Стадия роста жизненного цикла отрасли и стратегии, характерные для этой стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:38, реферат

Описание работы

Цель работы – практическая применимость целевого анализа на примере РУП «Белтелеком».
Задачи, вытекающие из цели, следующие:
Рассмотреть аспекты целевого анализа в стратегической модели менеджмента;
Применение целевого анализа на примере РУП «Белтелеком»;
Использование целевого анализа как способа совершенствования деятельности РУП «Белтелеком».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты целевого анализа в модели стратегического менеджмента 4
1.1 Модель стратегического менеджмента 4
1.2 Миссия предприятия и ее сущность 7
1.3 Целеполагание на предприятии как составной элемент целевого анализа 13
2 Применение целевого анализа на примере РУП «Белтелеком» 19
2.1 Краткая характеристика РУП «Белтелеком» 19
2.2 Диагностика применения целевого анализа на РУП «Белтелеком» 24
3 Использование целевого анализа как способа совершенствования деятельности РУП «Белтелеком» 29
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Nikishin_kursovaya_Tselevoy_analiz.docx

— 694.53 Кб (Скачать файл)

Компоненты

Содержание

Продукты или услуги

Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия  достигают рыночных преимуществ  за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем

Категории целевых потребителей

Кто является целевыми потребителями  предприятия? Деятельность предприятия  может быть ориентирована на правительственные  агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с  высокими доходами или население  в целом

Технология

Ориентируется ли предприятие  на использование новейших или традиционных технологий?

Конкурентные преимущества

В чем состоят отличительные  особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться  в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или  территориальном расположении

Философия

Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия  может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и  др.


На базе компонентов миссии предлагается следующий алгоритм ее построения:

  1. Определение области конкуренции

Отраслевое направление  включает в себя перечень сфер хозяйственной деятельности, в которых собирается работать фирма. Потребительское направление определяет круг клиентов, которых будет обслуживать фирма. Географическое направление характеризует страны и регионы, в которых могла бы работать компания, будет ли она многонациональной или будет работать в единой географической нише.

  1. Стратегическое намерение или видение

Стратегическое видение  компании предполагает определение  тех ключевых показателей, которых стремится достичь фирма в будущем. Обычно это формулируется так: «Мы стремимся...». Стратегическое видение может описывать как количественные, так и качественные показатели, определяющие основные направления развития компании. Как правило, стратегическое видение служит для мотивации работников компании. Кроме того, стратегическое видение позволяет субъектам внешней среды (клиентам, партнерам, контрагентам) оценить намерения компании относительно дальнейших действий на рынке и перспективы развития взаимоотношений.

  1. Компетентность персонала и конкурентные преимущества

Миссия определяет суть общекорпоративных ценностей. К ним относятся специальные знания и навыки, которыми обладает фирма, позволяющие ей предложить клиентам лучшие товары и услуги. Например, акцент на технологических нововведениях, высокое качество продукции и услуг, ценообразование, инженерные решения.

  1. Основные заинтересованные группы

Миссия определяет группы лиц и организаций, сотрудничество с которыми способствует процветанию компании, устанавливает их требования и формулирует приоритеты работы менеджеров.

Кроме того, в расширенную формулировку миссии могут войти:

  • перечень основных видов деятельности;
  • основные конкурентные преимущества, которых планируется достичь;

а также (для внутреннего пользования):

  • основные конкурентные недостатки, которые планируется устранить в первую очередь.

Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей:

  • как слоган предприятия;
  • как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами;
  • как внутрифирменный основополагающий документ.

В процесс разработки миссии необходимо вовлекать всех ключевых сотрудников компании (высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты). Для выработки миссии на существующем предприятии используется следующий алгоритм:

  1. Проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ.
  2. Анкетирование ключевых сотрудников компании.
  3. Обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии).
  4. Уточнение основных положений.
  5. Выбор окончательной формулировки миссии.
  6. Проведение совещания для представления результатов работ.

При формировании миссии необходимо учитывать следующие факторы:

  • история фирмы;
  • существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
  • состояние внешней и внутренней среды организации;
  • ресурсы, которые фирма может привести в действие для достижения целей фирмы;
  • отличительные особенности, которыми обладает организация.

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления.

Во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и  слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений.

Во-вторых, в случае больших  по размеру или географически  разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных  единиц в одно целое, мотивации персонала  и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных  на различных уровнях.

В-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального  и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия.

1.3 Целеполагание на предприятии как составной элемент целевого анализа

Следующий этап целевого анализа  – это определение стратегических целей предприятия.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится  добиться любая организация [4, с. 61-64].

Цели организации определяются после получения формулировки миссии, то есть миссия, с одной стороны, дает возможность установить, какие  цели необходимо поставить, чтобы деятельность предприятия соответствовала его  миссии, а с другой, отсекает часть  возможных целей.

Установление целей переводит  стратегическое видение и направление  развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и  результатами деятельности фирмы. Цели являются обязательством управленческого  аппарата добиться определенных результатов  в установленное время.

Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия  занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого  ключевого результата, который менеджеры  считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:

  1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера.
  2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства.
  3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
  4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
  5. Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
  6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
  7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия.

Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые  иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик целей относятся:

  • конкретность и измеримость. Выражая цели в четких измеримых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ;
  • горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель;
  • достижимость. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности предприятия. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда;
  • непротиворечивость. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный интервал достижения. Цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, подчинены им. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей.

Иерархия целей играет очень важную роль, так как она  устанавливает связность организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Подобную иерархию удобно представлять моделью «дерево целей», изображенной на рисунке 4.

Рисунок 4 - Иерархия целей организации

Посредством дерева целей  описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели  по следующим правилам:

  • общая цель должна содержать описание конечного результата;
  • при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
  • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
  • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
  • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом в установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности  поставленных целей, от организационной  структуры. Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.

Процесс установления целей  предполагает прохождение четырех  фаз:

  • Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются во внешней среде фирмы.

Руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется внешняя среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы, не абсолютизируя тенденции, отражать их.

Информация о работе Стадия роста жизненного цикла отрасли и стратегии, характерные для этой стадии