Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение современных подходов к управлению в отечественной и зарубежной практике.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
рассмотрение современных подходов к управлению
анализ зарубежного и отечественного опыта в управлении

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Современные подходы к управлению…………...………………..5
Механизмы и методы управления……………. ………………………..5
Современные подходы к управлению предприятием...………………13
ГЛАВА 2. Зарубежный и отечественный опыт в управлении.......................17
2.1. Различные модели менеджмента........................................................ .….17
2.2. Зарубежный опыт «Тойоты» и перспективы его применения в России на примере ОАО «ГАЗ»......................................……………………………..…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

Sovremennye_podkhody_k_upravleniyu.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Составим общую сравнительную  таблицу основных моделей менеджмента[10]:

 

Характеристики модели

Американская модель

Немецкая модель

Японская модель

Система социальных ценностей

индивидуализм, свобода  выбора

социальное взаимодействие и согласие

взаимодействие и доверие

Роль трудовых коллективов

пассивная

активная

активная сопричастность

Основной способ финансирования

фондовый рынок

банки

банки

Временной горизонт инвестирования

краткосрочный

долгосрочный

долгосрочный

Стоимость капитала

высокая

средняя

низкая

Рынок капитала

высоколиквидный

ликвидный

относительно ликвидный

Основная экономическая единица (в крупном бизнесе)

компания

холдинг

финансово-промышленная группа

Тип инвестиций

радикальные

сложные

инкрементальные

Оплата менеджмента

высокая

средняя

низкая

Структура акционерного капитала

дисперсная

существенно сконцентрированная

сконцентрированная


 

Таким образом, мы видим, что каждая из этих моделей имеет  свои достоинства и недостатки. Но безусловно, для каждой из них есть место в бизнесе.

2.2. Зарубежный опыт «Тойоты» и перспективы его применения в России на примере ОАО «ГАЗ»

 

В рамках данной работы хотелось бы проанализировать структуру производственной системы «Тойоты» с целью установления логических взаимосвязей между основными ее элементами, а также выявления тех принципов, которые в ней используются, и тех целей, на достижение которых она направлена. С этих позиций наиболее подходящим способом отображения производственной системы «Тойоты» является пирамида (рис.).

 

 

 

 

 

 

 

Исключение

потерь

 

Производство широкой  номенклатуры изделий небольшими партиями

 

 

 

 

 

 

 

Принцип «точно вовремя»

 

Принцип автономизации

 

 

 

 

Визуальное управление

 

Пять S

 

Концепция производственного  потока

 

Выравнивание производства

 

 

Всеобщий уход за оборудованием

 

Концепция непрерывного улучшения

(кайдзен)

Пятикратное «Почему?»




 

Рис. Схема производственной системы «Тойоты»

 

 

Основанием производственной системы «Тойоты» можно считать два подхода – кайдзен и пятикратное «Почему?». Размещение этих подходов в основании пирамиды объясняется их универсальностью. Философия кайдзен подразумевает непрерывное улучшение деятельности с целью увеличения ценности и уменьшения потерь.

Кайдзен дополняется подходом для выявления проблем в работе и их устранения – пятикратным «Почему?» (пять раз задавая вопрос «Почему?», мы сможем выявить первопричину проблемы и устранить ее).

На втором уровне производственной системы «Тойоты» располагаются методики, которые позволяют добиться высокой отлаженности производства: рабочие дисциплинированы и работают в едином ритме, оборудование всегда находится в исправном состоянии, запасы максимально устранены, состояние производства понятно с первого взгляда. К этим методикам относятся:

  • визуальное управление;
  • система «пять S»;
  • концепция производственного потока;
  • выравнивание производства;
  • всеобщий уход за оборудованием.

Визуальное управление предусматривает такое размещение инструментов, деталей и индикаторов состояния производства, при котором каждый с первого взгляда может понять состояние системы. Визуальное управление на предприятии реализуется с помощью следующих инструментов: листок стандартных операций (точное описание стандартной операции, включающее время цикла, порядок действий рабочего в процессе производства, минимальное количество запасов для выполнения работы), андон (монитор, на который выводятся данные о текущем состоянии производства и предупреждения членам команды о неотложных проблемах) и канбан (карточка, которую прикрепляют к ящику с деталями; когда на линии сборки узлов нет свободных ящиков, нет и места для складирования готовых изделий).

«Пять S» представляет собой систему организации рабочего места, основанную на визуальном контроле. В нее включается пять принципов:

  • «организация» (удалить с рабочего места все ненужное);
  • «аккуратность» (расположить предметы в порядке, наилучшим образом отвечающем требованиям эффективности работы);
  • «уборка» (регулярно проводить тщательную уборку);
  • «стандартизация» (установить стандарты выполнения первых трех принципов);
  • «дисциплина» (соблюдать и по возможности улучшать установленные стандарты).

  Применение системы «пять S» повышает дисциплинированность работников и увеличивает производительность труда. Идея производственного потока в рамках отдельного участка заключается в объединении различных станков в единую технологическую цепочку. Станки располагаются параллельными линиями или под прямым углом (L-образно), чтобы один рабочий обслуживал несколько станков. Тем самым создается поток единичных изделий, что существенно снижает запасы незавершенного производства в рамках данного участка.

Еще одной методикой, которую применяют на «Тойоте», является выравнивание производства. Неравномерный поток продукции на производственной линии приводит к увеличению потерь. Это связано с тем, что по оборудованию, рабочим, запасам и другим элементам производства всегда должны быть резервы на случай увеличения объемов выпуска. При этом по мере приближения к более ранним этапам производства эти резервы будут все больше и больше. Для исключения колебаний по всей производственной цепочке предприятие должно свести к нулю уровень колебаний на конечной сборочной линии. В компании «Тойота» на конечной сборочной линии не допускается производство крупных партий одной и той же модели автомобиля. Производство выравнивается следующим образом: сначала собирают первую модель, потомь вторую, а затем снова первую. При этом базой для расчетов является месячный объем выпуска каждой модели и фонд рабочего времени.

