Сравнительный анализ использования важнейших характеристик различных типов организации применительно ОАО к «Уфанефтехим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной для каждой организации. В условиях рыночной экономики предприятиям и организациям необходимо своевременно реагировать на изменения внешней среды и адаптировать организационные структуры к этим изменениям. Поэтому данная тема детально исследована в представляемой курсовой работе. В работе исследуется: структура организаций, их типы, принципы построения совершенной организации, большое внимание уделяется выбору и усовершенствованию организационных структур управления.
В данной работе мы рассмотрим и сравним между собой различные типы организаций, а также проведём сравнительный анализ использования важнейших характеристик различных типов организации применительно к ОАО «Уфанефтехим».

Содержание работы

Введение
1. Классификация и общая характеристика основных типов организации
1.1 Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
1.1.1 Механистическая организация
1.1.2 Органическая организация
1.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений
1.2.1 Традиционная организация
1.2.2 Дивизиональная организация
1.2.3 Матричная организация
1.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком
1.3.1 Корпоративная организация
1.3.2 Индивидуалистская организация
1.4 Новое в типах организации
2. Характеристика ОАО «Уфанефтехим»
3. Сравнительный анализ использования важнейших характеристик различных типов организации применительно ОАО к «Уфанефтехим»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

типы организации.docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

Субъектом интереса в индивидуалистской  организации становится личность. Всё  в организации начинает строиться  вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его  способности создается работа. Действует  правило, что не существует решения  в организации, независимо от рассмотрения качества индивида. В организациях с индивидуалистской культурой  эффективность означает то, насколько  удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации  в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность  таких организаций очень высокая.

В такой ситуации человек  начинает отвечать сам за себя. Возникает  суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе.

Принятие решений в  индивидуалистской организации  строится по принципу меньшинства или  права вето. То есть решение не принимается, если против него выступает меньшая  часть членов или хотя бы один член организации. Естественно, что применение на практике такого подхода требует  наличия в организации соответствующей  культуры.

В индивидуалистской организации  интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения  своей деятельности. Его «сегодняшний»  интерес превращается в «завтрашний» интерес организации.

Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении  отличают индивидуалистскую организацию  от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается  всеми её членами. Отсюда истинное, а не поддельное уважение к себе и в отношениях между людьми, расчет вместо слепой веры. Преобладает лояльность своим убеждениям, что ещё больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий.

От того, какого типа организации  распространены в экономике - корпоративные  или индивидуалистские, зависти  во многом степень её развитости и  возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. Для организации в условиях современного развитого рыночного хозяйства  также важно то, насколько в  ней представлены элементы индивидуалистской  структуры и культуры. В конечном счёте, это определяет конкурентоспособность  организации в условиях информационного  общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Новое в типах  организации

В последней четверти ХХ века человечество вступило в новую  стадию своего развития - стадию построения информационного общества. Уровень  «информационности» внеорганизационного  окружения определяют следующие  факторы:

· любой индивид или  организованная группа могут в любом  месте и в любое время свободно иметь доступ через автоматизированные системы связи к любой необходимой  для них информации;

· любой индивид или  организованная группа умеют использовать современную информационную технологию для решения стоящих перед  ними проблем;

· любой индивид, организованная группа и общество в целом имеют  необходимые технические средства, инфраструктуру и социальную базу для  производства и воспроизводства  требуемой информации.

Прогресс информатики  разрушил замкнутость организации  и сделал малоэффективным те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого  явилось существенное сближение  производителя с потребителем. А  это, в свою очередь, заставило производителя  ещё более оперативно реагировать  на изменения в требованиях потребителя  и ещё более качественно удовлетворять  потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями  на рынке. Конкретный рынок в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.

В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом  приспосабливал свою организацию к  новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются новые типы организаций, такие как: эдхократичекие, многомерные, партисипативные, рыночные и предпринимательские  организации.

Эдхократические организации - это организации, использующие высокую  степень свободы в действиях  работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие  проблемы. Эдхократия - это и управленческий стиль руководства, при котором  средства достижения сложных целей  выбираются самими исполнителями.

Особенности эдхократических  организаций:

* работа в областях  с высокой технологией, требующая  высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной  совместной работы;

* органическая структура  с преобладанием неформальных  горизонтальных связей; часто структура  организации вовсе отсутствует;

* иерархическое построение  постоянно изменяется, отношения  по вертикали и горизонтали  носят преимущественно неформальный  характер;

* отсутствует жесткая  привязка человека к какой-то  одной работе;

* принятие решений, власть, система вознаграждения основаны  на экспертной власти;

* риск и вознаграждение  делятся между участниками трудового  процесса;

* контроль за непосредственной  работой специалиста отсутствует,  осуществляется только финансовый  контроль.

