем с учетом агрессивности внешней среды в тех пропорциях, которые необходимы, чтобы обеспечить относительно успешную работу комбината в области управления. Применение данных методов помогло руководству предприятия начать распутывать клубок проблем, стоящих перед предприятием, объединить вокруг общей цели коллектив талантливых и энергичных людей.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ОАО «КРАСНЫЙ ПИЩЕВИК» ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ
На основании проведенного анализа использования социально-психологических методов в управлении ОАО «Красный пищевик», нами предлагается ряд следующих мер по их совершенствованию.
1) При сложившейся организационной структуре ОАО «Красный пищевик», социально-психологические методы управления на предприятии в наиболее полной мере могут реализовываться отделом кадров. Существование этой службы на предприятии в прежнее время чрезвычайно мало реализовывало свои функции управления персоналом предприятия. Деятельность вчерашней кадровой службы ограничивалось пассивной и автономной регистрацией: приём, увольнение, учёт личного состава и отчётность. В сегодняшних непростых условиях хозяйствования ее роль становится одним из главных звеньев в цепи управления человеческими ресурсами. Поэтому важную роль в кадровой системе завода имеет место менеджера-консультанта - человека, изыскивающего способы помочь работникам трудиться продуктивнее.
В данной работе предлагается создание рабочего места данного специалиста. В его задачи будет входить: улучшение психологического климата на предприятии и повышение «боевого духа» его сотрудников; совершенствование практики подбора кадров; модернизация организационной структуры; оказание поддержки служащим в развитии их способностей; сплочение коллектива в единую команду; формирование доброжелательной атмосферы на производстве; помощь работникам в преодолении стрессов; достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой; устранение конфликтов; снижение текучести кадров; оценка производственных программ с точки зрения психологии; проведение регулярной политики поощрения и наказания на фирме; консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке, включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д.
Составим таблицу 3.1, в которой отразим ожидаемые затраты вследствие создания рабочего места данного специалиста. Таким образом, затраты на создание рабочего места менеджера-консультанта составят за один год 18900,0 тыс. р.
Таблица 3.1 – Затраты на создание должности менеджера-консультанта и оборудование его рабочего места
Статья затрат | Затраты, тыс. р. |
Заработная плата специалиста-консультанта, в год | 14000,0 |
ПК и программное обеспечение | 3200,0 |
Офисная мебель (стол, кресло) | 1500,0 |
Канцелярские принадлежности, в год | 200,0 |
Всего | 18900,0 |
Примечание: Источник – собственная разработка.
Экономический эффект от внедрения данного мероприятия определяется по формуле (3.1):
, (3.1)
где З – затраты на создание должности менеджера-консультанта, тыс. р.
- прогнозируемое увеличение прибыли вследствие внедрения мероприятия, тыс. р.
Совершенствование социально-психологического климата на предприятии вследствие деятельности грамотного специалиста-консультанта в области управлении человеческими ресурсами позволит, по оценкам специалистов, позволяет увеличить объем чистой прибыли примерно на 2 %. Показатель прибыли в расчетах принят на уровне 2009 г., и составляет 6390,0 млн. р.
тыс. р.
Срок окупаемости мероприятий определяется по формуле 3.2:
, (3.2)
где Nмес – количество месяцев в расчетном периоде.
Ток= мес.
Срок окупаемости предлагаемых мероприятий составит 1,77 месяца.
2) В повседневной работе руководству приходится сталкиваться со множеством различных людей: подчиненными своего и других отделов, коллегами своего или какого-либо другого отдела организации, с вышестоящим начальством, покупателями, возможно, с представителями местных властей, прессой, представителями правительственных учреждений и т.д. Подход к различным группам разный, но через все общение проходит единая линия, которая определяет человеческие отношения: в любой работе отношения должны быть приятными, вежливыми и справедливыми. Если руководитель отдает предпочтение личным симпатиям в отношениях, это приводит к трениям, отказу от сотрудничества и даже к открытому конфликту. Поэтому кадровой службе ОАО «Красный пищевик», а именно принимаемому на работу специалисту-консультанту, предлагается провести анкетирование для определения проблем коммуникации и получения обратной связи.
3) В ходе анализа методов по поддержанию благоприятного социально-психологического климата на ОАО «Красный пищевик» мы рассмотрели конфликт. Такого рода конфликты, как в приведенном примере, являются указателем неблагополучной работы коллектива, то есть организации его работы, и разрешение таких конфликтов возможно только при изменении объективной ситуации и условий труда, в которых оказались люди.
Мерами по формированию благоприятного социально-психологического климата, следовательно, сведения к минимуму конфликтных ситуаций на ОАО «Красный пищевик» с учетом анализа сложившейся ситуации и условий труда могут стать:
Информация о работе Совершенствования социально-психологических методов управления