Современные концепции стратегического управления компанией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование современных концепций стратегического управления. Задачи курсовой работы:
изучить сущность стратегии предприятия и стратегического менеджмента;
проанализировать современные концепции стратегического управления;
рассмотреть концепцию стратегического управления компаниями в индустрии туризма.

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 155.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной экономической теории отчетливо прослеживаются три существенно различающихся направления в развитии методологии стратегического управления. Первое направление наиболее тесно связано с общей экономической теорией и ориентировано на разработку проблематики стратегического управления макроэкономическими процессами. Второе направление охватывает проблемы долгосрочного развития производственно-коммерческой деятельности в рамках отдельных фирм, компаний, корпораций и других организационных форм бизнеса. Третье направление является менее однородным и включает в себя широкий спектр исследований, которые связаны с выработкой научно-методической базы для обоснования функциональных стратегий в рамках отдельных видов деятельности, в первую очередь долгосрочных проектов и программ технико-технологического развития, маркетинговой и инвестиционной деятельности. Кроме исследований, входящих в перечисленные основные направления, существует значительное количество работ по организации стратегического управления на мезоуровне (в пределах отдельных регионов или отраслей и сфер производства), а также на крупнорегиональном и глобальном уровнях. Однако эти работы носят фрагментарный и разрозненный характер, поэтому можно констатировать зарождение новых направлений в теории стратегического управления.

Целью курсовой работы является исследование  современных концепций стратегического управления. Задачи курсовой работы:

  • изучить сущность стратегии предприятия и стратегического менеджмента;
  • проанализировать  современные концепции стратегического управления;
  • рассмотреть  концепцию стратегического управления компаниями  в индустрии  туризма.

Глава 1. Основы  стратегического менеджмента

1.1. Понятие  и основные  этапы  стратегического менеджмента

 

Одним из направлений повышения эффективности функционирования предприятий и определение их целей на перспективу является стратегический менеджмент.

Стратегический менеджмент – это процесс становления долгосрочного направления организации, определение специфических целей, разработки стратегии для их достижения с учетом внешних и внутренних обстоятельств, а также средств выполнения выбранного плана действий1.

Цель стратегического менеджмента - это определение миссии, целей и стратегий, разработка и обеспечение выполнения системы планов как инструментов реализации стратегических ориентиров по совершенствованию предприятия.

Процесс  стратегического   менеджмента может быть представлен в виде пяти последовательных этапов.

Первый этап - углубленное изучение состояния внешней среды , целей и разработанных стратегий.

Второй этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решение по эффективному использованию ресурсов.

На третьем этапе высшее руководство принимает решения по поводу организационной структуры. Уточняется соответствие организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это необходимо, вносятся соответствующие изменения в организационную структуру фирмы.

Четвертый этап состоит из проведения необходимых изменений в организации, без которых невозможно приступить к реализации стратегии. Для того , чтобы успешно провести изменения , высшее руководство должно независимо от типа, сущности и содержания изменений :

1) составить  сценарий возможного сопротивления изменениям;

2) провести мероприятия с целью ослабления сопротивления изменениям;

3) устранить или уменьшить до минимума реальное сопротивление;

4) закрепить  проведены изменения.

Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводится пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого требуют возникающие обстоятельства. Новый план может быть принят, если он предполагает гораздо больше возможностей получения выгод , чем существующий план .

На современном этапе основные принципы и подходы стратегического управления (как управленческого процесса создания и поддержания стратегического соответствия между целями организации, ее потенциалом и возможностями во внешней среде) к российским предприятиям заимствованы преимущественно из разработок зарубежных ученых и практики американских, японских и европейских корпораций учитывая то, что опыт России в этой сфере невелик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Место и роль стратегии в системе стратегического управления

 

Центральное место в теории стратегического управления занимает понятие стратегия.

