Стили и методы управления руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования будет выступать деятельность руководителя, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом - методы, стили управления.
Выдвигаемая в работе гипотеза звучит как: психологический климат трудового коллектива находится в прямой зависимости от стиля руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………......4
1.1.Биографические характеристики..........……………………………………...4
1.2. Способности………………………………………………………………......5
1.3. Черты личности…………………………………………………………..…..5
ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…...9
2.1. Авторитарный стиль управления………………………………………........9
2.2. Демократический стиль управления…………………………………….....10
2.3. Либеральный стиль управления………………………………………........10
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...…..12
3.1 Административные методы управления………….……………...………...12
3.2 Экономические методы управления…………….……………………..…...16
3.3 Социально-психологические методы………………………………….…...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………..……...20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......…..21

Файлы: 1 файл

мЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                С.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………......4

1.1.Биографические характеристики..........……………………………………...4

1.2. Способности………………………………………………………………......5

1.3. Черты личности…………………………………………………………..…..5

ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…...9

2.1. Авторитарный стиль  управления………………………………………........9

2.2. Демократический стиль  управления…………………………………….....10

2.3. Либеральный стиль  управления………………………………………........10

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...…..12

3.1 Административные методы  управления………….……………...………...12

3.2 Экономические методы  управления…………….……………………..…...16

3.3 Социально-психологические  методы………………………………….…...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………..……...20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......…..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление появилось  вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись для  достижения какой-либо общей цели, возникала  задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них  должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

Данная работа посвящена  анализу повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются  основные стили и методы управления. Работа имеет особую актуальность в  данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.

При написании работы ставилась  цель определить влияние методов  и стилей руководства на деятельность организации в целом и на внутреннюю атмосферу в коллективе, а также  выяснить, какие качества необходимы руководителю для успешного и  эффективного управления организацией.

Задача данной работы - научиться  выбирать эффективные методы и стили  управления, направленные не только на улучшение экономических показателей  деятельности организации, но и на удовлетворение потребностей сотрудников.

Объектом данного исследования будет выступать деятельность руководителя, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем  и определяющая их взаимосвязь с  окружающей средой. Предметом - методы, стили управления.

Выдвигаемая в работе гипотеза звучит как: психологический климат трудового коллектива находится  в прямой зависимости от стиля  руководства.

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ

1.1 Биографические характеристики

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или  меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь  зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость  в которых определяется содержанием  и характером управленческой деятельности. Характеристики руководителя, строго говоря, - это те свойства индивида, которые выступают в функции  способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального  выбора чрезвычайно велико. Личность руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты  личности.1

К биографическим характеристикам  относятся:

1)Возраст руководителя. В  целом отсутствует какая-либо  прямая и однозначная связь  между ним и успешностью деятельности. Возраст - это во многом опыт; не только природная, но и  социальная характеристика человека, в том числе и руководителя. Но возраст руководителя не  может быть ни преимуществом,  ни помехой для того, чтобы  эффективно управлять. Зависимость  между возрастом и эффективностью  руководства так и остается  не определенной.

2)Пол руководителя. Данная  характеристика привлекает в  последнее время все большее  внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие  между мужским и женским поведением  в роли руководителя.

3)Социально экономический  статус и образование. Данные  характеристики очень важны для  руководителя. Эффективный руководитель  должен обладать разнообразными  знаниями в области управления  и бизнеса, специальных наук, связанных  с деятельностью компании, иностранными  языками. В настоящее время  руководители стремятся овладевать  не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась  необходимость у руководителей  в знании иностранных языков. Социально - экономический статус  человека способен оказать значительное  влияние на развитие менеджерской  карьеры.

1.2 Способности

Все способности можно  разделить на общие (к ним относятся  интеллект) и специфические (знания, умения и т.п.). Наибольшее влияние  на эффективность руководства оказывают  общие способности, то есть интеллект. Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение  между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный  характер. Более поздние исследования, проведенные Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между  интеллектом и эффективностью работы оказывают воздействие и другие факторы. К ним относятся: мотивация  и опыт руководителя, а так же его отношения с вышестоящим  руководством и подчиненными.2

1.3 Черты личности

К числу наиболее часто  упоминаемых в различных исследованиях  черт личности относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная  уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. Рассмотрим каждую из этих характеристик в отдельности.

Доминантность - черта личности, состоящая в способности и  потребности оказывать влияние  на других людей и подчинять их своей воле. Она является личностной основой для реализации главного механизма регуляции управленческой деятельности - механизма властных отношений в ней. Доминантность  является предпосылкой авторитарного  стиля руководства. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как  можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние  должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.3

Уверенность руководителя в  себе как следующее важное личностное качество оказывает позитивное влияние  на управленческую деятельность по двум основным направлениям. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают  спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким  образом, определенный психологический  комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания.

Три следующие черты эффективного руководителя - эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и креативность. В отношении эмоциональной стабильности надо отметить, что она важна для  обеспечения надежной индивидуальной деятельности руководителя. В психологии описан механизм возникновения отраженных состояний, когда состояние, развивающееся  у одного из членов группы, в особенности - у ее лидера, индуцируется на других членов группы - как осознанно, так  и неосознанно. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между руководителем  и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная  неуравновешенность может подрывать  имидж руководителя в глазах деловых  партнеров.4

Креативность или способность  к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства  является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

Стремление к достижению цели и предприимчивость - важнейшие  черты современного руководителя. В  тесной связи с ними находится  склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать  и просчитывать свой риск.

Ответственность и надежность в выполнении заданий также взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Надежность в  значительной мере тождественна умению "держать слово", добиваться таких  результатов деятельности и так  строить ее, чтобы обеспечить реализацию принятых на себя обязательств. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

Наряду с этим существуют большие индивидуальные различия в  мере принятия ответственности. Более  распространена субъективная тенденция  к уходу от ответственности. Однако в ряде случаев ответственность  может восприниматься и как субъективно  предпочитаемое явление, и тогда  говорят о своеобразной потребности  в ответственности. Позиция руководителя в системе управления требует  высокой степени развития этих потребностей, что и делает указанные личностные качества профессионально-значимыми.5

Независимость личности. В  процессе управления неизбежно возникают  разные точки зрения, столкновение индивидуальных позиций, интересов, мнений. Кроме того, руководитель испытывает постоянное "давление сверху" - со стороны вышестоящих инстанций. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение  он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее  ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость.

Общительность, являясь очень  важной сама по себе, выступает, однако, и аспектом более общего личностного  качества - социабельности. Это - способность, состоящая в умении строить межличностные  отношения, а также в потребности  к установлению широких социальных контактов.

В теории управления существует множество такого рода перечней, более  или менее подробно описывающих  состав характеристик руководителя. Теснота связи и степень взаимопроникновения  управленческих способностей друг в  друга выражена настолько, что к  их структуре с полным правом можно  применить выражение "все состоит  из всего" - каждая отдельная способность, фактически, является эффектом объединения  многих иных способностей и качеств  личности.6 
                               ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Каждый руководитель в  процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации определяется как стиль руководства.

Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Традиционно различают следующие  стили управления: авторитарный (он же автократический, административный, волевой, директивный), сосредоточенный  исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либеральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительский, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номинальный), сосредоточенный на человеке (другая крайность).7

2.1. Авторитарный стиль  управления

Руководитель является сторонником  централизации управления, обладает достаточной властью, жестко диктует  свою волю исполнителям и чаще всего  обращается к потребностям низших уровней  исходя из концепции, что люди по своей  природе ленивы, избегают работы и  ответственности и, чтобы заставить  их трудиться, нужно использовать принуждение, контроль и угрозу. Он принимает  решения единолично, основываясь  на личном опыте и интуиции, директивно определяет функции подчиненных, не давая им возможности проявлять  инициативу, строго контролирует их действия, пресекает всякую критику в свой адрес и наделяет исполнителей минимумом  информации: только он знает фактическое  состояние дел в коллективе и  перспективы дальнейшего развития.

2.2. Демократический стиль управления

Базируется на другом понимании  человеческой сущности: труд - процесс  естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации  позволяют творчески решать возникающие  проблемы совместно с руководством. При демократическом стиле управления основная функция руководителя - координация  и ненавязчивый контроль, дисциплина базируется на сознательности работников, а не на страхе перед начальником. В таких коллективах редко  возникают конфликты, общность взглядов, позиций и высокий престиж  руководителя создают благоприятные  условия для принятия решения  на основе плюрализма мнений.

2.3. Либеральный стиль управления

Характеризуется минимальным  участием руководителя в управлении, и коллектив имеет полную свободу  принимать самостоятельные решения  по основным направлениям производственной деятельности предприятия (согласовав их, естественно, с руководителем). Этот стиль руководства опирается  на высокую сознательность, преданность  общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива, хотя управлять  таким коллективом - задача не из легких. Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует  от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно  уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал  должен мастерски владеть принципом  делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными  лидерами, уметь корректно ставить  задачи и определять основные направления  работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих  целей.

Информация о работе Стили и методы управления руководителя