Создание команд в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Цель магистерской диссертации заключается в исследовании развитии теоретических представлений о феномене команды, ее формировании, управлении ею в организациях и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию командной работы на предприятиях.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- разграничить понятия «группа» и команда», уточнить сущность термина «команда»;
- определить факторы, влияющие на эффективную работу команды;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и практические аспекты команд в организации
1.1 Сущность группы и команды. Преимущества и недостатки команды
1.2 Типы команд в организации
1.3 Модели развития команды
1.4 Роли в команде по методике Р.М. Белбина
2. Команда …: диагностика и управление
2.1. Общая характеристика …
2.2. Диагностика командных ролей и эффективности деятельности команды
2.3. Рекомендации по управлению командой …
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

теория (1).docx

— 83.49 Кб (Скачать файл)

- командная структура  является одним из трех основополагающих  элементов научающейся организации (организации, все члены которой  участвуют в идентификации и  решении проблем, что дает ей  возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит, развивать способности  к росту, обучению и достижению  поставленных целей).

Несмотря на впечатляющее количество «плюсов» команд, они также не обделены недостатками:

- в команде могут возникнуть  эффекты группового давления  и единомыслия;

- команды не универсальны  и подходят не для всех ситуаций (например, для решения простых  задач им может потребоваться  излишнее количество времени  по сравнению с тем же индивидуальным  работником);

- эффективная команда  – многогранное явление, построение  которого отнимает значительное  количество времени и других  ресурсов организации.

Рассматривая различия данных явлений в организации и видя преимущества команд над группами, перед тем, как принять решение о создании в организации команд, все же непременно необходимо задаться вопросом: какие именно проблемы стоят перед предприятием и целесообразно ли такое затратное мероприятие, как построение команд. Ситуации, в которых предпочтительно использование команд или групп, представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Ситуации предпочтительного использования групп и команд

Источник: С. И. Файбушевич. Как создать эффективную команду (http://www.iteam.ru/publications/human/section_87/article_3785)

Для получения преимуществ, которые имеет командная работа, недостаточно просто собрать вместе людей, дать им общую цель, назначить рамки ответственности и поощрения за результаты труда.

Рассмотрим условия, которые влияют на возможность достижения потенциала членов коллектива и всей команды в целом.

1. Численность команды. В  командах с большим числом  участников ее члены предрасположены  к беспорядочным и излишним  коммуникациям, что может привести  к дезорганизации и конфликтам. Сложно достигнуть согласия между  всеми членами команды, поэтому  в обсуждениях иногда учитывается  мнение только ключевых участников, что может способствовать появлению  у остальных чувства отстраненности  и безразличия. При малочисленной  команде трудно обеспечить взаимозаменяемость, а в некоторых случаях просто  невозможно обеспечить законченный  производственный процесс.

Команда в идеале должна быть небольшой, но достаточной для того, чтобы достичь поставленной цели. Компетенции и навыков участников должно хватить для решения стоящих перед ними задач. В качестве оптимальной численности группы исследователи обычно указывают 5-9 человек.

2. Состав. Многочисленные  исследования команд в организациях  показали, что наибольшей эффективностью  обладают гетерогенные коллективы. Таким образом, желательно, чтобы  в команде присутствовали как  мужчины, так и женщины разных  возрастов. Наличие разнообразного  опыта и навыков также будет  являться существенным плюсом. Это  обеспечит присутствие разных  точек зрения, возможность рассмотрения  проблемы с разных сторон.

3. Групповые нормы. Нормы  устанавливают рамки допустимого  и обуславливают ожидаемое поведение  членов группы, определяют ключевые  ценности и ожидания от той  или иной командной роли. Нормы  в команде должны способствовать  максимально продуктивной ее  работе и не должны ограничивать  креативность и инициативу членов  команды.

4. Сплоченность. Сплоченность  команды – это степень общности  участников, уровень их мотивации  оставаться в группе.9 Высоко сплоченная команда – это коллектив, члены которого испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если цели и той, и другой согласуются между собой. У сплоченных команд меньше проблем в общении, меньше конфликтов.

5. Групповое единомыслие. Групповое единомыслие – это  тенденция подавления отдельной  личностью своих действительных  взглядов на какое-нибудь явление  с тем, чтобы не нарушать гармонию  команды.10 Участники считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов команды то, что понимается как согласие и гармония, участник решает, что лучше не высказывать своего мнения. Когда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.

6. Конфликтность. Различие  во мнениях обычно приводит  к более эффективной работе  коллектива. Однако оно также  повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями  и полезен, он может также привести  к внутрикомандным спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые пагубны. Поэтому в задачу менеджеров входит поиск путей для снижения конфликтности.

7. Статус членов команды. Статус той или иной личности  в организации или команде  может определяться рядом факторов, включая такие, как старшинство  в должностной иерархии, название  должности, образование, социальные  таланты, информированность и накопленный  опыт. Исследования показали, что  члены команды, чей статус достаточно  высок, способны оказывать большее  влияние на решения, чем участники  с низким статусом. Это не всегда  ведет к повышению эффективности, поэтому необходимо прилагать  усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих  более высокий статус, не доминировали.

8. Роли членов команды. Критическим фактором, определяющим  эффективность работы команды, является  поведение каждого из ее членов. У индивидуальных участников команды есть две роли: функциональная и командная.

9. Вклады членов команды. Трудовые вложения, вносимые членами  команды, должен быть примерно  равны. Не должно быть ситуации, при которой львиную долю бремени  работы несут на себе всего  несколько участников. В конечном  итоге, команда, скорее всего, их  и потеряет, а с ними и всю  самую эффективную свою часть. Остальные, недозагруженные работники, при таком состоянии вещей и не развиваются, и перестают чувствовать себя неотъемлемой частью коллектива, что также может повлиять и на их уход.

Таким образом, внимание к вышеозначенным параметрам позволит создать такую внутрикомандную атмосферу, при которой участники смогут легко и наравне взаимодействовать друг с другом, не тратя времени на излишние коммуникации и конфликты; идеи и решения, производимые командой, будут наиболее эффективными и охватывающими разные стороны проблемы. Работающие должным образом команды способны решать ключевые задачи организации и, таким образом, вести всю организацию к успеху.

 

1.2 Типы команд в организации

Различные ситуации, требующие компетентного участия слаженной группы специалистов, подразумевают и образование различных команд. Рассмотрим, какие их типы могут быть созданы в организации в зависимости от насущных необходимостей.

По продолжительности существования различают команды следующих двух типов.

1) Кросс-функциональная (межфункциональная) команда формируется из представителей различных подразделений формальной организации и отражает их интересы. Для команд этого типа характерно наличие конкретного, одноразового задания, обозначающего результат, проблему или возможность. Продолжительность существования команды определяется завершенностью задания. Для членов такой команды работа над заданием является вторичной по отношению к их основной работе. Руководитель команды может быть формально назначенным или выбранным из членов команды.

2) Интактная команда (интактный – нетронутый, неповрежденный, целый) является производственным подразделением или долговременно существующей рабочей группой, производящей определенный продукт или услугу. Она может иметь руководителя, который не обязательно является членом команды, но обеспечивает порядок и координацию работ, что позволяет членам команды фокусировать усилия на поставленных задачах.11

Таблица 3

Сравнение кросс-функциональных и интактных команд

Основные сравнительные признаки типов команд

Тип команды

Кросс-функциональные команды

Интактные команды

Членство

Члены группы представляют более чем одно подразделение

Члены группы представляют естественную рабочую группу или подразделение

Продолжительность существования

Продолжительность существования определяется завершенностью выполнения задания

Постоянное существование

Цели

Фокус на одной задаче

Выполнение нескольких задач в определенных границах

Измерение

Достижение выполнения поставленной задачи или определенного рубежа

Достижение поставленной организационной цели

Примеры

Группы решения проблем;

Команды бизнес-совершенствования;

Группы доставки товара

Производственные подразделения;

Рабочие группы


Источник: Галкина Т. Социология управления. От группы к команде. Финансы и статистика. 2009, с. 82

В зависимости от поставленных целей выделяются четыре категории команд.

1) Совещательная: совет, «круглый стол», группы качества.

2) Производственная: производственные бригады, шахтерские команды, ремонтные бригады, команды летного состава, группы обработки данных.

3) Проектная: исследовательская  группа, группа планирования, инженерная  группа, целевая группа, любая иная  многофункциональная группа, в которой  собраны специалисты разных направлений  деятельности, необходимых для реализации  проекта.

4) Команда действий: спортивная  команда, экспедиция, команда на  переговорах, бригада хирургов и  любая другая кратковременная  многофункциональная группа, квалификация  членов которой связана со  спецификой выполняемого задания.12

В соответствии с родом деятельности, которую выполняет в организации группа, Катцебах и Смит выделяют команды, занимающиеся подготовкой рекомендаций, производственные команды и управляющие команды. При этом каждая из них может находиться на одном из следующих уровней развития групповой активности в зависимости от командных усилий.

1) Рабочая группа –  это группа, у которой нет потребности  в повышении эффективности совместного  труда или нет возможности  стать командой. Члены группы  взаимодействуют между собой прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах нет общей цели и взаимной ответственности.

2) Псевдокоманда – это  группа, у которой имеется потребность  в повышении эффективности совместного  труда, есть возможность стать  командой, но она не сосредоточилась  на коллективном выполнении работы  и не пробует делать это. Члены  группы не проявляют интереса  к определению и формулированию  общей направленности и целей  деятельности, хотя при этом группа  может называть себя командой.

3) Потенциальная команда  – это группа, у которой имеется  существенная потребность в повышении  эффективности совместной деятельности, и она пробует это делать. Однако, как правило, такой команде не  хватает ясности относительно  направления, целей и процесса  выполнения работы.

4) Реальная команда –  это небольшое число людей  с взаимодополняющими навыками, которые преданы общему направлению, целям и рабочему подходу, за  который они чувствуют себя  взаимно ответственными. Люди полностью  определили процедуру и процесс  совместной деятельности для  достижений согласованных целей. Они осознают, что каждый из  них важен для эффективного  выполнения работы, но они еще  не полностью реализовали сами  себя.

5) Высокоэффективная команда  – это реальная команда, члены  которой обладают сверхобязательностью относительно выполнения командной работы. Методы работы и взаимодействия в группе способствуют персональному росту и успеху членов команды. Такие группы обладают избытком синергии и добиваются результата, который превосходит ожидания окружающих.13

По уровню входящих участников команды также подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальная команда включает в себя менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называют функциональной. В некоторых случаях она может включать в себя три-четыре уровня иерархии в рамках одного функционального отдела. Как правило, в вертикальную команду входит отдел в целом. Так, вертикальной командой является команда медсестер третьей смены в больнице. Она состоит из медицинских сестер и их начальника. Отдел финансового анализа, отдел контроля качества, отдел кадров, бухгалтерия — все это функциональные команды. Каждая из них создается для достижения определенных целей организации посредством совместных усилий их членов и взаимодействий между ними.

Горизонтальная команда состоит из работников примерно одно и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут возвратиться к исполнению постоянных рабочих обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются в виде специальных групп или комитетов.

Информация о работе Создание команд в организации