Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа
Объектом данного исследования будет выступать деятельность руководителя, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом - методы, стили управления.
Выдвигаемая в работе гипотеза звучит как: психологический климат трудового коллектива находится в прямой зависимости от стиля руководства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………......4
1.1.Биографические характеристики..........……………………………………...4
1.2. Способности………………………………………………………………......5
1.3. Черты личности…………………………………………………………..…..5
ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…...9
2.1. Авторитарный стиль управления………………………………………........9
2.2. Демократический стиль управления…………………………………….....10
2.3. Либеральный стиль управления………………………………………........10
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...…..12
3.1 Административные методы управления………….……………...………...12
3.2 Экономические методы управления…………….……………………..…...16
3.3 Социально-психологические методы………………………………….…...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………..……...20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......…..21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………......4
1.1.Биографические характеристики..........………………
1.2. Способности…………………………………………………
1.3. Черты личности…………………………………………
ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…...
2.1. Авторитарный стиль
управления……………………………………….....
2.2. Демократический стиль
управления…………………………………….....
2.3. Либеральный стиль
управления……………………………………….....
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...…..
3.1 Административные методы
управления………….……………...………...
3.2 Экономические методы
управления…………….……………………..…...
3.3 Социально-психологические методы………………………………….…...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......…..21
ВВЕДЕНИЕ
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для достижения какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
Данная работа посвящена анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные стили и методы управления. Работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
При написании работы ставилась цель определить влияние методов и стилей руководства на деятельность организации в целом и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также выяснить, какие качества необходимы руководителю для успешного и эффективного управления организацией.
Задача данной работы - научиться
выбирать эффективные методы и стили
управления, направленные не только на
улучшение экономических
Объектом данного исследования будет выступать деятельность руководителя, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом - методы, стили управления.
Выдвигаемая в работе гипотеза звучит как: психологический климат трудового коллектива находится в прямой зависимости от стиля руководства.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Биографические характеристики
Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Характеристики руководителя, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора чрезвычайно велико. Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности.1
К биографическим характеристикам относятся:
1)Возраст руководителя. В
целом отсутствует какая-либо
прямая и однозначная связь
между ним и успешностью
2)Пол руководителя. Данная
характеристика привлекает в
последнее время все большее
внимание со стороны
3)Социально экономический
статус и образование. Данные
характеристики очень важны
1.2 Способности
Все способности можно
разделить на общие (к ним относятся
интеллект) и специфические (знания,
умения и т.п.). Наибольшее влияние
на эффективность руководства
1.3 Черты личности
К числу наиболее часто
упоминаемых в различных
Доминантность - черта личности,
состоящая в способности и
потребности оказывать влияние
на других людей и подчинять их
своей воле. Она является личностной
основой для реализации главного
механизма регуляции
Уверенность руководителя в себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.
Три следующие черты эффективного
руководителя - эмоциональная стабильность,
стрессоустойчивость и
Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск.
Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны и взаимообусловлены. Надежность в значительной мере тождественна умению "держать слово", добиваться таких результатов деятельности и так строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.
Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в мере принятия ответственности. Более распространена субъективная тенденция к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность может восприниматься и как субъективно предпочитаемое явление, и тогда говорят о своеобразной потребности в ответственности. Позиция руководителя в системе управления требует высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.5
Независимость личности. В процессе управления неизбежно возникают разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное "давление сверху" - со стороны вышестоящих инстанций. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость.
Общительность, являясь очень важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного качества - социабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные отношения, а также в потребности к установлению широких социальных контактов.
В теории управления существует
множество такого рода перечней, более
или менее подробно описывающих
состав характеристик руководителя.
Теснота связи и степень
ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации определяется как стиль руководства.
Стиль руководства выражается
в том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к
Традиционно различают следующие стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность).7
2.1. Авторитарный стиль управления
Руководитель является сторонником
централизации управления, обладает
достаточной властью, жестко диктует
свою волю исполнителям и чаще всего
обращается к потребностям низших уровней
исходя из концепции, что люди по своей
природе ленивы, избегают работы и
ответственности и, чтобы заставить
их трудиться, нужно использовать принуждение,
контроль и угрозу. Он принимает
решения единолично, основываясь
на личном опыте и интуиции, директивно
определяет функции подчиненных, не
давая им возможности проявлять
инициативу, строго контролирует их действия,
пресекает всякую критику в свой
адрес и наделяет исполнителей минимумом
информации: только он знает фактическое
состояние дел в коллективе и
перспективы дальнейшего
2.2. Демократический стиль управления
Базируется на другом понимании
человеческой сущности: труд - процесс
естественный, самоуправление и приобщение
к задачам и целям организации
позволяют творчески решать возникающие
проблемы совместно с руководством.
При демократическом стиле
2.3. Либеральный стиль управления
Характеризуется минимальным
участием руководителя в управлении,
и коллектив имеет полную свободу
принимать самостоятельные