Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 12:47, контрольная работа
Цель магистерской диссертации заключается в исследовании развитии теоретических представлений о феномене команды, ее формировании, управлении ею в организациях и разработке на этой основе рекомендаций по совершенствованию командной работы на предприятиях.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
- разграничить понятия «группа» и команда», уточнить сущность термина «команда»;
- определить факторы, влияющие на эффективную работу команды;
Введение
1. Теоретические и практические аспекты команд в организации
1.1 Сущность группы и команды. Преимущества и недостатки команды
1.2 Типы команд в организации
1.3 Модели развития команды
1.4 Роли в команде по методике Р.М. Белбина
2. Команда …: диагностика и управление
2.1. Общая характеристика …
2.2. Диагностика командных ролей и эффективности деятельности команды
2.3. Рекомендации по управлению командой …
Заключение
Список использованных источников
Таким образом, многообразие команд можно упорядочить в следующую классификацию, представленную в таблице 4.
Таблица 4
Классификация типов команд
Признак классификации команд |
Типы команд |
1 |
2 |
Продолжительность существования |
- Кросс-функциональные команды - Интактные команды |
Цель создания |
- Совещательные команды - Производственные команды - Проектные команды - Команды действий |
Род деятельности |
- Рабочие группы - Псевдокоманды - Потенциальные команды - Реальные команды - Высокоэффективные команды |
Уровень участников команды |
- Вертикальные команды - Горизонтальные команды |
Источник: составлено автором
Необходимо отметить, что с прогрессом общего уровня знаний, изменением условий деятельности организаций и усложнением их самих одновременно происходит эволюция и команд. Так, в последние десятилетия широко распространяются методы создания самоуправляемых команд. В основе таких команд лежит расширение степени автономии. Это означает, что организация определяет конечные требования и наличные ресурсы, и в этих рамках команды могут варьировать степень свободы при распределении функций и степени ответственности. В некотором смысле промышленное производство само по себе подготовлено для такого подхода, но в настоящее время эта практика командной работы исследуется и в других секторах экономики: она обладает значительным потенциалом повышения эффективности стратегического управления и в правительственных, муниципальных и общественных организациях. Этому способствуют процессы децентрализации управления, создание сетевых и матричных структур, образование «внутренних рынков» и систем контрактов внутри больших организаций.
Одна из разновидностей самоуправляемой команды, обязанная своим появлением глобализации и развитию технологий, — так называемая виртуальная команда, члены которой широко используют компьютерные технологии и программное обеспечение совместного доступа. Они объединяют людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга, но имеющих возможность участвовать в совместном труде. Виртуальные команды обычно возникают в организациях, офисы и производственные мощности которых разбросаны по стране или по всему миру. Они могут формироваться в партнерстве с поставщиками или даже с конкурентами, чтобы объединить «лучшие умы» и поскорее вывести на рынок новый товар. Лидерами в такой команде могут быть как один человек, так и все ее члены в зависимости от того, кто лучше всего разбирается в текущей работе. Успех виртуальной команды определяется несколькими критическими элементами, включая тщательный отбор участников (партнеров), мощную поддержку команды и ее целей со стороны руководства, четкую постановку задач, наилучшие средства связи, создание атмосферы доверия в команде и совместное использование информации.
Некоторые виртуальные команды можно по праву назвать глобальными – командами, объединяющими людей из разных стран, разных национальностей, чья деятельность может охватывать несколько государств. С точки зрения руководства такие команды представляют комплекс проблем. Лидерам приходится учитывать разницу и во времени, и в культуре. Глобальная команда добивается успеха в том случае, если все ее члены готовы отказаться от собственных ценностей и сформировать новые нормы, нормы команды. Как и в случае с виртуальной командой, критическими элементами успеха являются тщательный подбор членов команды, создание атмосферы доверия и обмен информацией.
Таким образом, для выполнения различных заданий по длительности, сложности, целям организации требуются совершенно различные типы команд, в случае неправильного применения которых результаты работы могут разительно отличаться от исходных задач. Также необходимо учитывать уровень развития групповой активности членов команды, от которого будет зависеть эффективность коммуникаций и взаимодействия, параметров, на которые и возлагаются основные ожидания при выборе командного подхода.
1.3 Модели развития команды
Основными подходами к формированию команд считаются следующие:
1. Целеполагающий подход
(основанный на целях). Этот подход
основан на улучшении умения
членов группы ориентироваться
в процессах выбора и
2. Межличностный подход (интерперсональный). Он сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Целью его является увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
3. Ролевой подход. Этот
подход предполагает
Процесс создания команды в организации выглядит следующим образом:
- определение сущности проблемы
(и принятие решения о
- формулирование цели, ради которой создается команда;
- принятие решения о
- принятие решения о
- определение общих норм
Когда процесс создания команды закончен, начинается собственно развитие командного организма, которое проходит через несколько стадий.
Наибольшее распространение получило описание развития и изменений в командной работе, основанное на выделении четырех этапов: формирования, смятение, нормализация и, собственно, выполнение (или пяти этапов: все перечисленные стадии с добавлением финальной фазы – роспуска).
Пятиступенчатая модель групповой динамики включает 5 стадий, проходя через которые группы становятся эффективными командами:
1. Формирование. На этой
начальной стадии работники
2. Бурление. Как видно
из названия, эта стадия отмечена
высокой степенью внутренних
противоречий. Работники согласны
с тем, что они являются частью
проектной группы, но сопротивляются
ограничениям, которые проект и
группа налагают на их
3. Выработка норм. На третьей
стадии развиваются тесные
4. Функционирование. На данном этапе все согласны, что структура фирмы полностью функциональна. Группа завершила переход от знакомства и выяснения того, как она будет работать, к достижению целей проекта.
5. Роспуск. Для временных
рабочих групп стадия является
последней в их развитии. Однако
для проектных команд есть
еще и предварительная стадия
завершения работы. На этой стадии
команда готовится к роспуску.
Успешная работа более не
В этой модели есть несколько важных моментов для руководителей команд. Первый состоит в том, что руководитель должен уделить основное внимание тому, чтобы как можно быстрее помочь группе дойти до продуктивной четвертой стадии (стадии работы). Второй момент состоит в том, что сама модель дает возможность группе понять, как она развивается. Руководители считают полезным ознакомить свои команды с моделью. Это помогает работникам смириться с неизбежностью конфликтов и трений на второй стадии и направить свои силы на продвижение к более продуктивным фазам. Последний (третий) момент состоит в том, что подчеркивается важность стадии нормализации, что помогает значительно повысить уровень эффективности на стадии работы. Как станет ясно дальше, руководители проектов должны принимать активное участие в формировании норм группы, которые будут способствовать успешной работе над проектом.15
Четырехступенчатая модель П. Р. Шолтеса выглядит следующим образом.
- Стадия формирования — это стадия изучения. Наряду с возбуждением, вызванным новизной ситуации, люди ощущают неуверенность, озабоченность, замешательство. Каждый член команды оценивает про себя способности и позиции других. Питер Р. Шолтес и его коллеги из фирмы Joiner and Associates сравнивают эту стадию с поведением людей, которые стоят у реки и пробуют воду ногами, колеблясь, стоит ли купаться. Поскольку никто не знает наверняка, что должно произойти, производительность снижается. Эксперты предупреждают: не стоит ждать от команд особых достижений на стадии формирования.
- Преодоление шторма. Нередко
возникает впечатление, что на
второй стадии процессы идут
все хуже и хуже. Члены группы
теряют терпение из-за
- Возвращение к норме.
На этой стадии работа
- Нормальная деятельность.
Команда обретает уверенность
в своих возможностях. Люди достигают
согласия в вопросах о том,
что такое команда и чего
она пытается достичь. Команда
вырабатывает правила и
Переход от стадии преодоления шторма к стадии нормальной деятельности может занять от нескольких недель до многих месяцев. Шолтес описывает этот переход как поездку на вездеходе по сильно пересеченной местности. Тут у каждой команды своя судьба, движение никогда не бывает гладким, а настроение людей обычно меняется совершенно непредсказуемым образом.
Очень интересна модель развития команды Питера Капецио. Он рассматривает команды как живые организмы, как людей, которые проходят через многочисленные стадии созревания:
- Детство. На стадии детства
члены команды знакомятся друг
с другом, узнают о целях команды
и начинают определять свою
личную роль в команде. Они
быстро ставят себе
На детской стадии члены команды проявляют больший энтузиазм и более высокий уровень мотивации, чем в любое другое время. Этот энтузиазм сохраняется до тех пор, пока команда не переходит ко второй стадии. Переход от первой стадии ко второй занимает короткое время (5—10% жизни команды), если задачи команды просты, или длительный период (целых 60% жизни команды), если команда имеет сложные задачи. На первой стадии члены команды готовы играть и шутить. Однако на официальных совещаниях они в напряженном молчании ищут приемлемое для команды поведение.