Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, является рассмотрение организации труда руководителя. То есть, как организовать работу руководителя, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. И поэтому в данной курсовой работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя.
Основные задачи:
─ раскрыть понятие стиля руководства;
─ определить роль руководителя в деятельности предприятия;
─ дать подробную характеристику стилям руководства;
─ выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель - это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
─ рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации, учитывая технико-экономические показатели данной организации
─ отметить влияние стиля руководства на результаты деятельности данной организации.




Введение.
Стиль управления, который применяет в своей работе руководитель, является составной частью и главной характеристикой эффективности руководства. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека.
В современном мире главным звеном любой цепи является человек. Именно ему отводиться главенствующая роль в решении социальных, экологических, политических, экономических, финансовых, производственных и прочих проблем и вопросов, К сожалению, существует множество примеров, когда власть попадает в руки неграмотного в данной сфере деятельности человека, и тогда последствия этой деятельности могут быть непредсказуемыми.
Бесспорно, работа организации, достижение поставленных ею целей, морально-психологический климат в ней во многом - результат умелого или неумелого руководства. Именно руководитель является толчковым механизмом деятельности. От его опыта, знаний, личных качеств, выбранной стратегии работы зависит не только результат деятельности компании, но и моральное удовлетворение сотрудников. Говоря о руководителе, начальнике, директоре, хочется говорить о человеке, который приходит в коллектив для того, чтобы принести пользу, который открывает дверь офиса и уже ничего, кроме работы его не интересует, который умеет забыть и не показать свои личные проблемы и трудности подчиненным, иным словом о человеке, который умеет управлять собой.
Каждый руководитель выбирает свой путь управления компанией или ее звеном, т.е. каждому руководителю присущ его собственный, очень часто неповторимый, стиль руководства.
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение организации труда руководителя. То есть, как организовать работу руководителя, чтобы его труд был наиболее эффективным. Но следует помнить, что труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. И поэтому в данной курсовой работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя.
Основные задачи:
─ раскрыть понятие стиля руководства;
─ определить роль руководителя в деятельности предприятия;
─ дать подробную характеристику стилям руководства;
─ выявить роль лидера в организации, ответив при этом на вопрос, всегда ли руководитель - это лидер, и любой ли лидер является руководителем;
─ рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя конкретной организации, учитывая технико-экономические показатели данной организации
─ отметить влияние стиля руководства на результаты деятельности данной организации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стиля руководства и его роли в деятельности предприятия 5
Глава2.Технико-экономическая характеристика организации
ООО «МакМарт» 15
Глава 3. Направление совершенствования управленческой деятельности и организации труда. Выводы и предложения 21
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

производственный менеджмент.docx

— 96.27 Кб (Скачать файл)

Стиль управления - представляет собой манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

Стили управления складываются под влиянием конкретных условий  и обстоятельств. В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним, каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "руководитель-подчиненный", стили руководства.[7,с.127]

К «одномерным» стилям управления относятся: авторитарный (директивный), демократический (разрешительный) и либеральный (попустительский).

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными

Авторитарный стиль управления

Демократический стиль управления

Либеральный стиль управления

Приемы принятия решений

Единолично решает все  вопросы

Принимая решения, советуется с коллективом

Ждет указания руководства  или отдает инициативу в руки подчиненных

Способ доведения решений  до исполнителей

Приказывает, распоряжается, командует

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителей

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах  дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Принципы подбора кадров

Боится квалифицированных  работников, старается от них избавиться

Подбирает деловых, грамотных  работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к знаниям

Считает, что все сам  знает

Постоянно учится и требует  того же от подчиненных

Пополняет свои знания и  поощряет эту черту у подчиненных

Стиль общения

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение

Характер отношений с  подчиненными

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям

Мягкое, формальное

Отношение к моральному воздействию  на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных  только по праздникам

Постоянно использует разные стимулы

Использует поощрение  чаще, чем наказание


Предпосылкой постановления  различных "одномерных" стилей управления стали теории "Х" и "Y" Дугласа  Мак-Грегора. Так, согласно теории "Х", люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы. У  них полностью отсутствует честолюбие, поэтому они предпочитают быть руководителями, не брать на себя ответственность  и искать защиты у сильных. Что бы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угрозу наказаний.

Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а  вследствие тяжелых условий жизни  и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины ХХ в. В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение  отражается уже другой теорией — "Y". В соответствии с ней в таких условиях люди готовы брать на себя ответственность за дело, более того, даже стремятся к ней. Если их приобщить к целям фирмы, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, а так же в творчество.

И такое приобщение является функцией не принуждения, а вознаграждения, связанного с достижением поставленных целей. На таких работников опирается руководитель, исповедующий демократический стиль.

Характеристика "одномерных" стилей управления была предположена отечественным исследователем Э.Старобинским.

"Многомерные" стили  управления. "Теория X" и "Теория Y". В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х" и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.

Теория Х.

Человек изначально не любит  работать и будет избегать работы.

Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.

Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

Теория У.

Работа так же естественна, как игра для ребенка.

Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда  — результат, связанный с достижением  цели.

Средний человек стремится  к ответственности.

Таким образом, формируются  два взгляда на управление: авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, и демократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.

На основе этих теорий разработаны  и другие, которые представляют собой  различные сочетания вышеприведенных.

В западном бизнесе популярна  также теория "управленческой решетки", разработанная Р.Блейком и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая деятельность разворачивается в силовом поле между производством и человеком. Первая силовая линия определяет отношение руководителя к производству. Вторая линия (вертикальная) определяет отношение руководителя к человеку (улучшение условий труда, учет желаний, потребностей и т.д.).[12,с.210]

Рассмотрим различные  стили руководства, приведенные на рисунке 1.

Рисунок 1. Стили руководства

Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль  считается чисто теоретическим.

Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором  для руководителя единственной целью  является производственный результат.

Тип 1.9 — либеральный или  пассивный стиль руководства. В  данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.

Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При  таком компромиссе достигаются  средние результаты труда, не может  быть резкого прорыва вперед. В  то же время такой стиль руководства  способствует стабильности и бесконфликтности.

Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается  так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности  самореализации и подтверждения  собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.

Одной из наиболее современных  является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В.Врумани Ф.Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на пять групп по стилям руководства:

  1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
  2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.
  3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
  4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.
  5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.[9,с.200]

 

 

 

Глава2.

Технико-экономическая характеристика организации ООО «МакМарт»

 

ООО «МакМарт» занимается изготовлением корпусной мебели, торгового оборудования, металлической мебели.

Если анализировать рынок  услуг по продаже данным видом  товара, то можно сказать, что продукция  пользуется спросом на всей территории города, а также всего региона.

Из этого следует, что  конкуренция достаточно жесткая  в этой сфере и поэтому зависит  от:

- качества продукции;

- стоимости продукции  и оказанных услуг;

- времени оказываемых  услуг;

- надежности доставки  груза.

ООО «МакМарт» начала свою деятельность в 2003 году. С этого времени компания наработала обширный опыт, наметила желаемые направления развития, изучила все тонкости мебельного рынка, - и, главное, поняла, какую продукцию желают видеть клиенты и сделала все для того, чтобы в полной мере удовлетворять пожелания заказчиков.

Уже к концу 2006 года наработала клиентскую базу по продаже данной продукции, а уже к концу 2007 года увеличила объемы более чем на 65% от начального объема работ. Таблица 1 наглядно показывает динамику изменения  технико-экономических показателей  ООО «МакМарт» с учетом данных, представленных в финансовой документации организации, в том числе в балансе, отчете о прибылях и убытках за 2006 - 2008 год.

Таблица 1 Технико-экономическая  характеристика предприятия.

 

Технико-экономические показатели ООО «МакМарт»

Единица измерения

2006г.

2007г.

2008г.

 

1

Выручка от продаж

тыс. руб.

2721,6

4517,85

6396,97

 

2

Себестоимость реализованной продукции

тыс. руб.

2061,6

3422,25

4517,37

 

3

Прибыль от реализации

тыс. руб.

660,00

1095,60

1879,60

 

4

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

295,20

490,03

1150,46

 

5

Чистая прибыль

тыс. руб.

204,00

338,64

782,31

 

6

Среднегодовая стоимость основных фондов

тыс. руб.

162

58

113

 

7

Средняя величина оборотных средств

тыс. руб.

2180

3500

4622

 

8

Численность работников

человек

5

12

16

 

9

Годовой фонд з/п

тыс.руб.

60

216

400

 

10

Производительность труда

тыс.руб./чел

340,2

829

1089,9

 

11

Средняя з/п работника

тыс. руб.

12

18

25

 

12

Затраты на один рубль продукции

руб./руб.

0,76

0,68

0,71

 

13

Рентабельность активов по чистой прибыли в %

%

9

15

19

 

14

Рентабельность продукции

%

28

66

59

 
             

 

Анализ стиля управления ООО «МакМарт», организация труда предпринимателя. Организация личной работы руководителя

ООО «МакМарт» - это производитель корпусной мебели, торгового оборудования, металлической мебели, его руководитель является основоположником деятельности фирмы. Еще три года назад в организации было всего 3 сотрудника: директор, администратор, специалист разгрузочно-погрузочных работ. То есть руководитель совмещал в себе большое количество должностей, налаживал производство с самого начала и до самого конца. И теперь относится к результату своего труда, как к детищу. В настоящее время штат сотрудников значительно увеличился: теперь в фирме есть и дизайнер, и менеджер по рекламе, и секретарь, и бухгалтер-кассир, и торговые представители, но даже при этом руководитель ООО «МакМарт» является не только грамотным управленцем, его интересует весь процесс работы до последних мелочей. Чтобы было более понятно, можно наглядно рассмотреть ежедневный план работы руководителя, для этого возьмем одну рабочую неделю 2009 года.

Для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен. Если представить в общем виде, то можно сказать, что руководитель ООО«МакМарт» в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ (по данным разных источников):

Запланированные заседания, встречи » 60 - 65% ;

Разговоры по телефону » 3 - 6% ;

Работа с документами » 17 - 22% ;

Поездки, осмотры » 3 - 7% ;

Незапланированные встречи » 7% ;

Отдых » 2% ;

Потери времени » 2%.

Приведенные выше данные характеризуют  общую ситуацию и варьируют в  зависимости от особенности труда. Руководитель, занимаясь анализом трудового  процесса, учитывает особенности  своей организации. Для всестороннего  и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.

Для удобства рассмотрения организации работы руководителя ниже приведем его план работы на одну из недель 2009 года.

 

Таблица 2 План работы руководителя ООО «МакМарт» в 2009 году.

понедельник

 

9:00-09:30

«Планерка», текущее планирование работы на неделю

 

09:30-11:00

Решение вопросов оптовых  продаж.

 

11:00-13:00

Распределение денежных средств для оплаты поставщикам

 

13:00-13:30

Обед

 

13:40-17:00

Заказ товара у поставщиков,обработка поступивших счетов, принятие решений по оплате

 

вторник

   

9:00-13:00

Сбор заказов, подпись  документов, решение проблем компании

 

13:00-13:30

Обед

 

13:40-16:00

Решение общих вопросов по деятельности организации

 

16:00-17:00

Проверка отчетов погрузочно-разгрузочных работ

 

среда

   

9:00-11:00

Прием и обработка заказов

 

11:00-13-00

Встречи с клиентами по заказам, изготовлению и доставке мебели

 

13:00-13:30

Обед

 

13:40-16:00

Решение общих вопросов по деятельности организации

 

16:00-17:00

Проверка отчетов погрузочно-разгрузочных работ

 

четверг

   

9:00-10:00

Обработка заказов

 

10:00-13:00

Подготовка плана закупа фурнитуры на следующий месяц

 

13:00-13:30

Обед

 

13:40-16:00

Распределение денежных средств для оплаты поставщикам

 

16:00-17:00

Обработка поступивших счетов, принятие решений по оплате, план о  ежеквартальной премии работников

 

пятница

   

9:00-10:30

Решение проблем организации, работников

 

10:30-13:00

Вопросы рекламы

 

13:00-13:30

Обед

 

13:40-17:00

Подведение итогов о проделанной  работе за неделю

 
     

Информация о работе Стиль руководства и его роль в деятельности предприятия