Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение современных подходов к управлению в отечественной и зарубежной практике.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
рассмотрение современных подходов к управлению
анализ зарубежного и отечественного опыта в управлении

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Современные подходы к управлению…………...………………..5
Механизмы и методы управления……………. ………………………..5
Современные подходы к управлению предприятием...………………13
ГЛАВА 2. Зарубежный и отечественный опыт в управлении.......................17
2.1. Различные модели менеджмента........................................................ .….17
2.2. Зарубежный опыт «Тойоты» и перспективы его применения в России на примере ОАО «ГАЗ»......................................……………………………..…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………39

Файлы: 1 файл

Sovremennye_podkhody_k_upravleniyu.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Организационно-распорядительные методы управления - способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Воздействие носит директивный, обязательный характер. Оно основано на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

- организационное проектирование;

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а  распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и  нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих  фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.

Управление производством  осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

Социально-психологические методы управления - способы воздействия на объект управления: основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.

Поскольку участниками  процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное  поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Рассмотренные методы управления неразрывно связаны между собой, и искусство управления состоит  в овладении этими методами, в  правильном их выборе и сочетании, образующем механизм управления.

Следующая матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства  и методами управления, где число  знаков «+», характеризует степень  предпочтительности методов. 

 

Методы управления

Стили управления

 

Автократический

Демократический

Либеральный

Экономические

++

++

+

Организационно-распорядительные

+++

++

+

Социально-психологические

+

+

+++


 

Автократический стиль  управления - явно тяготеет к организационно- распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение.

Либеральный стиль руководства  существенно тяготеет к социально - психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и  ответственности. Наибольшие потенциальные  возможности использовании методов  управления у демократического стиля управления.[5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Современные подходы  к управлению

 

Эффективность и качество управленческого труда определяются, прежде всего, обоснованностью методологии  решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Современный руководитель должен знать методологию менеджмента, в том числе его основные подходы.

Подход – исходная позиция, которая определяет направленность менеджмента относительно определения  и достижения поставленных целей. Выбор  подхода зависит как от цели управления, так и от наличия информации об объекте.

Научные подходы к  изучению менеджмента развиваются  в соответствии с развитием современных  технологий ведения бизнеса.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет  установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:

1. Комплексный

При применение комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и  их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный

Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

- между отдельными  подсистемами и элементами системы  менеджмента;

- между стадиями жизненного цикла объекта управления;

- между уровнями управления  по вертикали;

- между уровнями управления  по горизонтали.

Термеэнтеграция – это  углубление сотрудничества субъектов  управления их объединения, управление взаимодействия и взаимосвязи между  компонентами системы управления.

3. Маркетинговый

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при  решении любых задач на потребителя:

- повышение качеств  объекта в соответствии с нуждами  потребителя;

- экономия ресурсов  у потребителя за сет повышения  качества;

- экономия ресурсов  в производстве за счет факторов  масштаба производства, научно-технического  процесса (НТП);

- применение системы  менеджмента.

4. Функциональный

Сущность функционального  подхода к менеджменту заключается  в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. Динамический

При применении динамического  подхода объект управления рассматривается  в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный

Это подход ориентированный  на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с  лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.

7. Процессный

Рассматривает функции  управления, как взаимосвязанный  процесс управления является общей  суммой всех функций, серией непрерывных  взаимосвязанный действий.

8. Нормативный

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:

- целевой подсистемой;

- функциональной подсистемой;

- обеспечивающие подсистемы.

9. Количественный

Сущность количественного  подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и  не только словами.

10. Административный 

Сущность административного  подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности  элементов систем менеджмента в  нормативных актах.

11. Поведенческий

Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.

12. Ситуационный

Концентрируется на том, что пригодность различных методов  управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

13. Системный

При системном подходе  любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных  элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе “вход” перерабатывается в “выход”. Важнейшие принципы:

- процесс принятия  решения должен начинаться с  выявления и четкого формулирования  конкретных целей;

- необходимое выявление  и анализ возможных альтернативных  путей достижения цели;

- целей отдельных подсистем  не должны вступать в конфликт  с целями всей системы;

- восхождение от абстрактного  к конкретному;

- единство анализа  и синтеза логического и исторического;

- проявление в объекте  разнокачественных связей и взаимодействий.

В данном примере в  виде системы может выступать  любая фирма ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества выхода системы сначала необходимо обеспечить высокое качество входа, а затем высокое качество процесса и внешней среды, если, например, качество входа машиностроительного предприятия удовлетворительно, то какие бы не были на предприятие технологии, оборудование, кадры и т.д. качество выхода тоже будет удовлетворительно.

Если качество входа  отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество выхода будет удовлетворительным, т.е. оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к выходу системы, затем к выходу и внешней среде, и только потом к процессу.[3]

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Зарубежный и отечественный опыт в управлении

2.1. Различные модели  менеджмента

На современном этапе  развития деловых отношений выделяют две концептуально отличающиеся теории менеджмента: западную и восточную. Западная теория менеджмента лежит  в основе управления экономиками  стран Западной Европы и США, восточная - в основе практики управления в странах Юго-Восточной Азии и Китая.

Теория любого менеджмента  имеет три источника:

1. территориальный и  климатический факторы, влияющие  на экономическое развитие страны;

2. философию, разделяемую  жителями определенной территории: основополагающие идеи, ценности, цели, принципы, нормы и правила поведения;

3. структурированную  систему ответов на основополагающие  вопросы управления бизнесом, которая  определяется философской основой  менеджмента алгоритм внедрения,  развития и модификации системы управления бизнесом.

Характерными чертами  западной модели менеджмента являются:

  • индивидуальная ответственность;
  • самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
  • отсутствие чувства преданности сотрудников своему рабочему месту;
  • решение принимает один руководитель, без помощи своих подчиненных, которые только помогают ему выбрать решение, чаще всего на основе анализа издержек производства, сбыта;
  • деловые отношения никогда не совмещаются с личными
  • западный стиль менеджмента не допускает в качестве ключевого инвестора банки или инвестиционные фонды.

 

 

Германская  модель менеджмента:

  • дальновидность;
  • высокая дисциплина;
  • более длительный процесс внедрения новшеств модернизации производства.

Специфика немецкой модели управления:

  1. руководство компанией осуществляется двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Их функции разделены, и никто не может совмещать должности обеих структур. Членами правления являются только сотрудники фирмы, наблюдательный совет может частично формироваться работниками (в зависимости от размеров компании);
  2. численность наблюдательного совета устанавливается законом и не может быть изменена акционерами;
  3. данная модель предусматривает ограничение прав акционеров в части голосования;
  4. банковское финансирование деятельности компаний предпочтительнее акционерного;
  5. банки имеют право голосования на собраниях.

Особенности немецкой модели менеджмента:

1. Стимулирование профессиональной подготовки. Характерные черты немецкой модели менеджмента можно обнаружить в национальной системе профессионально-технического образования, отличающейся вниманием к инженерному делу, техническому обучению и ремеслам и являющейся, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Она обеспечивает подготовку молодежи в возрасте 16-21 лет в течение 3 лет с получением государственного диплома. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание образовательной программы в системе профессионально-технического образования утверждается тремя институтами - правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

Стимулирование роста профессионального  мастерства играет важную роль в немецких фирмах. При этом оно не ограничивается только рабочими или ключевыми специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами и инструкциями. Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно быстро и безболезненно, а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

2.Техническая подготовленность менеджеров. Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место в англосаксонских странах. Менеджеры среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

Информация о работе Современные подходы к управлению: отечественный и зарубежный опыт