Сравнительный анализ моделей организационных структур и оценка эффективности их применения на различных этапах развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Существует немало моделей организационных структур, все они отчасти хороши, однако имеют и свои недостатки. В каждой организации есть своя структура, но в современных условиях почти невозможно встретить ни одно предприятие, которое бы использовало модель организационной структуры в чистом виде. Не смотря на это, смысл исследования не пропадает, так как именно из основных моделей организационных структур предприятия составляют свою, которая наиболее эффективно сочетается со всеми индивидуальными особенностями.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и типы организационных структур 4
1.1. Бюрократические организационные структуры 6
1.1.1. Линейная организационная структура 7
1.1.2. Линейно-штабная организационная структура 9
1.1.3. Функциональная организационная структура 10
1.1.4. Дивизиональная организационная структура 11
1.2. Органические (адаптивные) организационные структуры: 13
1.2.1. Матричная организационная структура 14
1.2.2. Проектная организационная структура 16
1.2.3. Командная (бригадная) организационная структура 18
ГЛАВА 2. Оценка эффективности применения организационных структур на разных этапах проекта ООО «Анно Домини» 19
2.1. Критерии оценки эффективности 20
2.2. Описание проекта 21
2.2.1. Первый этап проекта: планирование 22
2.2.2. Второй этап проекта: реализация 23
2.2.3. Третий этап проекта: операционная деятельность 24
2.3. Выбор наиболее эффективных организационных структур 25
2.3.1. Наиболее эффективная организационная структура для этапа планирования 26
2.3.2. Наиболее эффективная организационная структура для этапа реализации 30
2.3.3. Наиболее эффективная организационная структура для этапа операционной деятельности 34
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 37

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 353.70 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное 

учреждение  высшего профессионального образования 

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации».

 

 

Кафедра Менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: Сравнительный анализ моделей  организационных структур и оценка эффективности их применения на различных этапах развития предприятия.

(На примере проекта «АнноДомини»)

 

 

 

 

 

Студент группы ГМУ2-1

Шаповаленко Евгений

Менеджмент, дневное отделение

Научный руководитель:

Доцент  Сергиенко Л.В.

 

 

 

 

Москва, 2011

 


Оглавление

Введение 3

Глава 1. Понятие и типы организационных структур 4

1.1. Бюрократические организационные структуры 6

1.1.1. Линейная организационная структура 7

1.1.2. Линейно-штабная организационная структура 9

1.1.3. Функциональная организационная структура 10

1.1.4. Дивизиональная организационная структура 11

1.2. Органические (адаптивные) организационные структуры: 13

1.2.1. Матричная организационная структура 14

1.2.2. Проектная организационная структура 16

1.2.3. Командная (бригадная) организационная структура 18

ГЛАВА 2. Оценка эффективности применения организационных структур на разных этапах проекта ООО «Анно Домини» 19

2.1. Критерии оценки эффективности 20

2.2. Описание проекта 21

2.2.1. Первый этап проекта: планирование 22

2.2.2. Второй этап проекта: реализация 23

2.2.3. Третий этап проекта: операционная деятельность 24

2.3. Выбор наиболее эффективных организационных структур 25

2.3.1. Наиболее эффективная организационная структура для этапа планирования 26

2.3.2. Наиболее эффективная организационная структура для этапа реализации  30

2.3.3. Наиболее эффективная организационная структура для этапа операционной деятельности 34

Заключение 35

Список использованных источников 36

Приложение 37

 

 

 

Введение


Выбор темы написания курсовой работы непосредственно зависел  от деятельности, которой я занимаюсь. Сейчас я веду работу по управлению проектом интерактивного аттракциона  ужасов «АнноДомини». Соответственно мне необходимо выбрать организационную  структуру на каждый из этапов проекта  для более эффективного руководства.

Существует немало моделей  организационных структур, все они  отчасти хороши, однако имеют и свои недостатки. В каждой организации есть своя структура, но в современных условиях почти невозможно встретить ни одно предприятие, которое бы использовало модель организационной структуры в чистом виде. Не смотря на это, смысл исследования не пропадает, так как именно из основных моделей организационных структур предприятия составляют свою, которая наиболее эффективно сочетается со всеми индивидуальными особенностями.

Таким образом, целью работы является создание наиболее эффективных  организационных структур для каждого  этапа проекта «АнноДомини».

Для достижения указанной  цели необходимо выполнить следующие  задачи:

    • исследовать особенности основных моделей организационных структур, выявить их преимущества и недостатки;
    • сформулировать критерии оценивания эффективности;
    • определить наиболее важные факторы, влияющие на организационную структуру, этапов проекта «АнноДомини»;
    • подобрать наиболее эффективные модели организационных структур для различных этапов проекта «АнноДомини»;
    • создать оптимальную организационную структуру для каждого отдельно-взятого этапа проекта «АнноДомини».

 

Глава1. Понятие и типы организационных структур


В определении «организационная структура» присутствуют два термина  «организация» и «структура», рассмотрим их по отдельности.

