Современный подход к персоналу и управлению им

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:53, курс лекций

Описание работы

На разных стадиях развития производственных отношений и экономического роста использовались разные виды управления трудом.
Ремесленный труд представлял собой простую форму управления деятельностью работника. Задачи управления трудом в тех условиях заключались в поддержании сложившейся организации труда, системы оплаты и режима работы, осуществлении надзора и контроля за исполнителями.

Файлы: 18 файлов

лек 1_1.doc

— 97.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 10_10.doc

— 106.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 11_11.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 12_12.doc

— 83.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 13_13.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 14_14.doc

— 96.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 15_15.doc

— 120.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 16_16.doc

— 85.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 17_17.doc

— 108.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 18_18.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 2_2.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

 ° явно делила труд на управленческий и исполнительский, предусматривала узкую специализацию и жесткий пооперационный контроль.    

 ° отличалась слабой зависимостью от субъективного фактора производства.    

 Отличительная черта  современного производства - внедрение и использование новых достижений науки и техники (ЭВМ, современные средства связи, био- и лазерной технологии и т.п.), вследствие чего численность персонала сокращается с повышением значимости специалистов. Современное производство сильнее зависит от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности в дела организации.     

 В последние годы во внутриорганизационном управлении выделился ряд новых профессий и специальностей, в том числе специалисты по набору персонала (рекрутеры), интервьюеры (психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы), методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, специалисты по профориентации и организационному планированию.      

  Концепция управления персоналом это система теоретических и методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях работы организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы  управления персоналом и разработку технологии управления   персоналом.   

    Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего  целям и задачам организации, методов и принципов управления  персоналом.  

      Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.  

    Технология управления персоналом предполагает организацию  найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и  организацию труда, управление безопасностью персонала, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости и др.   

 Основу концепции  управления персоналом организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.    

 Изменения в экономической  и политической системах в  нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. В организации можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на людей:   

 Первый — иерархическая структура организации, где основное средство воздействия  - отношения власти-подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроль за распределением материальных благ.    

 Второй — культура, т.е. формируемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.    

 Третий — рынок, сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя. 

 

Закономерности  управления  персоналом    

 Управление персоналом  организации опирается не только  на законы и закономерности, изучаемые  различными науками, связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.), но и на закономерности, присущие только этому процессу.    

 На основе исследований и  опыта построения системы управления  персоналом в организациях можно  выделить основные закономерности, которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации:   

= соответствие системы управления персоналом требованиям производства - целям, особенностям, состоянию и тенденциям развития производственной системы;   

= системное формирование управления персоналом -  учет всех взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, между системой управления персоналом и системой управления организации в целом, а также производственной системой и внешней средой;   

=оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления персоналом - чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже ступень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления персоналом, и наоборот;  с развитием производства и изменением его форм меняется уровень централизации управления персоналом;    

= пропорциональное сочетание совокупности подсистем и элементов системы управления персоналом - совершенствование одной подсистемы или элемента системы управления персоналом может привести к диспропорциям в целостной системе управления;   

= пропорциональность производства и управления - оптимальность соотношения численности работников системы управления  персоналом  и производственной системы;   

= необходимое разнообразие системы управления персоналом означает - система управления персоналом должна соответствовать производственной системе; для сложной системы управления предприятием невозможно создать простую систему управления персоналом;   

= изменение состава и содержания функций управления персоналом с развитием самой организации;   

= сокращение звеньев управления персоналом - чем меньше уровней управления имеет система управления персоналом, тем она эффективнее работает;   

= единство действий закономерностей управления персоналом - ход управления персоналом является результатом действия разных факторов, закономерности взаимодействуют и влияют друг на друга своими свойствами, что сказывается на результате. 

 

Принципы  управления    

 Для понимания сущности управления персоналом кроме знания закономерностей необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом.     

  Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.     

 Управление персоналом  осуществляется на основе следующих  традиционных принципах: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.     

 Ряд американских  и японских корпораций широко используют следующие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой, консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.     

  Принципы построения системы управления персоналом (ППСУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.     

