Статистические методы контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… ……3
Глава 1.Статистические методы контроля качества продукции: сущность, основные понятия……...............................................................................................5
Основные понятие и значение статистических методов контроля качества…………………………………………………………………….……5
Понятие уровня дефектности……………………………………………7
Виды статистических методов контроля качества……………………10
Глава 2. Основные статистические методы контроля качества……………11
2.1. Карта Парето ……………………………………………………………11
2.2. Причинно – следственная диаграмма Исикавы………………………13
2.3. Гистограмма………………………………………………………………15
2.4. Диаграмма разброса………………………………………………………17
2.5. Контрольная карта………………………………………………………19
2.6. Статистический выборочный контроль………………………………17
2.7. Методы с использованием ЭВМ………………………………………21
Глава 3. Практическая часть. Примеры статистических методов контроля качества продукции. ………………………………………………………………22
3.1. Контрольные карты. Контроль по количественному признаку. ……22
Глава 4. Контент-анализ литературных источников по проблеме статистических методов контроля качества продукции………………………………25
Заключение……………………………………………………………………29
Библиографический список…………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство  по образованию

 

Костромской государственный  технологический университет

 

 

 

 

Кафедра экономики и  управления

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине «Менеджмент»

“Статистические методы контроля качества продукции”

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

                                     Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………… ……3

Глава 1.Статистические методы контроля качества продукции: сущность, основные понятия……...............................................................................................5

    1. Основные  понятие и значение статистических методов контроля качества…………………………………………………………………….……5
    2. Понятие уровня дефектности……………………………………………7
    3. Виды статистических методов контроля качества……………………10

Глава 2. Основные статистические методы контроля  качества……………11

2.1.   Карта Парето ……………………………………………………………11

2.2.    Причинно – следственная диаграмма Исикавы………………………13

2.3.    Гистограмма………………………………………………………………15

2.4.    Диаграмма разброса………………………………………………………17

2.5.    Контрольная карта………………………………………………………19

2.6.     Статистический выборочный контроль………………………………17

2.7.      Методы с использованием ЭВМ………………………………………21

Глава 3. Практическая часть. Примеры статистических методов контроля качества продукции. ………………………………………………………………22

3.1.    Контрольные карты. Контроль по количественному признаку. ……22

Глава 4. Контент-анализ литературных источников по проблеме статистических методов контроля качества продукции………………………………25

Заключение……………………………………………………………………29

Библиографический список…………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Наличие конкурентной среды  в условиях рыночной экономики обязывает  уделять огромное внимание проблемам качества. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг.

Серьезная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

В настоящее время  именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний — яркое подтверждение этому. Такие компании, как «Макдональдс», «Делта Эйрлайнз» и многие другие, наглядно демонстрируют эту зависимость. Но существует немало примеров, свидетельствующих о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

В рыночной экономике  производитель и потребитель  сами находят себя на рынке, мотивация  их деятельности основывается на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием. Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

В области качества произошла  подлинная революция. Именно с помощью  современных методов менеджмента  качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Основные методы контроля качества продукции – статистические. Данные методы давно открыты и просты в использовании, но очень эффекты, поэтому я хотел бы рассмотреть их подробнее в своей работе

 

Цель курсовой работы: рассмотреть статистические методы контроля качества продукции.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность статистических методов контроля качества

- описать задачи применения статистических методов контроля

- определить виды статистических методов контроля качества и описать смысл каждого

- рассмотреть применение статистических методов контроля на практике

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики управления; количественный и качественный сбор информации о методах повышения эффективности работы предприятия; статьи из периодической печати, учебная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статистические методы контроля качества продукции: сущность, основные понятия

1.1. Основные  понятие и значение статистических методов контроля качества

 

В отраслях промышленности статистические методы применяются для проведения анализа качества продукции и процесса. Анализом качества является анализ, посредством которого с помощью данных и статистических методов определяется отношение между точными и замененными качественными характеристиками.

Анализом процесса является анализ, позволяющий уяснить связь между причинными факторами и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т.д.

Контроль процесса предусматривает  выявление причинных факторов, влияющих на бесперебойное функционирование производственного процесса. Качество, стоимость и производительность являются результатами процесса контроля.

Статистические методы контроля качества продукции в настоящее  время приобретают все большее  признание и распространение  в промышленности.

Научные методы статистического контроля качества продукции используются в следующих отраслях: в машиностроении, в легкой промышленности, в области коммунальных услуг.

Основной задачей статистических методов контроля является обеспечение  производства пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами.

Статистические методы контроля качества продукции дают значительные результаты по следующим показателям:

- повышение качества  закупаемого сырья;

- экономия сырья и  рабочей силы;

- повышение качества производимой продукции;

- снижение затрат на  проведение контроля;

- снижение количества  брака;

- улучшение взаимосвязи  между производством и потребителем;

- облегчение перехода  производства с одного вида  продукции на другой.

Главная задача – не просто увеличить качество продукции, а увеличить количество такой продукции, которая была бы пригодной к употреблению.

Два основных понятия  в контроле качества – это измерение  контролируемых параметров и их распределение. Для того чтобы можно было судить о качестве продукции необязательно измерить такие параметры, как прочность материала, бумаги, масса предмета, качество окраски и т.д.

Второе понятие –  распределение значений контролируемого  параметра основано на том, что нет  двух совершенно одинаковых по величине параметров у одних и тех же изделий; по мере того, как измерения становятся все более точными, в результатах измерений параметра обнаруживаются небольшие расхождения.

Изменчивость «поведения»  контролируемого параметра бывает 2 видов. Первый случай – когда значения его составляют совокупность случайных величин, образующихся в нормальных условиях; второй – когда совокупность его случайных величин образуется в условиях, отличных от нормальных под действием определенных причин.

Персонал, осуществляющий управление процессом, в котором формируется контролируемый параметр, должен по его значениям установить: во-первых, в каких условиях они получены (нормальных или отличных от них); и если они получены в условиях, отличных от нормальных, то каковы причины нарушения нормальных условий процесса. Затем принимается управляющее воздействие по устранению этих причин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие уровня дефектности

 

Любая партия изделий, поступающая  на контроль, может содержать некоторую долю дефектных единиц продукции. Эта доля дефектных единиц характеризуется уровнем дефектности. Под уровнем дефектности понимается доля дефектных единиц продукции на 100 единиц продукции.

При выборочным контроле невозможно установить фактический  уровень дефектности в контролируемой партии продукции, а можно получить лишь его оценку. Точность этой оценки зависит от того, насколько будет обоснован план контроля. В качестве такой оценки при контроле по количественному признаку используется предельное значение контролируемого параметра в выборке, а при контроле по альтернативному признаку - число дефектных единиц продукции или число дефектов на 100 единиц продукции в выборке, которое затем сравнивается с контрольными нормативами. При определении доли дефектных единиц продукции не учитывается количество дефектов в единице продукции, т.е.

                                   (1)

При определении числа  дефектов на 100 единиц продукции, единица  продукции содержащая, допустим, три дефекта, должна оцениваться так же, как и три единицы продукции, имеющие по одному дефекту, т.е.

(2)

 

Пример.

Партия состоит из 500 единиц продукции. По результатам  контроля установлено, что: 480 ед. годных изделий;

15 ед. содержат по 1 дефекту; 

4 ед. содержат по 2 дефекта;

1 ед. содержит 3 дефекта. 

Тогда:

а) доля дефектных единиц продукции составляет -  4%

б) число дефектов на 100 единиц продукции -  т.е. в партии из 500 единиц продукции содержится 5,2 дефекта на 100 единиц продукции.

Схема уровня дефектности представлена на рисунке 1.

Под входным уровнем дефектности (ВУД) понимают уровень дефектности в партии, поступающей на контроль или в потоке продукции за определённый интервал времени. ВУД не зависит от плана контроля, а является характеристикой качества изготовленной продукции. Более достоверное представление о качестве продукции дают средний входной и средний выходной уровни дефектности, определённые по нескольким партиям. Оценку среднего входного уровня дефектности находят путём деления общего числа дефектных единиц продукции, обнаруженных в выборках нескольких партий, поступивших на контроль за определённый интервал времени, на общее число проконтролированных единиц в тех же партиях.

 

   

Рисунок 1 - Схема уровня дефектности.

 

 

Средний выходной уровень дефектности AOQ является характеристикой плана контроля. Под AOQ понимается математическое ожидание значения выходного уровня дефектности в принятых партиях или потоке продукции и в забракованных партиях или потоке продукции за определённый интервал времени, в которых после сплошного контроля все обнаруженные дефектные единицы заменены годными. Средний выходной уровень дефектности является важной характеристикой для потребителя, так как его величина характеризует реальное качество продукции, которое он может получить после контроля и зависит от плана контроля. Средний выходной уровень дефектности в принятых партиях или потоке продукции зависит от входного уровня дефектности, который может изменяться от партии к партии или от потока к потоку. Эта зависимость приближённо может быть определена по формуле:

 

(3)

 

где P - вероятность приёмки партии или потока продукции в долях; р - входной уровень дефектности, %;

N - объём партии;

Информация о работе Статистические методы контроля качества продукции