Сравнительный анализ моделей организационных структур и оценка эффективности их применения на различных этапах развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Существует немало моделей организационных структур, все они отчасти хороши, однако имеют и свои недостатки. В каждой организации есть своя структура, но в современных условиях почти невозможно встретить ни одно предприятие, которое бы использовало модель организационной структуры в чистом виде. Не смотря на это, смысл исследования не пропадает, так как именно из основных моделей организационных структур предприятия составляют свою, которая наиболее эффективно сочетается со всеми индивидуальными особенностями.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и типы организационных структур 4
1.1. Бюрократические организационные структуры 6
1.1.1. Линейная организационная структура 7
1.1.2. Линейно-штабная организационная структура 9
1.1.3. Функциональная организационная структура 10
1.1.4. Дивизиональная организационная структура 11
1.2. Органические (адаптивные) организационные структуры: 13
1.2.1. Матричная организационная структура 14
1.2.2. Проектная организационная структура 16
1.2.3. Командная (бригадная) организационная структура 18
ГЛАВА 2. Оценка эффективности применения организационных структур на разных этапах проекта ООО «Анно Домини» 19
2.1. Критерии оценки эффективности 20
2.2. Описание проекта 21
2.2.1. Первый этап проекта: планирование 22
2.2.2. Второй этап проекта: реализация 23
2.2.3. Третий этап проекта: операционная деятельность 24
2.3. Выбор наиболее эффективных организационных структур 25
2.3.1. Наиболее эффективная организационная структура для этапа планирования 26
2.3.2. Наиболее эффективная организационная структура для этапа реализации 30
2.3.3. Наиболее эффективная организационная структура для этапа операционной деятельности 34
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложение 37

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 353.70 Кб (Скачать файл)
  • локальные функциональные подразделения экономичны;
  • высокий уровень квалификации, мастерства;
  • достижение функциональных целей;
  • удобно при производстве ограниченной номенклатуры изделий.

Недостатки функциональной организационной  структуры:

  • длительная реакция на изменение среды;
  • возможность накопления нерешённых вопросов на верхних уровнях иерархии;
  • затруднённая координация работ подразделений по горизонтали;
  • неоднозначное распределение ответственности.

Наиболее  часто функциональная структура  используется предприятиями, нацеленными  на выполнение постоянно повторяющихся  рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. 

      1. Дивизиональная  организационная структура


Основной причиной возникновения  дивизиональной организационной структуры6 стало увеличение размеров предприятий, диверсификация их деятельности и усложнение технологических процессов в условиях постоянно меняющейся среды.Организация, имеющая такую структуру,состоит из ряда отделённых друг от друга подразделений, каждое из которых имеет собственную сферу деятельности (Приложение 4). Данные подразделения формируются для работы с конкретными изделиями, услугами, территориями, а так же для реализации конкретных проектов или программ, направлений работы, видов бизнеса или центров дохода.

Преимущества дивизиональной организационной  структуры:

  • возможность более оперативной реакции на изменения, происходящие во внешней среде, эффективной адаптации к изменяющимся условиям за счет децентрализации принятия решений; 
  • лучшую ориентированность на конечные результаты (производство конкретных видов продукции, удовлетворение потребностей клиентов, насыщениетоварами конкретного регионального рынка); 
  • относительную самостоятельность подразделений; 
  • освобождение высших руководителей от решения оперативных проблем; 
  • развитие широты мышления, гибкости восприятия и предприимчивости руководителей отделений (дивизионов). 

Недостатки дивизиональной организационной  структуры:

  • увеличение иерархичности за счет промежуточных уровней управления, координирующих работу отделений; 
  • рост дублирования функций и затрат на содержание аппарата и координацию; 
  • обострение противоречий между интересами подразделений различных направлений деятельности в связи с необходимостью распределения ключевых ресурсов; 
  • значительная организационная разобщенность подразделений и трудности в координации их деятельности; 
  • сложность экономии на масштабах; 
  • недостаточно эффективное использование ресурсов в связи с постоянным закреплением их за конкретным подразделением; 
  • затруднение контроля. 