«Всеобщий уход за оборудованием» представляет собой набор методов, направленных на то, чтобы каждый станок постоянно находился в работоспособном состоянии, а производство никогда не прерывалось. Основным из методов является практика самостоятельного обслуживания оборудования операторами.

Добившись высокой степени  отлаженности производства с помощью указанных методик, «Тойота» смогла внедрить на своих предприятиях следующие принципы (третий уровень производственной системы):

    • принцип «точно вовремя»;
    • принцип автономизации, или автоматизации с использованием интеллекта.

Принцип «точно вовремя» предусматривает поставку необходимых для производственного процесса деталей строго в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, которая добилась успеха во внедрении этого принципа, может свести к нулю складские запасы.                Однако в рамках традиционного способа организации производства, когда детали передаются с предыдущего процесса на последующий, реализовать принцип «точно вовремя» представляется весьма проблематичным. При производстве сложной продукции, процесс создания которой состоит из множества операций для поставки деталей на следующий процесс точно в срок на каждом участке должен поддерживаться определенный запас требуемых изделий. В этой ситуации потери предприятия только возрастут. Поэтому в компании «Тойота» был разработан принципиально новый подход к организации производства. Учитывая то, что более поздний производственный процесс от более раннего получает строго определенное количество деталей в нужное время, решили в рамках более раннего процесса производить только те детали, которые потребуются (при этом за отправную точку берется конечная сборочная линия). Для взаимодействия между несколькими процессами достаточно будет четко указать, сколько, чего и когда нужно. Данное средство передачи информации получило название «канбан» (карточка, указатель).

Вторым принципом, который  используется в производственной системе «Тойоты», является принцип автономизации. Данный принцип предполагает привнесение человеческого интеллекта в станки, которые благодаря этому могут самостоятельно обнаруживать анормальность процесса обработки и сигнализировать о том, что нужна помощь. За счет этого исключается возможность производства дефектной продукции, а также повышается производительность труда оператора, который может обслуживать несколько станков. При появлении проблемы и остановке станка выявляется первопричина неисправности и станок не запускается до тех пор, пока она не будет устранена.

Выстроив три «этажа» производственной системы, «Тойота» смогла достичь своей основной цели – всестороннего исключения потерь. При этом ключевым способом, с помощью которого была достигнута данная цель, является производство широкой номенклатуры изделий небольшими партиями. Производя продукцию подобным образом, предприятие снижает размер запасов, формирующихся между стадиями производственного процесса, и уменьшает риски, связанные с колебаниями спроса.

 Можно заметить, что японский опыт организации производства привлекателен возможностями не только роста производительности, снижения издержек и достижения высокого уровня качества продукции, но и его применения в условиях ограниченности денежных средств, что особенно актуально в современных российских условиях.

Однако широкого применения на отечественных предприятиях данные технологии пока не получили. С целью изучения распространенности управленческих новаций и деятельности по модернизации производственных систем Институтом комплексных стратегических исследований в 2008 г. был проведен опрос руководителей промышленных предприятий. Полученные данные показывают, что около трети предприятий имеют опыт применения отдельных элементов современных производственных систем. В основном они относятся к системе управления качеством (их используют 22 % опрошенных) и визуализации рабочих мест (используют 9 % опрошенных). Масштабные же проекты, затрагивающие различные производственные процессы, ведутся только на 5 % предприятий. Как правило, более активная работа по модернизации производственных систем ведется на крупных предприятиях машиностроения и металлургии.[8]

 В качестве примера удачного освоения производственной системы «Тойоты» российскими предприятиями можно привести Группу ГАЗ. Преобразования начались на ОАО «ГАЗ» в 2003 г. и в дальнейшем распространились на другие предприятия группы. На первом этапе при активном участии руководства автозавода была сформирована команда по внедрению новой производственной системы и началась разъяснительная работа с сотрудниками. В качестве пилотного участка был выбран участок сборки кабин «газелей». Специалисты по внедрению производственной системы совместно с работниками участка провели мероприятия по оптимизации потока создания кабин, стандартизировали рабочие операции, применили систему 5S и практику автономного обслуживания оборудования. В результате применения прогрессивных подходов процент кабин, годных с первого предъявления, вырос за два года с 2 % до 80 %, а из 245 наименований дефектов, имевших место в начале проекта, были полностью исключены 206. Численность работников была снижена с 258 до 196 чел. при одновременном увеличении числа собираемых кабин с 98 до 146 шт. за смену. Отшлифовав алгоритм действий по внедрению новой производственной системы на пилотном участке, руководство ОАО «ГАЗ» распространило ее действие на все предприятие. И это положительно сказалось на деятельности автозавода: в 2008 г. процент сдачи готовой продукции с первого предъявления практически достиг 100 %, производительность труда выросла на 65 %, а средняя заработная плата – на 60 % по сравнению с предыдущим годом. Накопив достаточный опыт, специалисты ОАО «ГАЗ» стали распространять новую производственную систему на другие предприятия группы: «Павловский автобусный завод», «Тверской экскаватор», «Автомобильный завод «Урал», «Ярославский завод дизельной аппаратуры» и другие. Существенный рост производительности, качества продукции был зафиксирован и на этих предприятиях. Однако крайне мало российских производителей, подобно ОАО «ГАЗ», удачно внедряют у себя производственную систему «Тойоты».[8]

Информация о работе Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт