Современные методы подбора персонала (стресс интервью, интервью по компетенциям, case интервью)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3
1.Теоретическая часть………………………………………………….………5
1.1 Научно-методические принципы подбора персонала…………………....5
1.2 Основные принципы подбора персонала…………………………….…...6
1.3. Источники найма персонала……………………………………….……...8
2. Аналитическая часть……………………………………………….……….10
2.1. Собеседование. Интервью. Виды интервью………………….………....10
2.2. Цели оценки персонала…………………………………………………...13
2.3. Методы оценки персонала……………………………………………......15
2.4. Адаптация персонала…………………………………………………......16
3.Проектная часть……………………………………………………………...21
3.1.Этапы отбора…………………………………………………………….....21
3.2 Принципы подбора…………………………………………………….…..23
3.3Ошибки при подборе…………………………………………………….....24
Заключение………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по уп (восстановлен).docx

— 92.55 Кб (Скачать файл)

Стрессовое интервью — это собеседование, на котором кандидата пытаются вывести из равновесия, поставить в ситуацию, когда он почувствует себя некомфортно или же просто сделать то, к чему соискатель не готов. 
      Используется при приёме на должность, предполагающую большое количество стрессовых ситуаций — топ-менеджер, менеджер по продажам, рекламный или страховой агент. Также оно оправдано в случае, если компания развивается столь стремительно, что нужно быть постоянно готовым к смене условий. По сути, наличие стрессового интервью — это своего рода индикатор напряженной, стрессовой работы в этой компании.  
     Примерами стрессового интервью могут служить:

-разговор на повышенных  тонах; 
-быстрый темп разговора — постоянные вопросы, едва соискатель ответит, ему сразу же задают следующий вопрос, не связанный с первым; 
-вопросы о личной жизни кандидата; 
-разговор на ходу; 
-постоянные помехи во время интервью, присутствие посторонних людей. 
Интервью по компетенциям — это ряд вопросов, предназначенных для получения информации о кандидате по конкретным критериям, связанным с содержанием работы. Таким образом, интервью по компетенциям позволяет выяснить, сформированы ли у человека требуемые компетенции. 
     Случается, что кандидат претендует на одну должность, а получает в итоге предложение занять другую, более подходящую ему (по компетенциям). Собеседование по компетенциям позволяет нам более точно выявить соответствие кандидата той или иной должности, а «сомневающимся» помочь определиться со своей дальнейшей профессиональной реализацией. 
Case-интервью (ситуационное интервью) - этот вид интервью отличается от прочих тем, что к нему практически невозможно подготовиться. Даже если вы досконально изучили слабые стороны «противника» — выяснили все возможное относительно работодателя, работы и специалистов, осуществляющих набор, «раскопали» тайные проблемы фирмы, и даже готовы объяснить, что способны решить такого рода проблемы, — все равно нельзя быть уверенным, что вы на 100% готовы к такому интервью. 
     Безусловно, важны мотивы работника, так как называемые "плохие мотивы" - это исключительно денежные соображения. В данном случае увеличивается вероятность, что в скором времени кандидат из-за денег вновь сменит работу. [11;1]

Право на отказ.

      На сегодняшний день в трудовом законодательстве нет ни единой строчки о таком понятии, как тестирование во время рассмотрения соискателя на ту или иную должность. Это позволяет работодателям проводить при приеме на работу разного рода психологические и профессиональные тесты. Однако соискатели в некоторых случаях имеют право отказаться от заполнения опросников или их некоторых пунктов, которые относятся к частной жизни. Статьей 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, содержащих личные сведения гражданина, которые он должен предоставить при трудоустройстве. Любую другую информацию о себе кандидат может раскрыть добровольно. Другой вопрос, что руководителю может не понравиться излишняя принципиальность кандидата, и он попросту распрощается с ним. Правда, как отмечают юристы, работодатель не может отказать претенденту только лишь потому, что он не прошел тестирование или не захотел вовсе его выполнять. Согласно статье 64 ТК РФ нанимающее лицо должно обосновать свое решение о не трудоустройстве человека, и приведение результатов тестирования не является аргументом для отказа. Поэтому квалифицированные специалисты, скрывая подлинные причины, находят более веские доводы, например, недостаточный опыт работы. Впрочем, если отвергнутый кандидат убежден в том, что трудовой контракт не удалось заключить по вине теста, он может подать на компанию иск в суд за необоснованный отказ в приеме на работу. [12;2] 

 

2.2. Цели оценки  персонала.

     Все организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает, насколько эффективно действует организация, то есть насколько эффективно она использует находящиеся в ее распоряжении ресурсы. 
     Основная цель — оценка уровня образования претендента, его внешнего вида и определяющих личностных качеств. Для эффективной работы менеджерам и специалистам целесообразно использовать общую систему правил оценки кандидата.

     Оценка персонала включает:

  • периодическую аттестацию персонала, оценку текущих результатов работника или возглавляемого им коллектива (для менеджеров);
  • оценку потенциальных способностей;
  • социально-психологическую оценку;
  • пролонгированную оценку на основе изучения длительного периода трудовой деятельности и экспрессивную оценку результатов деятельности или потенциальных возможностей сотрудника в какой-то момент времени;
  • комплексную оценку деятельности во всем объеме выполняемых функций и локальную оценку какой-либо функции или стороны деятельности;
  • самооценку, оценку работника коллегами по работе, оценку подчиненного руководителем (оценка «сверху»), оценку руководителя подчиненными (оценка «снизу»).
  • оценку достижения целей, которая широко используется при оценке результатов труда управленческого персонала и основана на установлении для каждого управляющего ясных и четких целевых показателей, на которые должен выйти руководитель к определенному сроку.

      Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:

  • разработку или подбор существующей методики оценки персонала и привязку к конкретным условиям организации;
  • формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
  • определение времени и места проведения деловой оценки;
  • установление процедуры подведения итогов оценивания;
  • проработку вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылку и определение каналов и форм передачи информации);
  • консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.

Исходными данными для оценки персонала  являются:

  • модели рабочих мест персонала;
  • положение об аттестации кадров;
  • методика рейтинговой оценки кадров;
  • философия предприятия;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • штатное расписание;
  • личные дела сотрудников;
  • приказы по кадрам;
  • социологические анкеты;
  • психологические тесты.

     Главное действующее лицо - линейный руководитель, отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки, и проводит оценочную беседу с сотрудником. При формировании окончательной оценки следует учитывать: мнения коллег и работников, имеющих структурные взаимосвязи с оцениваемыми сотрудниками; подчиненных; специалистов в области деловой оценки, а также результаты самооценки работника. [13;1]

 

 

 

2.3. Методы оценки  персонала.

         1. Центры оценки персонала. Используют комплексную технологию, построенную на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышают прогностичность и точность оценки. Особенно эффективны при оценке кандидатов на новую должность (повышение) и при оценке управленческого персонала.

2. Тесты на профпригодность.  Их цель — оценка психофизиологических  качеств человека, умений выполнять определенную деятельность. 55% опрошенных используют тесты, некоторым образом похожие на работу, которую кандидату предстоит выполнять.

3. Общие тесты способностей. Оценка общего уровня развития  и отдельных особенностей мышления, внимания, памяти и других высших  психических функций. Особенно  информативны при оценке уровня  способности к обучению.

4. Биографические тесты  и изучение биографии. Основные  аспекты анализа: семейные отношения,  характер образования, физическое  развитие, главные потребности и интересы, особенности интеллекта, общительность.

Используются также данные личного дела — своеобразного  досье, куда вносятся анкетные данные и сведения, полученные на основании ежегодных оценок. По данным личного дела прослеживается ход развития работника, на основе чего делаются выводы о его перспективах.

5. Личностные тесты. Психодиагностические  тесты на оценку уровня развития  отдельных личностных качеств  отнесенность человека к определенному  типу. Оценивают скорее предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности.

20% опрошенных ответ, что  они пользуются различными видами  личных и психологических тестов  в своих организациях.

6. Интервью. Беседа, направленная  на сбор информации об опыте,  уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента.

7. Рекомендации. Важно обратить  внимание на то, откуда представляются  рекомендации, и на то, как они оформлены. При получении рекомендации от частного лица следует обратить внимание на статус данного человека. Если рекомендацию профессионалу представляет человек очень известный в кругах специалистов, то данная рекомендация будет более обоснованной.

8. Нетрадиционные методы. 11% используют полиграф (детектор  лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность отношение к чему-либо, установленному компанией. 18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу. Ни одна из опрошенных организаций не использует для своих кандидатов тестов на СПИД. 22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.

     Каждая ступень может рассматриваться как фильтр, отсеивающий наименее квалифицированных кандидатов. Ступени 1 — 3 используются практически во всех случаях, а ступени 4 — 6 — не всегда. Так, например, ступень 5 необязательна для должностей, не требующих особой ответственности. [8;56]

 

 

 

2.4. Адаптация персонала.

     Адаптация— процесс активного приспособления человека к новой среде. В контексте включения сотрудника в организацию это означает, что происходят интенсивное знакомство сотрудника с деятельностью и организацией и изменение соб

ственного поведения в соответствии с требованиями новой среды.  
      Адаптация новых работников является важнейшим элементом в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к вопросам адаптации новых работников может свести на нет усилия кадрового менеджмента по подбору кадров, если новый сотрудник уволится, не сумев соответствующим образом освоить новую работу или не вписавшись в трудовой коллектив.

     Адаптации присущи субъекты (работник или группа работников) и объекты (организация, цех). Во время адаптации люди стремятся реализовать свои возможности, чтобы удовлетворить свои потребности, а коллектив предъявляет к работнику свои требования.

     Адаптация бывает первичная (человек впервые пришел в организацию) и вторичная (возникает при переводе работника с одного места на другое).

     Среди основных целей адаптации новых работников в организации обычно выделяют следующие:

  • Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.
  • Снижение стрессов, испытываемых новым работником. Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.
  • Сокращение текучести кадров. Если работники не смогли
  • своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.
  • Экономия времени менеджеров и коллег. Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.
  • Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой,
  • адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.

Основными элементами процесса адаптации являются:

  • овладение системой профессиональных знаний и навыков;
  • овладение профессиональной ролью (установки, ценности, поведение в соответствии с ожиданиями других);
  • выполнение требований трудовой и исполнительской дисциплины;
  • самостоятельность при выполнении порученных должностных функций;
  • удовлетворенность выполняемой работой и вознаграждением, получаемым за достигнутые результаты;
  • стремление к совершенствованию в рамках выбранной профессии;
  • информированность по вопросам, связанным с выполняемой работой;
  • вхождение в коллектив, установление хороших взаимоотношений с товарищами по работе;
  • ощущение психологического комфорта и безопасности;
  • взаимопонимание с руководством.

Информация о работе Современные методы подбора персонала (стресс интервью, интервью по компетенциям, case интервью)