Современный деловой мир в эпоху всеобщей глобализации представляет собой единый механизм, объединяющий в себе партнеров, конкурентов, поставщиков, потребителей, финансовые потоки, сырьевые и человеческие ресурсы и многое другое. Теперь именно потребители, а не производители определяют условия спроса, а производителям остается лишь сражаться за потребителя, пытаясь завоевать его внимание и склонить выбор в свою пользу за счет широкого ассортимента товаров и услуг, их высокого качества, доступной цены и большого числа других легальных и нелегальных приемов. Достижение стопроцентного успеха заключается в убеждении потребителя остановить выбор на своих товарах и услугах, постараться удержать его на будущее, воспитывая в нем лояльность и приобретая через него новых потребителей. Таким образом, путей и дорог к достижению успеха много, так же, как и стратегий его достижения. Достижение цели – это суммарный вектор от точки инициативы до цели (рис. 1).

Рисунок 1. Графическое изображение вектора достижения цели и возможных путей ее достижения2

 

Путей достижения целей может быть несколько, при этом, цена достижения цели для каждого пути будет своя. Выбирая конкретный путь достижения цели из всего множества путей, предприятие выбирает свою стратегию. Тактика неразрывно связана со стратегией: выбор пути реализации стратегии по своей сути является тактикой достижения цели в рамках выбранной стратегии.

Например, в компании выбрана стратегия развития через расширение территории реализации выпускаемых товаров. Тактически это можно сделать за счет дистрибуции своей продукции из региона, в котором уже налажено ее производство, в неосвоенный регион. Кроме того, в новом регионе можно построить новый завод и обеспечивать потребности в продукции без экспорта из других регионов. В каждом случае будут свои издержки, разная себестоимость продукции, своя норма прибыли и рентабельность, отличные друг от друга нормы затрат задействованных ресурсов.

Понятие стратегии является достаточно многогранным (рис. 2).


 

 


 


 


 

 

Рисунок 2. Стратегия   как многогранное понятие

 

Стратегия должна быть как реактивной, то есть помогать органам местного самоуправления адаптировать развитие территории к внешним изменениям, так и проактивной, то есть направлять действия в нужном направлении.

Таким образом, стратегия компании – это ее представление о том, как наилучшим образом могут быть достигнуты ее цели в условиях конкуренции, ограничения ресурсов и меняющегося окружения. Стратегия – это некий набор решений, которые направляют и формируют последующие действия предприятия, которые не так просто изменить после принятия и которые оказывают самое большое влияние на достижение предприятием своих стратегических целей. Стратегия определяется несколькими элементами или направлениями, которые применимы к любому бизнесу:3

- товарный  рынок, на котором будет конкурировать  бизнес;

- уровень  инвестиций;

- функциональные  стратегии, необходимые для конкуренции  на выбранном рынке.

При осуществлении стратегического планирования на предприятии, как правило, полагают, что стратегия развития состоит из нескольких больших блоков. Стратегическая модель развития современного предприятия включает:

- миссию  – основную долгосрочную цель  предприятия, учитывающую интересы  ее создателей, потребителей ее  продукции и услуг и общества;

- стратегические  цели – перечень основных показателей, с помощью которых предприятие  контролирует успешность реализации  проекта; важно, чтобы цели были  сформулированы не расплывчато, а содержали конкретные значения  и сроки их достижения;

- стратегию  – описание направлений борьбы  за потребителей и клиентов, которая  должна определять, за счет чего  предприятие будет конкурировать  с другими компаниями своей  отрасли, а также принципы применения  маркетинговых инструментов.

Стратегия развития предприятия – это способ достижения стратегических целей предприятия путем продажи произведенной продукции (оказания услуг), обеспечивающей удовлетворение спроса ее потребителей.

Процесс разработки, внедрения стратегии развития и контроля над ее реализацией есть процесс стратегического планирования и управления. Стратегия развития определяет: стратегический потенциал предприятия, требования к внешней рыночной деятельности и к внутренней среде предприятия. Стратегия развития состоит из ряда политик (табл. 1.1).

