Современные подходы к персоналу и управлению человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:55, лекция

Описание работы

Управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
Управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных функциональных служб организации и линейных руководителей соответствующих производственных подразделений, с целью формирования личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.

Файлы: 1 файл

2011 - Лекции УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Тема 1.2. Методология управления персоналом организации

 

1.2.1. Философия управления персоналом

 

Философия управления персоналом - это уяснение смысла назначения и содержания управления персоналом, его возникновения, идей и целей, лежащих в его основе, связи с другими науками об управлении.

Философия управления персоналом рассматривает  процесс управления персоналом с  нескольких сторон: логической, психологической, социологической, экономической, организационной  и этической.

Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что:

  • работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации;
  • созданы условия для справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации;
  • каждый сотрудник может полностью использовать свои навыки: каждый работник имеет возможность играть активную роль в принятии важных производственных решений;
  • работники пользуются адекватными и справедливыми компенсациями;
  • созданы безопасные и здоровые условия груда.

Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству, так как персонал — это ее главное достояние.

Философия организации оформляется  в отдельный нормативный документ, необходимость которого объясняется  следующим:

  • в организации работают разные люди, с разными интересами и характерами и   отношения между ними для достижения единства должны быть регламентированы общими принципами;
  • новые работники быстрее адаптируются к существующим моральным ценностям организации и требованиям администрации;
  • администрация проводит свою кадровую политику, часто отличающуюся от других организаций;
  • руководящий состав и персонал меняется, но преемственность в достижении целей организации должна сохраняться;
  • различное вероисповедание влияет на отношение людей к работе, поэтому следует иметь общие правила, обязательные для представителей всех религий.

Философия организации разрабатывается  на основе: Конституции (Основного Закона), Гражданского кодекса, Трудового Кодекса, Декларации прав человека, Коллективного  договора, религиозных писаний (Библии, Корана и др.), устава, опыта лучших организаций, стратегии кадровой политики страны и организации. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность работающих в организации, уровень благосостояния работников, культурный уровень персонала, личные взгляды руководителя.

Философия организации как документ имеет разделы: цель и задачи организации, декларация прав работника, требования к поведению сотрудников, деловые  и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата труда, социальные и  гарантии, увлечения (хобби).

Подходы к разработке философии  организации и управления персоналом в различных странах различна.

  1. Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников и поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.
  2. Американская философия управления персоналом основана на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с явной ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокий уровень оплаты персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
  3. Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный найм сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда.
  4. Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины организации. Крупные организации (акционерные на базе государственных) сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма, эффективности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования. Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления.

Характеристика японской, американской и российской 
философии управления персоналом организации

Критерии организации  работы

Японская  
философия

Американская  
философия

Российская  
философия

Основа организации

Гармония

Эффективность

Смешанная

Отношение к работе

Главное – выполнение обязанностей

Главное – реализация заданий

Главное – реализация заданий

Конкуренция

Практически нет

Сильная

Практически нет

Гарантии для работника

Высокие (пожизненный наем)

Низкие

Низкие

Принятие решений

Снизу вверх

Сверху вниз

Сверху вниз

Делегирование власти

В редких случаях

Распространено

Распространено

Отношения с подчиненными

\Семейные

Формальные

Смешанные

Метод найма

После окончания учебы

По деловым качествам

Смешанный

Оплата труда

В зависимости от стажа

В зависимости от результатов

Смешанная


 

Концепция управления персоналом это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях работы организаций. Она включает:

  • разработку методологии управления персоналом,
  • формирование системы  управления персоналом,
  • разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего  целям и задачам организации, методов и принципов управления  персоналом.

Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает организацию  найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и  организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др.

 

 

1.2.2. Методологические основы управления персоналом.

 

Управление как воздействие  на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические  системы, в современном менеджменте  принято называть управлением персоналом.

На каждом предприятии система управления персоналом как часть общей социально-экономической системы состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления: все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема как субъект управления включает работодатель или его представители - менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями.

По определению А. Файоля, все  операции, какие только встречаются  на предприятиях, можно разделить  на шесть следующих групп, которые  встречаются всегда и везде:

  • технические операции: производство, выделка и обработка продукции;
  • коммерческие операции: покупка, продажа и обмен материалов и продуктов;
  • финансовые операции: привлечение денежных средств и распоряжение ими;
  • страховые операции: страхование и охрана имущества и работников;
  • учетные операции: бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика;
  • административные операции: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.

К классическим принципам управления основатели научной школы менеджмента относили следующие четырнадцать важнейших требований: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала.

Современные принципы менеджмента и управления персоналом главное внимание уделяют человеческому фактору: лояльность, честность и доверие к работающим, ответственность, качество личной работы и ее совершенствование, создание атмосферы для раскрытия личного потенциала каждого работника, обязательное установление долевого участия персонала в общих результатах, своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней окружающей среде; непосредственное участие менеджеров в работе групп как условие согласованной работы на всех ее этапах, умение менеджера общаться, этика бизнеса, видение перспектив развития организации.

Для эффективной работы системы  управления персоналом на предприятии  с методологических позиций важными  являются виды управленческих и трудовых отношений, в которые вступают работники в процессе деятельности. Выделяют несколько видов социально-трудовых и организационно-управленческих отношений:

  • во-первых, между управляющей и управляемой системами, характеризующими двусторонние партнерские отношения субъекта и объекта управления, между руководителем и отдельными работниками;
  • во-вторых, сложные внутренние отношения в самой управляющей системе, которые раскрывают существующие взаимосвязи между различными уровнями, звеньями и функциями управления;
  • в-третьих, внешние и внутренние отношения управления, между соответствующими управленческими подсистемами, связанные с макро- и микроэкономическими процессами;
  • в-четвертых, межличностные, межсистемные и смешанные отношения, определяемые по характеру и количеству носителей или участников в системе управления персоналом;
  • в-пятых, линейные, функциональные и смешанные отношения, возникающие по характеру организационно-управленческих связей между подразделениями и службами предприятия.

Комплексное изучение существующих на предприятии отношений в системе управления персоналом основывается на применении системного подхода. Он позволяет рассматривать управляемую и управляющую подсистемы как единую систему управления персоналом предприятия, составляющие элементы которой объединены общей экономической целью, состоящей в получении максимальной прибыли. Системный подход в управлении персоналом служит методологической основой проектирования, создания и функционирования организационно-управленческих систем на предприятиях.

Информация о работе Современные подходы к персоналу и управлению человеческими ресурсами