Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:56, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть различные системы стимулирования труда в организациях и сравнить их.
В соответствии с поставленной целью решить следующие основные задачи:
1) выяснить сущность и содержание понятия стимулирования труда;
2) разобраться в эффективности системы стимулирования труда персонала;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ…………………………………………………………………………7
1.1 Сущность и содержание понятия стимулирование труда………….....................7
1.2 Эффективность системы стимулирования труда работников.….......................16
1.3 Проблемы стимулирования труда работников на предприятиях.......................19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА…………………24
2.1 Анализ стимулирования труда управляющих работников, на примере предприятия «Орджоникидзе, 21»………….…...………….………..........................24
2.2 Анализ стимулирования труда управляющих работников, на примере предприятия «ООО Городская сеть маркет»……………….....................................30
2.3 Сравнительный анализ систем стимулирования на предприятиях……………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.3 Проблемы стимулирования труда на предприятиях
Отсутствие приемлемого
Как показывает опыт, на российских предприятиях в настоящее время основными проблемами в механизме стимулирования наемных работников являются:
- недостаточная гибкость механизма формирования оплаты труда, его неспособность реагировать на изменения в эффективности и качестве труда отдельного работника;
- отсутствие вообще какой-либо оценки или необъективная предпринимателем оценка индивидуальных трудовых показателей наемных работников;
- отсутствие справедливой оплаты труда руководителей, специалистов и служащих; наличие необоснованных соотношений в оплате их труда;
- негативное отношение персонала к размеру оплаты их труда и к существующей системе оплаты[28].
Все эти проблемы, которые стоят
перед предприятиями при
Так, недостаточная гибкость в оплате труда решается введением современных форм вознаграждения, зависящих от результатов трудовой деятельности. Такими формами являются гибкие системы оплаты, где наряду с постоянной частью заработка есть переменная часть в виде участия в прибылях, коллективных премий и т.д.
Вопросы необъективной оценки результатов деятельности наемных работников связаны опять же с устаревшим механизмом оплаты труда, не учитывающим индивидуальные достижения работника и результат деятельности предприятия в целом. Справедливая система оценки может быть создана на основе описания рабочего места и должностных обязанностей работника для определения постоянной части заработной платы. И на основе участия в прибылях по отношению к гибкой части заработка.
Справедливая оплата руководителей, специалистов и служащих также должна быть основана на тех же принципах, но с применением специфических для этих категорий работников показателей, учитывающих сложность решаемых задач, уровень ответственности, число подчиненных и др.
Именно с применением гибких систем оплаты труда, с использованием обоснованной оценки рабочего места и должностных обязанностей и последующим участием работников в прибылях и коллективных премиях за снижение доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции может быть преодолено негативное отношение персонала организации к существующей системе оплаты их труда и размеру этой оплаты.
Результатом действия системы стимулирования на предприятии должно быть повышение эффективности деятельности предприятия, чего можно добиться, в свою очередь, за счет повышения эффективности и качества труда каждого работника предприятия. При этом предпринимателю нужно руководствоваться необходимостью привлечения и сохранения на длительный срок высококвалифицированных работников, повышения производительности труда и повышения качества выпускаемой продукции, увеличения отдачи от вложений в персонал, повышения заинтересованности работников не только в личных успехах, но и в успехах всего предприятия в целом и, наконец, повышения социального статуса работников.
Поэтому применяются как материальные, так и нематериальные формы стимулирования персонала, которые включают заработную плату, различные системы участия в прибылях, системы коллективного премирования, индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, социальные льготы для сотрудников.
Предприниматель, решая вопрос о создании на предприятии системы стимулирования наемных работников, должен учитывать и такой макропоказатель, не зависящий от эффективности и качества труда работников и коллектива предприятия в целом, как индекс потребительских цен. Соответственно, наличие такого показателя делает необходимым автоматическую индексацию заработной платы с учетом изменения индекса цен за определенный период.
Система стимулирования на предприятии должна четко определять свои цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.
Любые виды стимулирования должны быть целевыми и гласными, потому что ожидать от сотрудников улучшения эффективности и качества выполняемой работы можно только тогда, когда они знают, что их труд оплачивается справедливо.
Система стимулирования должна соответствовать принципу: оплата должна соответствовать труду [29].
Говоря о системе
- ясность и конкретность системы стимулирования в целом, положений о заработной плате и дополнительных выплатах;
- четкое изложение трудовых обязанностей работника;
- создание системы объективной оценки работников и исключение субъективности в оценке;
- зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы;
- возможность неограниченного роста заработной платы с ростом индивидуальных результатов работника;
- учет в оплате труда уровня значимости тех или иных работ для предприятия;
- равная оплата работников с одинаковой сложностью и ответственностью выполняемых работ в различных подразделениях предприятия (относится к базовой оплате без учета дополнительных выплат по результатам).
Таким образом, при создании системы стимулирования необходимо учитывать весь комплекс вопросов, включая и государственное регулирование размера оплаты труда.
Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Вывод 1.3.: Неудачно построенная система стимулирования труда плохо сказывается на ходе рабочего процесса: снижается эффективность труда, увеличивается недовольство сотрудниками своей организацией, ведет к утечке квалифицированных кадров и т.д.
Недостаточная гибкость механизма
фонда оплаты труда, субъективизм и
неспособность справедливо
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
2.1 Анализ стимулирования труда управляющих работников, на примере предприятия «Орджоникидзе, 21»
Супермаркет «Орджоникидзе, 21» располагается в г. Ижевске на ул. Орджоникидзе, 2. Он функционирует с 2004 года. Магазин со всех сторон окружен конкурентами, но он расположен в более выгодном месте, существует удобная парковка.
В данном супермаркете предоставлена
очень любопытная система стимулирования,
как материального, так и не материального.
Основным видом материального
Оплата труда работников предприятия осуществляется в соответствии со штатным расписанием по тарифным ставкам и окладам, утвержденным директором супермаркета «Орджоникидзе, 21», а также на основании коллективного договора.
Премирование работников магазина за основные результаты хозяйственной деятельности осуществляется на основании Положения о премировании. Премия производится по результатам работы за месяц за выполнение и перевыполнение показателей, учитываемых нарастающим итогом с начала года.
Начисление премии управленческим работникам производится с учетом выполнения планов продаж, но не более 75% должностного оклада.Премия начисляется пропорционально отработанному времени, должностному окладу. За отдельные упущения в работе согласно условий депремирования работники могут лишаться премии до 100%.
Труд работников предприятия оплачивается по утвержденным в магазине ставкам (окладам), которые предписаны и в заключенном с работниками трудовом договоре. Заработная плата состоит из основной и дополнительной частей. Основная часть относительно постоянна и учитывает устойчивые различия в квалификации работников, сложности и степени ответственности их работы, условия и интенсивность труда. Определяющая роль составляющей зарплаты принадлежит должностным окладам.
За достижение высоких производственных показателей, безупречную работу, непрерывный стаж и другие заслуги перед организацией используются различные виды материального поощрения (премии, вознаграждения), что составляет дополнительную часть заработной платы. Эта часть зарплаты не является постоянной и включает суммы, не связанные с нормами выработки и премии предприятие устанавливает самостоятельно
Управленческому контингенту за выполнение норм выработки установлен повышающий коэффициент в размере 0,5 оклада, а за перевыполнение его величина составляет 75% оклада. Кроме этого выплачиваются доплаты за личное активное участие в жизни коллектива и трудовой вклад в развитие магазина выплачивается премиальный фонд, поступающий в распоряжение директора магазина.
Из оплаты труда работников магазина, так же как и других предприятий, производится различного рода удержания. По своему характеру эти удержания подразделяются на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе предприятия.
К числу обязательных удержаний относятся социальные в размере отчисления 13% от размера начисленной заработной платы. К удержаниям по инициативе предприятия относятся суммы, удержанные с членов торгового предприятия за причиненный материальный ущерб, допущенный брак; удержание за товары, приобретенные в кредит, и так далее.
Структура фонда оплаты труда персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» в 2006-2007 гг. отражена в табл. 2.1
Таблица 2.1 - Структура фонда оплаты труда персонала магазина в 2006-2007 гг.
Категория работников |
2006 г. |
2007 г. |
Абс. изм. |
Управленческие работники |
36,1 |
27,4 |
-8,7 |
ВСЕГО ФОТ |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Данные таблицы свидетельствуют о перераспределении удельных весов в фонде оплаты труда в зависимости от категорий персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21». Динамика среднемесячной заработной платы и материального поощрения персонала магазина по категориям персонала приведена в табл. 2.2
Таблица 2.2 - Динамика среднемесячной заработной платы и материального поощрения персонала магазина в 2006-2007 гг., тыс. руб.
Категория работников |
2006 г. |
2007 г. |
Абс. изм. |
% |
Управленческие работники |
9,600 |
9,700 |
0,100 |
101,0 |
Специалисты |
6,000 |
6,500 |
0,500 |
108,3 |
Продавцы |
5,200 |
5,700 |
0,500 |
109,6 |
Вспомогательный персонал |
1,750 |
2,613 |
0,863 |
149,3 |
В среднем по предприятию |
5,316 |
5,897 |
0,581 |
110,9 |
Средняя заработная плата руководителей в 2007 г. составляла 9700 руб., за 2006-2007 гг. она возросла на 100 руб., или на 1,0 % к уровню 2006 г. Рост фонда оплаты труда руководителей на 122,4 тыс. руб. обусловлен увеличением их численности на 1 чел. Таким образом, можно констатировать, что магазин супермаркета «Орджоникидзе, 21» обеспечивает персоналу достаточно высокую заработную плату.
Что касается морального стимулирования руководителей и персонала предприятия, то оно является наиболее экономичным способом стимулирования для предприятия, поскольку существенных затрат на данные мероприятия не требуется.
В супермаркете «Орджоникидзе, 21» распространены неденежные и денежные виды стимулирования трудовой активности персонала.
Вообще, у каждого работника стоят свои задачи, которые необходимо решать в зависимости от сложившейся ситуации. В супермаркете так же существуют свои определенные требования к уровню квалификации служащих. Так например, в аппарат управления принимаются работники с образованием средним профессиональным или высшим. На руководящие должности (директор магазина, товаровед и так далее) принимаются люди имеющие опыт работы в фирме и положительно зарекомендовавших себя на прежней работе.
С целью повышения