Современные подходы в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть исторические предпосылки возникновения современных подходов к управлению персоналом. Современные подходы к управлению. Дать комплексную характеристику .
В связи с этим поставлены следующие задачи:
• указать миссию и цели предприятия;
• проанализировать динамику основных показателей деятельности; привести организационную структуру; конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
1.Исторические предпосылки возникновения методов управления.. 4
1.1. Количественные теории …………………………………. 7
1.2. Процессный подход …………………………………….. 9
1.3. Концепция системного и ситуационного подходов………. 13
1.4. Наиболее яркие представители школ и их вклады в теорию
менеджмента ……………………………………………… 17
2.Управление организацией 24
2.1.Объект и предмет теории управления…………………………… 24
2.3.Понятие управления……………………………………………… 25
3. Основы управленческих отношений в организациях…………… 27
3.1.Философия и концепция управления персоналом ……………… 34
3.2.Принципы управления…………………………………………… 42
3.3.Управленческий контроль……………………………………… 45
Заключение…………………………………………………………… 47
Список используемой литературы…………………………………… 49

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 298.50 Кб (Скачать файл)

             

 

 

 

      Курсовая работа по дисциплине:          

 

На тему: «Современные подходы в управлении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                 

                                              Содержание

 

Введение………………………………………………………………     3

1.Исторические  предпосылки возникновения методов  управления..  4                                                                                                                                                                

    1. Количественные теории    ………………………………….         7                                             
    2. Процессный подход ……………………………………..              9
    3. Концепция системного и ситуационного подходов……….       13
    4. Наиболее яркие представители школ и их вклады в теорию              

          менеджмента  ………………………………………………         17                                    

2.Управление  организацией                                                                    24

2.1.Объект и  предмет теории управления……………………………  24

2.3.Понятие управления………………………………………………   25

3. Основы управленческих  отношений в организациях……………    27

3.1.Философия и концепция управления персоналом ………………   34

3.2.Принципы управления……………………………………………     42

3.3.Управленческий контроль………………………………………       45

Заключение……………………………………………………………      47

Список используемой литературы……………………………………   49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Введение

Сегодня фактически всеми признается, что человек является главной производительной силой общества. Передовые компании рассматривают людей, как самый главный разряд фирмы, важнейший источник производительности труда. Ставится вопрос системного подхода к совершенствованию и развитию программ ориентированных на человека. В современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость персонала предприятия становится все более важным стратегическим ресурсом по сравнению с финансовым и производственным капиталом.

Центральным вопросом становится, как преодолеть разрыв между развитием инновационных стратегий, новых организационных структур и способами управления человеческими ресурсами.

Проблема Российских предприятий заключается в том, что финансовая ситуация и финансовая система устраняет вопросы управления персоналом с центральных позиций. Ставится вопрос, где взять деньги? Но не ставится вопрос, как создать команду, делающую эти деньги?

В современных условиях усиливается роль дифференцированного подхода к персоналу, создание гибких форм работы с человеческими ресурсами, что требует решения задач качественного изучения трудовых ресурсов, трудовых коллективов, разработку корпоративной политики управления персоналом.

Цель работы - рассмотреть исторические предпосылки возникновения современных подходов к управлению персоналом. Современные подходы к управлению. Дать комплексную характеристику .

В связи с этим поставлены следующие задачи:

  • указать миссию и цели предприятия;
  • проанализировать динамику основных показателей деятельности; привести организационную структуру; конкретизировать факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия;
  • указать используемые методы управления;
  • охарактеризовать роль руководителя, стиль руководства.

 

             1. Исторические предпосылки возникновения современных              

                                методов    управления

 

Научная школа управления Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает немало примеров рационального управления не только отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями. При этом уровень управления, его качество являлись определяющим началом в благополучном развитии целых народов, однако до нас не дошли сколь либо достоверные данные о развитии теории управления, а бум теоретической мысли начался в нач. XX века. Он связан с тем, что в 1911 году инженер Тейлор опубликовал свои исследования в книге "Принципы научного управления". Этот год традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Сложились в основном 5 направлений: школа научного управления, школа административного управления, школа с позиции человеческих отношений и психологии человека, школа с позиции поведения человека в производстве, количественный подход. Правда, в некоторых источниках литературы взаимосвязь между школами очень сглажена, классическую школу называют административной, а административную – научной. В развитие менеджмента модно выделить несколько этапов.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предположили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.) Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д. Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений. Неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг.