Организация (от греч.ὄργανον — инструмент) - это социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда сразу вытекают несколько требований:

    • наличие не менее двух людей, которые считают себя частью группы;
    • наличие не менее одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
    • наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.

Структура (от лат. structūra —  «строение») –это внутреннее устройство, компоненты объекта с их взаимосвязями.

Сложив эти два термина, мы получим, что организационная  структура есть внутреннее устройство социальной общности, деятельность которой  сознательно координируется для  достижения общей цели.

Однако в теории организации есть классическое определение организационной структуры, в котором присутствуют три ключевых компонента1:

    • Организационная структура отражает формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и объёма контроля менеджеров и супервизоров.
    • Организационная структура отражает объединение индивидов в подразделения и подразделений в целостную организацию.
    • Организационная структура требует разработки систем, гарантирующих эффективную коммуникацию, координацию и интеграцию усилий всех подразделений.

Первые два элемента создают  основу иерархии организационной структуры, а третий элемент связан с характером взаимодействия сотрудников организации.

Организационная структура  создаёт своего рода каркас, который  выявляет и устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. Для эффективного функционирования организации необходимо, чтобы её структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к основным факторам: стратегия, среда, технологии, размер, жизненный цикл, культура и внешние условия. И, как известно, всех в туфли одинакового размера не обуешь, каждая организация имеет свою организационную структуру.

Существуют два основных типа организационных структур: бюрократические  и органические. Каждый тип имеет  несколько видов. Но при всём этом кажущемся разнообразии вариантов  структур, суровая действительность говорит нам о том, что редкая организационная структура предприятия  может быть отнесена к одному из "чистых" типов организационных  структур. Но дело в том, что понять всю сложность организационной  структуры современного предприятия можно лишь при разделение её на отдельные составляющие компоненты. И каждый из компонентов, если рассматривать его в абстрактном виде,  может стать основой для формирования соответствующей организационной структуры. 

 

    1. Бюрократические организационные структуры


Основы бюрократической  модели организационной структуры  создал Макс Вебер. Его теория не содержала  описаний конкретных организаций. Вебер  предлагал бюрократию скорее как  нормативную модель, идеал, к достижению которого следует стремиться организациям.

Вебер выделил следующие  основные характеристики бюрократической организационной структуры2:

  • Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  • Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  • Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  • Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.
  • Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Таким образом, бюрократическая  организационная структура характеризуетсявысокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подборам кадров по их деловым и профессиональным качествам.

 

      1. Линейная организационная структура


Основу линейных организационных3 структур составляет принцип единоначалия, согласно которому право отдавать распоряжения имеет лишь вышестоящая инстанция только нижестоящей(Приложение 1). Такая организационная структура формируется путём построения взаимоподчинённых органов, т.е. каждый подчинённый имеет только одного руководителя, а каждый руководитель может иметь несколько подчинённых. Два руководителя одного уровня не могут непосредственно связываться между собой, они должны это делать через вышестоящего руководителя.

Результаты работы каждой службы оцениваются различными показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом эффективность и качество работы организации в целом становятся второстепенными, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на получение конечного результата.

Преимущества линейной организационной структуры:

    • четкая система взаимосвязей функций и подразделений;
    • четкая система единоначалия - один руководитель руководит всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
    • ясно выраженная ответственность;
    • быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной организационной структуры:

  • отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы доминируют над стратегическими;
  • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
  • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
  • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
  • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
  • большое количество управляющих между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
  • загруженность управленцев верхнего уровня;
  • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

В современных условиях линейная структура управления используется чаще мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложную деятельность.

 

      1. Линейно-штабная организационная структура


Данный вид организационной структуры является развитием линейной и создан для ликвидации её важнейшегонедостатка:отсутствия звеньев стратегического планирования. В линейно - штабной структуре4, помимо всех подразделений линейной структуры, включены специализированные штабы, которые не обладают правами принятия решений и руководства какими-либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа (Приложение 2).

Достоинства линейно – штабной организационной структуры:

    • более глубокая проработка стратегических вопросов;
    • небольшая разгрузка высших руководителей;
    • возможность привлечения дополнительных консультантов и экспертов;
    • легкость в переходе к более эффективной органической организационной структуре посредством наделения штабных подразделений правами функционального руководства.

Недостатки линейно – штабной организационной структуры:

    • слабое распределение ответственности, т. к. лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
    • тенденция к чрезмерной централизации управления;
    • низкая скорость принятия решений, соответственно медленное исполнение;
    • + недостатки линейной структуры.

Современными  предприятиями используется редко и в большинстве случаев только как промежуточный этап построения органической организационной структуры. 

      1. Функциональная организационная структура


Функциональная организационная структура5 основана на выделении подразделений, которые на всех своих уровнях объединены общей функцией, например: производство, маркетинг, исследование и развитие и т.д. (Приложение 3)

В данной организационной  структуре может действовать  принцип многократной подчинённости, при условии, что исполнитель  получает поручения от нескольких функциональных руководителей. В связи с этим эта структура получила наименование многолинейной.

Преимущества функциональной организационной  структуры:

Информация о работе Сравнительный анализ моделей организационных структур и оценка эффективности их применения на различных этапах развития предприятия