 Различают две группы  таких принципов:   

- характеризующие требования  к формированию СУП,   

- определяющие направления  развития СУП организации.    

 Взаимосвязь принципов зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации. Эти принципы следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Принципы постоянны и обязательны, а методы могут меняться при изменении условий и факторов воздействия. Принцип позволяет формировать систему методов и каждый метод в отдельности.  

 

2. Методологические  основы управления персоналом 

 

 

      Управление как воздействие на производственную деятельность людей, объединенных в рабочие группы, трудовые коллективы и другие социально-экономические системы, в современном менеджменте принято называть управлением персоналом.     

 На каждом предприятии система  управления персоналом как часть  общей социально-экономической системы  состоит из двух подсистем: управляемой и управляющей. Управляемая подсистема служит основным объектом управления: все производственные подразделения и функциональные службы со своим персоналом, обеспечивающие непосредственный процесс производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их реализацию потребителям. Управляющая подсистема как субъект управления включает работодатель или его представители - менеджеры, наделенные специальными руководящими полномочиями.     

 По определению А. Файоля, все операции, какие только встречаются  на предприятиях, можно разделить на шесть следующих групп, которые встречаются всегда и везде:   

= технические операции — производство, выделка и обработка продукции;   

= коммерческие операции — покупка, продажа и обмен материалов и продуктов;   

= финансовые операции — привлечение денежных средств и распоряжение ими;   

= страховые операции — страхование и охрана имущества и работников;   

= учетные операции — бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика;   

= административные операции — предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль.    

 Первые пять общих  функций хорошо известны всем  менеджерам, но ни на одной  из них не лежит управленческая  задача выработки общей программы  развития предприятия, подбора  его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции образуют особую функцию, которую обычно принято называть управлением. Управлять, по словам А. Файоля, значит предвидеть, организовать, распоряжаться, координировать и контролировать деятельность персонала.    

 В современном менеджменте,  включая и теорию управления  персоналом, к основным организационно-управленческим  функциям относятся следующие виды деятельности:

- обоснование цели;

- формирование стратегии; 

- планирование работы;

- проектирование операций;

- организация процессов,  координация работы;

- мотивирование деятельности;

- контроль за ходом  работ; 

- оценка результатов; 

- корректировка цели;

- изменение плана работы.     

 Без знания общей  методологии управления невозможно  установить соотношение методов и стиля управления, разработать эффективные способы и приемы воздействия руководителей на своих работников, создать на предприятии эффективную систему управления персоналом, упорядочить процесс управления трудовой деятельностью работников.   

     Наука управления (теория управления) - внеэкономическая категория,  познает и раскрывает основные закономерности воздействия на работников различных категорий в процессе труда и механизм социально-трудовых отношений руководителей и персонала, в ней велика степень неопределенности, невозможно спланировать и установить сроки открытий.    

    Практика (искусство) управления — внутриэкономическая категория, ее задача развивать производство и создавать новую продукцию на основе научных достижений,  выполнять работы и услуги в соответствии с требованиями рынка, положительный результат практики всегда реален и требует планирования.     

 В основе развития  практики управления экономикой  и производством лежат принципы  и закономерности, выявленные наукой  управления.     

 К классическим принципам управления основатели научной школы менеджмента относили следующие четырнадцать важнейших требований: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства; единство руководства; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.    

 Современные принципы менеджмента и управления персоналом главное внимание уделяют человеческому фактору, неотделимы от культуры управления: лояльность, честность и доверие к работающим; ответственность, качество личной работы и ее совершенствование как обязательное условие успешного менеджмента; создание атмосферы, способствующей раскрытию личного потенциала каждого работника; обязательное установление долевого участия персонала в общих результатах; своевременная реакция на изменения как во внутренней, так и во внешней окружающей среде; непосредственное участие менеджеров в работе групп как условие согласованной работы на всех ее этапах; умение менеджера общаться; этика бизнеса; видение перспектив развития организации.    

лек 3_3.doc

— 95.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 4_4.doc

— 123.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 5_5.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 6_6.doc

— 99.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 7_7.doc

— 82.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 8_8.doc

— 84.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

лек 9_9.doc

— 94.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Современный подход к персоналу и управлению им