Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:55, лекция
Управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
Управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных функциональных служб организации и линейных руководителей соответствующих производственных подразделений, с целью формирования личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.
Среди многообразия объективных предпосылок формирования новых моделей кадрового менеджмента выделим основные:
1. Ускорение научно-технического прогресса, развитие компьютерно-информационных систем изменяют содержание трудовой деятельности, требуя от рабочих концептуальных знаний, высокого профессионального мастерства, навыков коллективного взаимодействия, творческих и предпринимательских способностей.
2. Происходящее
в результате влияния
3. Изменение форм организации труда и реструктуризация предприятий на основе развития коллективных форм трудовой деятельности требуют от работников ответственности, многофункциональности, компетентности, заинтересованности, сотрудничества. В XXI веке формируется новый тип личности работника, который стремится стать равноправным партнером, активным соучастником или даже совладельцем предприятия.
4. Развитие теории управления и смежных областей знаний: экономики, права, психологии, социологии, физиологии, информатики, конфликтологии, этики, эргономики и др., проведение многочисленных прикладных и фундаментальных исследований в сфере социально-трудовых отношений внесли существенный вклад в формирование концепции управления человеческими ресурсами.
В эволюционном пути развития управленческой
мысли можно выделить этап технократического менеджмента,
который характеризовался введением рациональных
процедур управления кадрами, усилением
внешнего контроля, введением равной системы
оплаты труда. Теоретической основой этого
подхода явилась школа «научного управления»,
основоположником которой считается Фредерик
Уинстон Тейлор. Он считал что, труд - это
индивидуальная деятельность, а работники
- средство достижения организационных
целей, подобно машинам, сырью и оборудованию,
воздействие коллектива на рабочего носит
деструктивный характер и делает труд
рабочего менее производительным. Поэтому
на этом этапе формируется система
управления кадрами, при которой вместо
человека как личности рассматривается
лишь его функция - труд, измеряемый через
затраты рабочего времени. Кадровые службы
выполняли, в основном, учетно-контрольные
и административно-
В те же 20-30-е годы американский ученый Э. Мейо выдвигает концепцию «человеческих отношений». Он утверждает, что производительность труда зависит не только от методов организации производства, но и от отношения управляющих к исполнителям, работникам, то есть от человеческого, а не механического фактора. Однако, эта теория не могла подкрепить свои рекомендации аргументами прибыльности. Нередко рекомендации затрагивали лишь внешние атрибуты условий трудовой деятельности работников.
С 50-60-х гг. на смену концепции управления кадрами приходит новая концепция управления персоналом. В данной концепции человек рассматривается как элемент организации, субъект трудовых отношений. Система управления персоналом охватывает подбор и профессиональную адаптацию новых работников, разработку социальных программ, вовлечение работников в управление предприятием, разработку системы стимулирования производительного и творческого труда.
В 60-е годы Мак Грегор, не отвергая, подвергает критике основные положения теории «научного управления» и в своей теории утверждает: детальные процедуры и правила разделения труда, концентрация принятия решений в одних руках руководителя организации убивают творчество, ограничивают самостоятельность работников и тормозят их развитие, а также создают противостояние между рабочими и их руководителями, что отрицательно сказывается на производительности.
Подлинную
революцию в менеджменте
А другой американский ученый, У. Оучи, в своей теории Z, анализируя японский менеджмент, выделил следующие принципы японского управления человеческими ресурсами:
В 70-80-е гг. с развитием социально-
Отражением резкого
Проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс» и «человек как субъект» в рамках трех основных подходов к управлению - экономического, органического и гуманистического.
Экономический подход дал начало концепции «использование трудовых ресурсов». В рамках данного подхода ведущее место занимает техническая (то есть направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии. Организация здесь означает упорядоченность отношений между ясно очерченными частями целого, имеющими определенный порядок. В сущности, организация - это набор механических отношений, и действовать она должна подобно механизму: упорядоченно, эффективно, надежно и предсказуемо. Среди основных принципов этой концепции можно выделить следующие:
В рамках органического (организационного) подхода последовательно сложилась концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами. Именно организационный подход обозначил новую перспективу управления персоналом, выведя данный тип управленческой деятельности за рамки традиционных функций организации труда и заработной платы. Кадровая функция стала распространяться на поиск и подбор работников, планирование карьеры, оценку работников, повышение их квалификации. Акцент на человеческом ресурсе способствовал рождению нового представления об организации. Она стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде. Основные принципы этой концепции:
Гуманистический подход исходит из концепции «управления человеком» и из представления об организации как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, которые отражены в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей. Согласно гуманистическому подходу культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Годы |
Концепция |
Работник рассматривается как.. |
20-40-е гг. |
Управление |
…носитель трудовой функции, «живой придаток машины» |
50-70-е гг. |
Управление персоналом |
…субъект трудовых отношений, личность |
80-90-е гг. |
Управление человеческими |
…ключевой стратегический ресурс организации |
XI век |
Гуманистическая концепция |
…не люди для организации, а организация для людей |
Основываясь на многообразие существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, сформулированы основополагающие принципы современной концепции управления персоналом:
1. Признание человеческих
2. Ориентация на стратегический подход к управлению персоналом, в основе которого лежит интеграция кадровой стратегии в корпоративную с учетом долгосрочных перспектив развития человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации в рыночной среде.
3. Принцип инвестиционности
4. Самоуправление и
5. Принцип развития: создание условий для непрерывного обучения и развития работников, стремясь раскрыть их интеллектуальные, творческие и предпринимательские способности, способствуя росту их компетенции и мотивации для достижения как общих организационных целей, так и для удовлетворения их личных потребностей.
6. Принцип качества трудовой жизни: обеспечение обогащение содержания труда, справедливое вознаграждение за личный вклад в конечный результат организации, создание комфортных условий и благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, формирование позитивной организационной культуры, предоставление возможностей для профессионального и служебного роста.
7. Принцип профессионализации
8. Принцип инновационности: постоянное совершенствование форм организации труда, обновление методов воздействия и побуждения работников к производительной и творческой деятельности, разработке и внедрении прогрессивных технологий развития человеческих ресурсов.
Информация о работе Современные подходы к персоналу и управлению человеческими ресурсами