Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:55, лекция
Управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
Управление персоналом представляет собой разнообразную деятельность специальных функциональных служб организации и линейных руководителей соответствующих производственных подразделений, с целью формирования личности, обладающей высокой ответственностью, коллективистской психологией, высокой квалификацией, развитым чувством сохозяина предприятия.
1.2.1. Философия управления персоналом
Философия управления персоналом - это уяснение смысла назначения и содержания управления персоналом, его возникновения, идей и целей, лежащих в его основе, связи с другими науками об управлении.
Философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с нескольких сторон: логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической.
Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что:
Философия организации - это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Нарушение философских постулатов организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и работниками, к снижению эффективности функционирования организации, ее имиджа и может привести к банкротству, так как персонал — это ее главное достояние.
Философия организации оформляется
в отдельный нормативный
Философия организации разрабатывается на основе: Конституции (Основного Закона), Гражданского кодекса, Трудового Кодекса, Декларации прав человека, Коллективного договора, религиозных писаний (Библии, Корана и др.), устава, опыта лучших организаций, стратегии кадровой политики страны и организации. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность работающих в организации, уровень благосостояния работников, культурный уровень персонала, личные взгляды руководителя.
Философия организации как документ имеет разделы: цель и задачи организации, декларация прав работника, требования к поведению сотрудников, деловые и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата труда, социальные и гарантии, увлечения (хобби).
Подходы к разработке философии организации и управления персоналом в различных странах различна.
Характеристика японской,
американской и российской
философии управления персоналом организации
Критерии организации работы |
Японская |
Американская |
Российская |
Основа организации |
Гармония |
Эффективность |
Смешанная |
Отношение к работе |
Главное – выполнение обязанностей |
Главное – реализация заданий |
Главное – реализация заданий |
Конкуренция |
Практически нет |
Сильная |
Практически нет |
Гарантии для работника |
Высокие (пожизненный наем) |
Низкие |
Низкие |
Принятие решений |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Сверху вниз |
Делегирование власти |
В редких случаях |
Распространено |
Распространено |
Отношения с подчиненными |
\Семейные |
Формальные |
Смешанные |
Метод найма |
После окончания учебы |
По деловым качествам |
Смешанный |
Оплата труда |
В зависимости от стажа |
В зависимости от результатов |
Смешанная |
Концепция управления персоналом это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях работы организаций. Она включает:
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др.
1.2.2. Методологические основы управления персоналом.
Управление как воздействие на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические системы, в современном менеджменте принято называть управлением персоналом.
На каждом предприятии система управления персоналом как часть общей социально-экономической системы состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления: все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема как субъект управления включает работодатель или его представители - менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями.
По определению А. Файоля, все операции, какие только встречаются на предприятиях, можно разделить на шесть следующих групп, которые встречаются всегда и везде:
К классическим принципам управления основатели научной школы менеджмента относили следующие четырнадцать важнейших требований: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала.
Современные принципы менеджмента и управления персоналом главное внимание уделяют человеческому фактору: лояльность, честность и доверие к работающим, ответственность, качество личной работы и ее совершенствование, создание атмосферы для раскрытия личного потенциала каждого работника, обязательное установление долевого участия персонала в общих результатах, своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней окружающей среде; непосредственное участие менеджеров в работе групп как условие согласованной работы на всех ее этапах, умение менеджера общаться, этика бизнеса, видение перспектив развития организации.
Для эффективной работы системы управления персоналом на предприятии с методологических позиций важными являются виды управленческих и трудовых отношений, в которые вступают работники в процессе деятельности. Выделяют несколько видов социально-трудовых и организационно-управленческих отношений:
Комплексное изучение существующих на предприятии отношений в системе управления персоналом основывается на применении системного подхода. Он позволяет рассматривать управляемую и управляющую подсистемы как единую систему управления персоналом предприятия, составляющие элементы которой объединены общей экономической целью, состоящей в получении максимальной прибыли. Системный подход в управлении персоналом служит методологической основой проектирования, создания и функционирования организационно-управленческих систем на предприятиях.
Информация о работе Современные подходы к персоналу и управлению человеческими ресурсами