Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций
На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.
Функции оргкультуры
По отношению к
организации культура
1. Охранная - создание барьера, ограждающего организацию от нежелательных внешних воздействий, реализуется через запреты, «табу», ограничивающие нормы.
2. Интегрирующая - формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление других включиться в нее, что облегчает решение кадровых вопросов.
3. Регулирующая - поддерживает правила и нормы поведения работников, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.
4. Адаптивная - облегчает приспособление людей друг к другу и к организации, реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, совместные мероприятия.
5. Ориентирующая - направляет деятельность организации и ее участников.
6. Мотивационная - создает необходимые стимулы.
7. Формирование имиджа организации (образа в глазах окружающих). Имидж является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.
2. Менеджмент и организационная культура
Для практики управления важно получить от теории ответ на два вопроса: что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации.
В нашей стране организационная культура, к сожалению, заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры вместо руководителей структурных подразделений, кадровиков, специалисты в области маркетинга вместо снабженцев и т. д.). В то же время, стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы.
Культура пронизывает весь процесс управления, играет важную роль в процессе общении, определяя логику мышления и восприятие вербальной и невербальной информации.
Люди с разными, особенно в национальном и религиозном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.
Г. Хофстид сформулировал пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры.
По дистанции власти (ДВ), определяемой отношением к проблеме неравенства людей, его допустимой степенью.
По роли индивидуалистского начала (ИН), характеризующегося теснотой связи индивида и общества, готовностью людей действовать в одиночку.
По степени неприятия
По степени ориентированности на будущее (ОБ). Организация может жить вчерашним, сегодняшним днем или стремиться к перспективной выживаемости, обеспечиваемой сбережениями, накоплением богатств и пр.
По уровню мужественности (МУ), выражающемуся в характере распределения под влиянием культурных традиций социальных ролей между полами. Культура с жестким закреплением ролей—мужественная; со слабым—женственная. В мужественных культурах абсолютно доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым.
Параметры характеристики национальной культуры Г. Хофстида
(В — высокая; С — средняя; Н — низкая)
Параметры |
США |
Германия |
Япония |
Франция |
Россия |
Китай |
Дистанция власти (неравенство людей) |
н |
н |
с |
в |
в |
в |
Роль индивидуалистского начала (готовность людей действовать в одиночку) |
в |
в |
с |
в |
с |
н |
Уровень мужественности (закрепление ролей: жесткое–мужская, слабая–женская) |
в |
в |
в |
с |
н |
с |
Степень неприятия неопределенности (стремление ее избежать) |
н |
с |
в |
в |
в |
с |
Ориентированность на будущее (перспективная выживаемость,бережливость) |
н |
с |
в |
с |
н |
в |
Взаимодействие менеджмента и
организационной культуры
1. Управленцы могут действовать строго в рамках культуры.
2. Менеджеры могут идти «
3. Действовать частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей.
4. Цели управления вызывают необходимость преобразования сложившейся культуры.
В связи с этим изменение
культуры организации
Существует три возможных сочетания изменений в поведении и культуре в организации.
Первое сочетание - изменения в культуре без изменений в поведении. В этом случае работники могут изменить одно или несколько верований или ценностей, но при этом они не способны изменить свое соответствующее поведение. Люди в организации не обладают требуемыми для изменения поведения в данных условиях способностями и подготовкой.
Второе сочетание — изменение поведения без изменений в культуре. Группа или группы работников могут быть убеждены в том, что организационные изменения должны произойти, хотя при этом отдельные работники могут не хотеть этого. Люди меняют свое формальное поведение из-за боязни потерять получаемую компенсацию или получают удовлетворение от умения подстроиться к новому положению дел, а не потому, что они на самом деле глубоко верят и ценят.
Третье сочетание — изменения происходят и в области поведения, и в области культуры. Это ситуация постоянных изменений, люди верят и ценят то, как они по-новому делают свою работу. Поведение и культура взаимно усиливают и поддерживают друг друга.
Различается два пути влияния культуры на организационную жизнь:
- культура и поведение взаимно влияют друг на друга;
- культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Набор критериев, выбираемых руководством для анализа организации, может быть связан непосредственно с уровнем организационного взаимодействия: организация — внешняя среда; группа — группа; индивид — организация. Для каждого уровня (индивид, группа, организация) могут измеряться как эффективность их функционирования с точки зрения интересов организации и удовлетворенность. Эта схема имеет сложности в реализации.
На практике чаще используется модель Сате.
Влияние культуры
на организационную жизнь Сате
рассматривает через семь
• кооперация между
индивидами и частями
• принятие решений;
• контроль;
• коммуникации;
• посвященность организации;
• восприятие организационной среды;
• оправдание своего поведения.
Первые три процесса
соответствуют первому,
Считается, что
независимо от стадии развития
организации, руководство
Знаменитые японские кружки качества, как элемент организационной культуры, показали в Японии высокую эффективность и способствовали повышению удовлетворенности работников японских фирм. Однако они не получили развития в Европе и США. Это говорит о том, что приобретенное в рамках национальной культуры ею поддерживается и развивается, а при перенесении в другие национальные условия теряет такую поддержку и эффективность.
Управление организационной
культурой осуществляется с
≈ контроль за ее состоянием со стороны менеджеров;
≈ пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам;
≈ подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается;
≈ широкое использование символики, обрядов, ритуалов.
Основными методами поддержания корпоративной культуры являются следующие.
Объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Своими повторяющимися действиями менеджер дает знать работникам, что является важным и что ожидается от них.
Реакция
руководства на критические
Моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненным через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные «культурные» сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе.
Критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий, которые обычно привязаны к определенным образцам поведения, указывают на ценности, имеющие значение для организации.
Критерии принятия на работу, продвижения и увольнения. Критерии кадровых решений могут помочь или помешать укреплению существующей в организации корпоративной культуры.
3. Виды организационных культур
Культуры не бывают плохие
или хорошие, они бывают
Организационные культуры различают по нескольким параметрам. Самый краткий и точный вариант их классификации дал американский исследователь Уильям Оучи. Он выделил три их основных вида:
1. рыночную культуру, которая характеризуется господством
стоимостных отношений и ориентацией
на прибыль. Источником власти в рамках
такой культуры является собственность
на ресурсы;
2. бюрократическую культуру,
основанную на господстве регламентов,
правил и процедур. Источником власти
здесь служит должность членов организации;
3. клановую культуру, дополняющую
предыдущие. Ее основу составляют внутренние
ценности организации, направляющие деятельность
последней. Источником власти здесь служат
традиции.
Исходя из таких обстоятельств, как - ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной стороны, открытость и закрытость — с другой, выделяют следующие ее типы.
Бюрократическая культура характеризуется регулированием деятельности организации на основе документов, четких правил, процедур; оценке персонала по формальным принципам и критериям. Источником власти является должность. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.
Опекунская культура проявляется в благоприятном морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статуте сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений. Культура гарантирует персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.
Праксиологическая (гр. ргаktikоs — деятельный) культура основывается на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле, оценке деятельности по результатам. Власть руководителя основывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Допускается незначительное привлечение работников к управлению.
Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им