Дивизиональная организационная  структура используется с 1920-х годов и по сегодняшний день в крупнейших фирмах, так как она действительно эффективна в условиях нестабильности, и малоэкономична за счёт дублирования функций.

 

    1. Органические (адаптивные) организационные структуры:


Основной предпосылкой возникновения  органических (адаптационных) организационных  структур стало создание международного рынка товаров и услуг, что  в свою очередь резко обострило  конкуренцию среди предприятий, и данные условия потребовали  от предприятий повышения эффективности  и качества работы, а так же способность  к быстрому реагированию на изменение  рынка. В связи со сложившимися обстоятельствами, стала очевидна неспособность соответствия новым требованиям структур бюрократического типа.

Органические организационные  структуры отличаются своей способностью быстрой адаптации к динамичным условиям рынка. А динамика рынка с каждым днём набирает обороты, соответственно увеличивается и количество предприятий с органической структурой.

Данная организационная структура имеет свои определённые тонкости, такие как: нет единоначалия и чёткой иерархии, что ведёт к дополнительным затратам на обучение персонала и изменение взаимоотношений между подразделениями, а если этого не сделать, результаты внедрения могут быть отрицательными. Эффективность органической организационной структуры напрямую зависит от личных характеристик каждого руководящего лица в предприятии, и требует от него серьёзного стремления к саморазвитию. Так же внедрение адаптационной структуры увеличит кадровый состав организации, что повлечёт за собой очередное увеличение затрат, поэтому следует предварительно очень хорошо подумать и оценить рентабельность данного действия.

 

      1. Матричная организационная структура


Матричные организационные  структуры7 характеризуются горизонтальным и вертикальным взаимодействием подразделений предприятия (Приложение 5). Горизонтальное взаимодействие соответствует разрабатываемым темам или проектам, а вертикальное - специализированным видам операций, которые выполняются функциональными отделами. Главная особенность матричной структуры - наличие спец-полномочий у руководителей проекта в деле координации и регулирования всех горизонтальных связей, относящихся к теме.

Для эффективного функционирования матричной организационной структуры  необходимо соблюдение нескольких условий8:

  1. Ограниченные ресурсы должны распределяться между производителями различных продуктов.
  2. Внешняя среда одновременно предъявляет требования по двум или более параметрам.
  3. Внешняя среда организации одновременно сложна и неопределенна.

При выполнении этих условий вертикальная и горизонтальная линия должны просматриваться достаточно хорошо, а двойственная структура обеспечивает равновесии сил между ними. Но зачастую возникают трудности в двойственной власти, в связи с этим возникли два варианта матричной структуры: функциональная (слабая) матрица и продуктная (сильная) матрица. В первом случае доминируют руководители отделов, а во втором наоборот преимущественным авторитетом пользуются менеджеры проектов.

Преимущества матричной организационной  структуры9:

  • проект, его цели и потребности клиентов находятся в центре внимания;
  • сохраняются все преимущества функциональных структур в части оптимизации деятельности в функциональных областях и использования ресурсов для нужд нескольких проектов;
  • позволяет принимать комплексные решения и адаптироваться к частым изменениям нестабильного окружения;
  • существенно снижается беспокойство персонала по поводу карьеры по окончании проекта;
  • появляется возможность «настраивать» организационную структуру в рамках широкого спектра.

Недостатки матричной организационной  структуры10:

  • возникающие конфликты междупроектной и функциональной структурами создают большие проблемы при принятии решений по проекту, что забирает много времени и требует хороших навыков межличностного общения;
  • возникает необходимость координировать деятельность нескольких проектов;
  • возникает серьёзная проблема распределения полномочий между руководителями проектов и руководителями функциональных подразделений;
  • нарушает принцип единоначалия, что дезориентирует персонал и вызывает множество конфликтов;
  • система не будет работать, пока сотрудники не поймут её и не приспособятся к коллегиальным отношениям.

Матричную структуру пытаются использовать все виды организаций. Такая структура успешно используется, как и средними, так и глобальными  организациями, которые успешно  приспосабливают матрицу к достижению своих целей и своей корпоративной  культуре. Однако велика вероятность  дезорганизации управления, что отнимает массу времени. 

