Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение современных подходов к управлению в отечественной и зарубежной практике.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
рассмотрение современных подходов к управлению
анализ зарубежного и отечественного опыта в управлении

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Современные подходы к управлению…………...………………..5
Механизмы и методы управления……………. ………………………..5
Современные подходы к управлению предприятием...………………13
ГЛАВА 2. Зарубежный и отечественный опыт в управлении.......................17
2.1. Различные модели менеджмента........................................................ .….17
2.2. Зарубежный опыт «Тойоты» и перспективы его применения в России на примере ОАО «ГАЗ»......................................……………………………..…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

Sovremennye_podkhody_k_upravleniyu.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«»

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

"Современные подходы к управлению:

 отечественный  и зарубежный опыт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Современные подходы  к управлению…………...………………..5

    1. Механизмы и методы управления……………. ………………………..5
    2. Современные подходы к управлению предприятием...………………13

ГЛАВА 2. Зарубежный и отечественный опыт в управлении.......................17

2.1. Различные модели менеджмента........................................................ .….17

2.2. Зарубежный опыт «Тойоты» и перспективы его применения в России на примере ОАО «ГАЗ»......................................……………………………..…..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире одной  из наиболее важных и многогранных сфер деятельности является управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность  производства, и качество обслуживания населения.

В мировой практике управления наблюдается сосуществование различных  моделей управления: американской, японской, западноевропейской, в чем  проявляется процесс интернационализации  современного менеджмента. Часто истоки тех или иных новшеств лежат не в национально-культурных особенностях той или иной фирмы, но предопределяются объективной логикой научно-технического прогресса.

В современном мире быстрыми темпами может развиваться только та страна, которая создаст благоприятные  возможности для максимального роста интеллекта специалистов области менеджмента и в целом интеллектуального потенциала управления. Примером тому является Япония, менеджмент которой общепризнанно уже сейчас представляет собой модель XXI в. Японцы, покупая в США предприятия, как правило, не меняют технику, а только системы управления, социальную организацию, мотивацию, подсистему обучения, наращивают потенциал интеллектуальной деятельности. Менеджмент XXI в. - это социальный менеджмент.

Эффективное использование  проблемно-ориентированного алгоритма менеджмента возможно лишь при условии, когда выявление возможностей и проблем основывается на достоверной и оперативной информации о состоянии развития экономики, общедоступной для широкой научной общественности, не говоря уже о структурах, непосредственно занятых этим делом. Информация, как и анализ экономической ситуации, должны быть беспристрастными, а вырабатываемые решения на их основе отличаться глубиной и обоснованностью. Причем следует придерживаться правила классиков экономической мысли, что простые решения ведут в тупик.

Для перехода к более  высокому уровню управленческой деятельности необходимо овладение руководителями методологией системного менеджмента  и практическими навыками ее использования  во всевозможных сложных ситуациях  рыночного хозяйствования. Это означает умение всегда видеть взаимосвязь, взаимовлияние, взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и процессов в многообразной управленческой практике. Успех в основном решают не сугубо администраторские способности руководителей, а оптимальная стратегия и ситуационная тактика, базирующаяся на системной методологии.

Актуальность данной темы обусловлена многими факторами. Во всем мире сейчас происходит перестройка  политики управления в компаниях. Многие организации начинают искать новый путь развития, поиск новых потребителей, выпуск новых продукций, пользующихся большим спросом и приносящих фирме необходимую для развития прибыль. В современной экономике наблюдается постоянное стремление к повышению эффективности производства. Чтобы удержаться сейчас "на плаву", надо иметь адекватную рынку систему управления, которая способна обеспечить производительность и эффективность, а также удовлетворить потребности потребителей и поставщиков. Все это заставляет искать новые пути развития фирм.

Целью настоящей работы является изучение современных подходов к управлению в отечественной и зарубежной практике.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

    • рассмотрение современных подходов к управлению
    • анализ зарубежного и отечественного опыта в управлении

Объектом исследования является процесс управления в организации.

Предмет исследования – отечественная и зарубежные модели менеджмента.