 Эдхократические организации  эффективны при реализации творческих  проектов (кино, реклама, телевизионные  проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при  антикризисном управлении.

Многомерные организации - это  организации, в которых рабочие  группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три  функции (как бы в трех измерениях):

· обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

· производят для конкретного  потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

· обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают  конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют  статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

 

Особенности многомерных  организаций:

· бюджеты подразделений  разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них  средства (дает деньги взаймы);

· в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в  двумерной матричной модели, руководство  группы едино;

· отсутствует необходимость  проведения каких либо реорганизаций  взаимосвязей автономных групп, подразделения  можно просто создавать, ликвидировать  или модифицировать;

· каждая часть организации  в принципе может быть полностью  автономной, занимаясь и набором  кадров, и продажами готовой продукции  и т.д.;

· основной показатель эффективности  работы автономных групп -- получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается  бюрократизация и упрощается система  управления.

Рисунок 3. Многомерная организация

Партисипативные организации - это организации, использующие участие  работников в управлении. Тем самым  обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники  могут:

· участвовать в принятии решений;

· участвовать в процессе постановки целей;

· участвовать в решении  проблем организации.

Им дано право:

· выдвигать предложения;

· вырабатывать альтернативы решений проблем;

· выбирать окончательное  решение.

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а  работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный  самостоятельно принимает решения  в рамках своих полномочий. В партисипативных  организациях решение принимается  с учётом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.

Примеры форм взаимодействия руководства и работников:

· советы по научно-технической  политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры  рабочих участков);

· технико-экономические  советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих  участков);

· советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и  сбыта, представители кружков качества);

· кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);

· целевые, антикризисные  комитеты, комитеты по набору кадров;

· конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители  кружков качества и работники).

Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных комиссий, как правило, являются обязательными  для руководителей, при которых  они создаются. Одновременно они  несут ответственность за принимаемые  решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителями, при  которых они создаются. Партисипативные  структуры распространяются на часть  или отдельные уровни управления организацией.

Предпринимательские организации - это организации, более ориентированные  на рост и на имеющиеся возможности  и достижения, чем на контролируемые ресурсы.

Особенности предпринимательских  организаций:

· принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

· предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы -- центры прибыли, по статусу могут быть фирмами  или компаниями), сами выбирают вид  предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

· консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией  делать бизнес;

· ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся  в распоряжении предпринимательских  ячеек;

· подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских  ячеек, координируют деятельность последних;

· критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.

 Рыночные организации  - это органические, быстро адаптируемые  дивизиональные или матричные  организации, в которых все  их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются  вокруг рынка. Это организации,  «движимые рынком».

Функции штаб-квартиры корпорации:

· стратегическое развитие корпорации;

· исследования и передовые  разработки;

· контроль распределения  и использования финансов;

· персонал;

· работа с информацией (поступающей  от филиалов и из внешней среды);

· общемировая координация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  ОАО «Уфанефтехим»

В начале пятидесятых годов, с увеличением добычи нефти в  Башкирии, возникла необходимость в  расширении производственных мощностей  по её переработке. Было принято решение  о строительстве ещё одного нефтеперерабатывающего завода.

В 1954 году начато строительство, а в 1956 году по решению Министерства нефтяной промышленности создана дирекция Черниковского нефтеперерабатывающего завода. 6 ноября 1957 года получен первый продукт на установках ЭЛОУ-1 и АВТ-1. Этот день считается днём рождения предприятия. В 1962 году предприятие  переименовано в УНПЗ имени XXII съезда КПСС, а в 1996 году предприятие переименовано  в ОАО «Уфанефтехим».

Целью создания является извлечения максимальной прибыли и направления  её на производственное и социальное развитие предприятия и его участников, удовлетворения общественных потребностей в произведенной продукции и  услугах.

90 технологических установок,  в том числе по первичной  переработке нефти, каталитическому  крекингу, гидрокрекингу вакуумного  газойля, реформингу бензинов  и др., составляют законченный  производственный цикл от подготовки  нефтяного сырья до получения  широкого спектра продуктов нефтепереработки  и нефтехимии.

Наряду со строительством и вводом новых объектов и технологических  процессов проводятся реконструкция  и технические перевооружения действующих, направленные на повышение производительности, улучшения качества и расширение ассортимента продукции, создание безопасных условий труда. Планируются реконструкция  установки по производству серной кислоты, комплекса по производству ароматических  углеводородов, механических очистных сооружений; строится эстакада налива светлых нефтепродуктов, линия по разливу битума.

Информация о работе Сравнительный анализ использования важнейших характеристик различных типов организации применительно ОАО к «Уфанефтехим»