      1. Проектная организационная структура


В проектной организационной  структуре основой является разбиение  деятельности предприятия на совокупность проектов (Приложение 6), каждый из которых имеет своё начало и конец, свою цель, свою структуру, свои ресурсы.11

Преимущества проектной организационной  структуры:12

  • широкие полномочия руководителя проекта обеспечивают целостную горизонтальную целевую направленность проекта;
  • сотрудники напрямую подчиняются руководителю проекта, что обеспечивает однозначность направленности усилий этих сотрудников;
  • укорачиваются коммуникационные связи между сотрудниками и руководителем проекта и между руководителем проекта и высшим руководством материнской компании;
  • проектная структура функционирует постоянно, и если один проект завершается, его ресурсы используются в других проектах;
  • существует единство выработки решений и отдачи команд;
  • достигается простота и гибкость в управлении проектом.

Недостатки проектной организационной  структуры:13

  • возникает дублирование функциональных областей и снижение эффективности использования ресурсов;
  • руководитель проекта обычно формирует дополнительный запас ресурсов, которые в большинстве случаев не используются;
  • снижается технологичность в функциональных областях;
  • возникает непоследовательность в реализации организационных процедур и общих принципов функционирования;
  • у членов команды проекта возникает озабоченность профессиональной востребованностью по завершении проекта;
  • в случае одновременного выполнения нескольких проектов возникает негативная конкуренция между проектами и их командами;
  • высокие требования квалификации и личным качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании.

Проектная форма организации  управления наиболее эффективна при  решении проблемных задач, связанных  с переориентацией целей организации  или изменения путей их достижения. В проектной структуре для  решения конкретной инновационной  задачи создается специальная рабочая  группа, которая после завершения работы над проектом распускается. При этом соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к  работе, возвращаются в свои специализированные подразделения.

 

 

      1. Командная (бригадная) организационная структура


Основой командной организационной  структуры является организация  работ по рабочим группам (Приложение 7). Основными принципами данной организационной структуры являются14:

  • привлечение в команды сотрудников разных подразделений;
  • автономная работа рабочих команд;
  • самостоятельное принятие решений командами и координация деятельности по горизонтали.

Преимущества командной организационной  структуры:

  • повышение эффективности управления за счёт сокращение управленческого аппарата и за счёт возможности использования эффективных методов планирования и управления руководителем команды;
  • полное использование кадров, их знаний и компетентности;
  • существует возможность самосовершенствования кадров в команде;
  • сокращается потребность в специалистах широкого профиля.

Недостатки командной организационной  структуры:

  • необходимость высокой квалификации и ответственности персонала;
  • высокие требования к коммуникациям;
  • серьёзное усложнение взаимодействия;
  • сложности в координации работ команд.

Наиболее эффективное  использование командной организационной  структуры достигается в малых  предприятиях, либо на стартапах, либо в кризисных ситуациях. Но, в то же время, этот вид организационной  структуры воплощает в жизнь  современную идею «качества».

 

ГЛАВА 2.Оценка эффективности применения организационных структур на разных этапах проекта ООО «АнноДомини»


Оценка эффективности  применения организационных структур осуществляется непосредственно для внедрения и дальнейшего использования наиболее оптимальной структуры в работе предприятия.

Для оценки эффективности  необходимо выделить критерии, по которым  будет производиться оценка, после  чего следует определить основные факторы, влияющие на эффективность работы исследуемого объекта.

Факторы, влияющие на эффективность  функционирования предприятия, на различных  этапах проекта – различны. В  связи с этим рассмотрим проект поэтапно, выделим основные задачи и особенности.

 

    1. Критерии  оценки эффективности

Наряду с универсальными критериями оценивания15 эффективности организационной структуры в каждой организации могут использоваться и индивидуальные, которые в большей степени зависят от целей её деятельности. Таким образом, выделим основные критерии, по которым будем вести оценку эффективности использования той или иной организационной структуры:

Информация о работе Сравнительный анализ моделей организационных структур и оценка эффективности их применения на различных этапах развития предприятия