Таблица 1

 Состав стратегии предприятия4

Наименование политики предприятия

Основная цель политики

1. Продуктовая политика

Обеспечить наличие эффективного и перспективного товарного портфеля предприятия

2. Рыночная политика 

Выбрать для предприятия целевые рынки и сегменты (географические, товарные)

3. Ценовая политика

Способствовать выбору оптимальных методов назначения цен на продукцию предприятия

4. Политика распределения 

Выбрать наиболее эффективные каналы сбыта

5. Политика стимулирования продаж 

Стимулировать приток потенциальных потребителей товаров предприятия

6. PR-политика

Сформировать положительный имидж предприятия в сознании представителей целевой аудитории

7. Политика маркетинговой активности 

Определить интенсивность освоения рынков (претензии на захват определенной доли рынка)


 

Политика маркетинговой активности предприятия – это комплекс решений, касающихся требуемого объема производства продукции. В данном случае определяется «размах» бизнеса предприятия на планируемый временной период, претензия на какую-то долю рынка. При этом возможно решение о горизонтальной родственной диверсификации бизнеса (например, о покупке аналогичного производственного предприятия). Или наоборот: продажа части производственных мощностей / их перепрофилирование. Под продуктовой политикой предприятия понимается комплекс решений, касающийся качеств продукции и ассортимента (табл. 2).

Таблица 2 

Состав продуктовой политики

Наименование политики

Основная цель политики

Марочная политика

Определение принципов использования торговых марок в применении к товарным линиям или отдельным товарам

Политика позиционирования продукции

Выбор признаков, по которым продукция будет позиционирована на рынке.

Товарная политика

Определение широты товарного ассортимента (количества товарных линий) и длины товарных линий (количества отдельных модификаций товара)


 

 

Грамотное обоснование и правильный выбор стратегии развития значительно влияют на результаты предпринимательской деятельности предприятия в целом. Стратегия развития охватывает все элементы на функциональном уровне, следовательно, влияет на итоговую стратегию и результат от применения в целом.

Формулирование стратегии – непрерывный и нерегулярный процесс. Необходимость в уточнении стратегии чаще всего возникает в кризисных ситуациях, при принятии решений о внедрении новых идей, возможностей и управленческих инициатив. Степень неопределенности при формулировании и реализации стратегии существенно выше, чем при принятии оперативных решений. Число возможных альтернатив, которые следует иметь в виду при разработке стратегии развития, существенно больше, чем в процессе оперативного управления.

Стратегия развития компании – это целевая программа управления бизнесом на определенный период (в условиях российской это может быть срок 3-5 лет). Стратегия развития может разрабатываться в рамках долгосрочного сводного плана (бюджета), если в компании поставлен процесс регулярного управленческого планирования (бюджетирования), либо единоразово – по заданию высшего руководства компании. Фактически, стратегия развития бизнеса представляет собой долгосрочный план (бюджет) предприятия, охватывающий ключевые сегменты хозяйственной деятельности: сбыт и маркетинг, инвестиции и производство, организационную структуру и элементы управления.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные концепции стратегического управления

 

Стратегический подход к решению актуальных задач развивался достаточно долгое время в исторические перспективе и сегодня находит свое применение практически во всех сферах деятельности человека - от естественно-научных до военных и геополитических. К сожалению, в экономических исследованиях продолжительное время применялись только некоторые элементы стратегического подхода, которые были необходимы для развития методики управления социальными и экономическими процессами. Только во второй половине XX в. стратегическое управление экономической деятельностью сформировалось как методология. В научной литературе принято считать временем рождения стратегического менеджмента 1965 г., когда был опубликован фундаментальный труд “Новая корпоративная стратегия” американского экономиста И.Ансоффа6.

Информация о работе Современные концепции стратегического управления компанией