На этом этапе просматриваются три основные тенденции: · возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства; создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления. Участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; усиление международного характера управления.

Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.

                        

      1. Количественные теории управления

         В рамках системного подхода распространились также многочисленные количественные теории управления, толчком к возникновению которых послужило появление и широкое распространение кибернетики, общей теории систем исследования операций и других математических методов. Их сторонники, опираясь на формализованные описания различных ситуаций, пытались с помощью моделирования найти оптимальные решения стоящих перед организацией проблем.

Метод исследования операций включал в себя два направления. Первое решало задачи:

— управления запасами (определение оптимальных размеров резервов при условии, что их создание связано с определенными издержками);

— распределения ресурсов между отдельными потребителями с учетом степени эффективности их использования;

— массового обслуживания (определение правил и очередности выполнения действий, образующих тот или иной процесс);

— выбора маршрута и уточнения работ во времени;

— определения графика замены устаревшего оборудования;

— поиска оптимального решения путем рационального перебора его вариантов.

Это имело цель облегчения долгосрочного планирования, программирования, прогнозирования, создания условий для правильного принятия решений в обстановке, когда управление сталкивается с огромными объемами информации, учет, оценка, интеграция которой обычными методами невозможны.

Второе направление, получившее название эконометрического, состояло в создании моделей, отражающих наиболее характерные черты и закономерности тех или иных экономических явлений и процессов.

Обычно модель управленческого процесса может быть представлена как система уравнений и неравенств, состоящих из набора переменных величин (известных и неизвестных) и параметров, отражающих количественные связи между ними. Задавая величину известных переменных («входы» модели), можно на основе математических расчетов определить значения неизвестных («выходы»), иными словами, показать, как будет (или должен) вести себя управляемый объект при воздействии на него тем или иным способом и к каким результатам это приведет.

Но надежды, возлагавшиеся на применение этих методов, не оправдались в связи со сложностью социальных систем и тем, что их поведение весьма слабо поддается количественному анализу. Тем не менее, обобщение полученного опыта дало дополнительный импульс развитию системного подхода.

 

                      1.2 Процессный подход в управлении

В чем же суть процессного подхода в управлении? До сих пор, фактически, господствует функциональный подход. То есть считается, что фирма - это некий механизм, который обладает набором функций. Эти функции распределяются среди подразделений, где их исполняют сотрудники предприятия. Выполняя свои узкоспециальные задачи, сотрудники перестают видеть конечные результаты труда всего предприятия и осознавать свое место в общей цепочке. Такая система заставляет персонал хорошо исполнять функции, но не ориентирует на достижение результата. А ведь именно результативность - мера успеха бизнеса. Разные отделы взаимодействуют, передают работу друг другу по этапам. И зачастую на взаимодействие между подразделениями уходит больше времени, чем на выполнение собственно работы, так как представители одного подразделения не заинтересованы в эффективном сотрудничестве с представителями соседнего. Это порождает различного рода разногласия, в которых забываются общие интересы. Зато горячо отстаиваются интересы собственные. Конфликт интересов - еще одна большая проблема, порождаемая природой функциональной организации труда.

Вот к какому выводу пришли специалисты, осмысливая недостатки функционального подхода. Следует обратить внимание на процессы, происходящие на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют все службы, и ориентированы на конечный результат. Мы начинаем управлять процессами, выстраивать их такими, какими они нужны предприятию. С точки зрения процессного подхода, организация предстает как набор процессов (при функциональном подходе - это набор функций). И управление предприятием становится управлением процессами. Каждый процесс при этом имеет свою цель. Управляя процессами и постоянно их совершенствуя, предприятие добивается высокой эффективности своей деятельности.

Блестящая, убийственная критика традиционной иерархии - принцип Питера (В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности) и закон Паркинсона (Объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы заполнить время, выделенное на ее выполнение). Принцип Питера: основная личная цель в иерархии - движение вверх (в результате - "сливки поднимаются вверх, пока не прокиснут"); в процессном варианте просматриваются другие цели - совершенствование мастерства, освоение смежных профессий. Закон Паркинсона: начальник назначает работу и задает время выполнения - откуда он знает, сколько времени понадобится именно этому работнику? Процессный подход закладывает идеологию постоянных улучшений, в том числе сокращения временных затрат.

Информация о работе Современные подходы в управлении