 

 

ГЛАВА 1. Современные подходы к управлению

    1. Механизмы и методы управления

 

Управление как сознательная целенаправленная деятельность присуща только человеку и организационным системам.

Управление – деятельность управляющей подсистемы, по выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленной на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс.

Процесс управления –  это совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском, принятием и организацией выполнения управленческих решений.

Методология управления, менеджмента — это логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Это еще и умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения. Специалисты выделяют следующие компоненты, характеризующие содержание методологии управления: подходы, парадигмы, проблемы, приоритеты, ориентиры, критерии, альтернативы, процедуры выбора, средства и методы управления, а также ограничения. Последние могут входить в ассортимент средств управления, равно как и любой другой компонент методологии может частично входить в состав других: слишком жесткие границы здесь непродуктивны.

Понятие «метод» происходит от греческого слова methodos и буквально  означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности. Методы управления входят составной частью в методологию, а более конкретно — в механизм управления. Механизм — это совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы — это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).

Историческое развитие менеджмента предопределило выделение  деятельности по управлению в отдельную  функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ  принципиально отличается от производственной функции. Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. К функциям управления относятся:

    • Планирование - непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов;
    • мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации;
    • организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих;
    • контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер;
    • координация – это функция управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления.

Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре  и организации управления.

Основным в системе  общих принципов управления по праву  можно считать принцип научной  обоснованности управления. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комплексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последующим применением полученных знаний в практике управления.

Вторым, не менее важным принципом менеджмента является принцип системного подхода к решению управленческих задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей.

Принцип оптимальности  управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.

С возрастанием роли социальных факторов в менеджменте на первый план вышел принцип демократизации управления, который содержит требование об удовлетворении интересов собственников, руководителей, трудового коллектива и отдельных работников организации на справедливой основе.

Согласно принципу регламентации  все процессы, происходящие в системе  управления, должны быть жестко регламентированы. Иными словами в любой организации  должна быть разработана развернутая  система правил и норм, определяющих порядок функционирования как организации в целом, так и ее отдельных структурных подразделений.

Принцип формализации предусматривает  формальное закрепление норм и правил функционирования организации в  виде приказав, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных подразделениях и должностных инструкций.

Применение принципов  регламентации и формализации позволяет  упорядочить процесс функционирования организации, сделать его более  планомерным и рациональным.

Механизм управления, кроме принципов и задач управления, включает в себя:

    • организационную структуру управления и его персонала;
    • экономические и юридические методы и ограничения;
    • информацию и технические средства ее обработки.

Функционирование механизма  управления обеспечивается администрацией предприятия, к которой относятся руководители высшего, среднего и низшего звена предприятия, а также специалисты, подготавливающие для руководителей необходимую информацию и документы.

Орган, управляющий производством  на предприятии, концентрирует внимание на конечном целевом результате и контролирует промежуточные результаты в целях недопущения их отклонений от конечного.

Система управления производством  представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет  предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.

Поскольку деятельность предприятия направлена на получение  и наращивание дохода, управляющие  органы должны выполнять следующие  задачи:

  • разработку и обоснование целей, обоснование деятельности предприятия на долговременную перспективу;
  • качественных и оперативных заданий подразделениям предприятия;
  • набор кадров, их расстановку, распределение обязанностей и регулирование численности и профессионального состава;
  • оперативное и повседневное регулирование деятельности предприятия и его структурных подразделений;
  • повышение эффективности производства за счет увеличения объемов продукции, снижения издержек производства, внедрения и использования достижений науки и техники.

Задачи, стоящие перед  органами управления, различаются на каждом предприятии в зависимости от конкретной внутренней и внешней социально-экономической ситуации.

Методы управления - совокупность способов и средств воздействия  управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.[1]

Метод управления характеризует  законченный акт воздействия  на объект управления. Различают экономические, организационные и социально-психологические  методы управления.

Экономические методы управления - способы воздействия посредством  создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

Применяя экономические  методы управления необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Обычно воздействуют через  систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Информация о работе Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт