Стиль управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 03:51, курсовая работа

Описание работы

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера, участвовавшего в их разработке и его принятии. По мнению многих ученых, которые изучают процесс принятия управленческого решения – это Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Фархудинов Р.А., Смирнов Э.А., принятие решений, как и обмен, информацией, являются составной частью любой управленческой функцией.
Необходимость принятия решения принизывает все, что делает руководитель, формируя цели добиваясь и достижения. Поэтому принятие природы решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Файлы: 1 файл

Лавлинский.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Исследование стиля деятельности руководителей санатория «Дон»

 

Эффективное управление, четкая деятельность руководителя, является залогом благосостояния организации.

В популярной теории Блейка, все поле деятельности менеджера можно разделить на две составляющие – управление делами (производственным процессом) и руководство людьми. Причем разделение не означает изолированности этих составляющих друг от друга, а наоборот согласно системному подходу управление делами и руководство людьми выступает как единый процесс, как взаимосвязанные цели. Схематично это можно представить в виде модели, основанной на двумерном понимании стиля деятельности менеджера. Схематичное описание модели предполагает наличие двух векторов, которые отражают направленность руководителя на дело (вектор «Д») и на людей (вектор «Л») (рис. 2.1). Вектора выходят из общей точки под углом 90 градусов. Различные соотношения уровней направленности на дело и на людей проявляются в различных стилях деятельности менеджера.

Для системного анализа взаимосвязанности двух выделенных направленностей введен индекс «общий стиль деятельности» (ОСД).

ОСД – это предполагаемый эффект от управления производством и руководство людьми, которого может достигнуть конкретный менеджер. На схеме, где изображены векторы «Д» и «Л» условно разобьем каждый вектор на три равные части (уровни) и обозначим уровни: 1- низкий, 2- средний, 3- высокий уровни направленности руководителя. С позиций системного подхода в модель введен третий вектор для отображения суммарного взаимодействия векторов «Д» и «Л». Обозначим его как вектор ОСД. Он отражает степень сбалансированности направленности руководителя на дело и на человека с учетом факторов внешней и внутренней среды.


 

 









 

Рис. 2.1. Модель стиля деятельности руководителя в зависимости от направленности на людей и на дело

 

Для численного расчета величины «ОСД» проводится линия из точки, соответствующей уровню направленности руководителя на дело в точку, соответствующую уровню направленности руководителя на человека. Эта линия пересечет в некотором месте вектор интегрального стиля деятельности. Место пересечения и является численным значением показателя интегрального стиля деятельности.

Для получения данных для анализа используют метод опроса. Это не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросом, он имеет дело с различными модификациями этого метода.

Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых процессов и явлений.

В качестве метода опроса был выбран групповой анкетный опрос.

Для получения данных анализа была разработана анкета, на основе методики, приведенной А. Алексеенко, включающая 30 вопросов, 15 из которых выявляют направленность на людей, 15 – на дело (приложение 1). Фразы анкеты отображают различные формы управленческого поведения, но некоторые были структурированы, так как во время опроса давались неточные ответы и сама постановка вопроса была не очень красивой. Например, «разрешаю членам группы работать таким способом, который им представляется наилучшим». Структурированное – «Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим, порядок выполнения работы»

Для составления опросника каждое из профессионально-важных качеств формулируется в виде четкого высказывания. Для удобства выбора оценки после соответствующего высказывания предлагается пять возможных ответов, по-разному характеризующих деятельность оцениваемого по данному параметру. Необходимо отметить тот вариант, по которому, вероятнее всего руководитель действовал бы в предлагаемой ситуации: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Инструкция.

В целях изучения некоторых аспектов деятельности управленческого персонала просим заполнить предлагаемый опросник, (Приложение 1) по каждому высказыванию поставив «+» в соответствующей графе предлагаемой оценочной шкалы (всегда, часто, иногда, редко, никогда).

Подсчет результатов опроса.

Для подсчета результатов обследования используется следующая схема.

1. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций Вашей анкеты: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29.

2. Проставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые Вы ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н).

3. Также проставьте по единице рядом с теми не обведенными порядковыми номерами, на которые Вы ответили «всегда» (В) или «часто» (Ч).

4. Теперь обведите кружком уже не порядковые номера, а те единицы, которые Вы поставили рядом со следующими номерами анкеты: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27. Если рядом с какими-то номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.

5. Подсчитайте приведенное количество обведенных единиц, то есть Л (либеральность).

 

                                    Л = Кол-во обв. единиц / 20                                       (1)

 

6. Подсчитайте приведенное количество не обведенных единиц , то есть А (авторитарность).

 

                                  А = кол-во не обв. единиц / 20                                     (2)

 

7. Вычислите значения направленность на людей и направленность на дело:

 

                                  Нл = Л*5 =…; и Нд = А*5 =…;                                      (3)

 

8. Занести количественные результаты оценки в таблицу 1

Таблица 2

 Л

 А

 Н л

 Н д

 …

 …

 …%

 …%


 

На основе полученных данных проведенного исследования руководителей, будет осуществлен сопоставительный анализ направленности их стилей.

Математический аппарат обработки данных.

1. «Сырые» индивидуальные показатели выводятся путем подсчета ответов на вопросы, поставленные в анкете. Общей «сырой» оценкой в целом является сумма оценок, полученных при сложении результатов ответов экспертов на соответствующие вопросы.

2. Для сопоставительного анализа характеристик проводятся следующие вычислительные процедуры:

– определение средней оценки по различным группам экспертов (Хср)

 

            å Хi

Хср =                                                                                                                (4)


               n

 

где: Хi - балл по i-му показателю; n - число показателей.

Результаты социально-психологического исследования должны обрабатываться с помощью персонального компьютера программой EXСEL.

Для подсчета индекса «ОСД» математическим способом используется формула:

                                                         (5)

 

где: Нд - величина направленности на дело;

Нл - величина направленности на людей.

Чтобы определить общий стиль руководства, необходимо отметить количество очков, полученных за направленность на дело, на шкале стрелки «Д», а количество очков за направленность на человека – на стрелке «Л» (рис. 1). Соединить эти точки прямой линией. Точка, в которой прямая пересекает стрелку стиля руководства, показывает количество очков руководителя на шкале и степень сбалансированности ориентации на дело и на человека.

Направленности на дело и на людей, в зависимости от набранных очков, делятся на уровни:

– от 0 до 5 очков – низкая направленность;

– от 5 до 10 – средняя;

– от 10 до 15 – высокая направленность на дело или на людей.

Необходимо отметить, что в практическом плане крайне мало методик, позволяющих в реальной деятельности оценить стиль работы менеджера, особенно это касается отечественного менеджмента, где эта проблема в настоящее время очень актуальна.

Интервьюер предварительно приехал в учреждение и познакомился с руководителями выбранного участка. Кратко рассказал о целях исследования, обсудил вопрос о времени, месте и форме проведения. Непосредственно перед опросом респондентам кратко были представлены цели и задачи исследования.

Напомним, что под предприятиями рекреационной сферы понимаются такие организационные объединения, которые специализируются на предоставлении рекреационных услуг (отдых, лечение, профилактика) гражданам.

Данные для расчета показателя ОСД получают из анкеты, которая разработана на основе методик Т. Санталайнена и А. Алексеенко и адаптирована к условиям санаторно-курортной сферы [1, 34].

Всего было опрошено 12 руководителей.

Полученные данные опроса фиксируются в таблице 3.

На основе полученных данных необходимо рассчитать индекс общего стиля деятельности (ОСД), характеризующий эффективность работы каждого руководителя, по формуле приведённой выше.

Таблица 3

Руководители

Направленность на дело (X)

Направленность на людей (Y)

Индекс общего стиля деятельности

1

12

6

5.64

2

13

4

4.31

3

11

4

3.90

4

12

10

7.69

5

4

14

6.58

6

13

2

9.50

7

15

3

3,53

8

4

15

4,45

9

14

4

4,38

10

15

2

2,48

11

12

12

8,46

12

12

4

4,23


 

Из проведённого исследования можно сделать выводы, что в нашем примере наиболее распространенным типом руководителя стал автократический. Этот стиль реализуют около 8 человек. Абсолютных демократов 2. Руководителей же со сбалансированным стилем тоже 2.

Чрезмерная ориентация руководителей на автократическое управление требует его совершенствования в сторону направленности на человеческий фактор. Тем более, что управление по принципу менеджмента основано на смещение «центра тяжести» в управленческой деятельности, прежде всего, на проблемы человека. В нашей работе практически показано, что такая работа в области перестройки стиля деятельности современного менеджера необходима.

Далее мы разработаем рекомендации для руководителей санатория «Дон» с целью корректировки их стиля деятельности.

 

 

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В САНАТОРИИ «ДОН»

 

Из проведённого исследования можно сделать выводы, что в нашем примере наиболее распространенным типом руководителя стал автократический. В нем сочетаются максимальная забота об эффективности производства (до 15 баллов) с низкой заботой о людях (1-5 баллов).

Автократичный руководитель предполагает, что производственные задачи можно решить только в том случае, если люди находятся под контролем, а их деятельность направляется способом, побуждающим их выполнять высокие производственные задачи. Это, как правило, педантичный профессионал, заранее знающий, как достичь высокого производственного результата, на достижении которого сосредоточены все его усилия. «Человеческий фактор» отстранен от вмешательства в производственные процессы. Руководитель подобного типа обходится без предложений, рекомендаций, советов или другой помощи со стороны. Как правило, такой руководитель высокообразован и имеет большой опыт работы, благодаря чему достигает высоких производственных результатов, который характеризуется значением индекса общего стиля деятельности.

Таким ярким представителем руководителя, реализующий автократичный стиль, в нашем примере является руководитель под номером 10. Его индекс ОСД равен 2,48.

Чрезмерная ориентация руководителей (особенно предприятий рекреационной сферы) на автократическое управление требует его совершенствования в сторону направленности на человеческий фактор. Тем более, что управление по принципу менеджмента основано на смещение «центра тяжести» в управленческой деятельности, прежде всего, на проблемы человека. В нашей работе практически показано, что такая работа в области перестройки стиля деятельности современного менеджера необходима. Это значимый резерв эффективного управления. А реализовать его можно только путем приобретения необходимых навыков управления людьми в процессе обучения.

Информация о работе Стиль управление