Стили и методы управления руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования будет выступать деятельность руководителя, как основная сила в организациях, координирующая деятельность подсистем и определяющая их взаимосвязь с окружающей средой. Предметом - методы, стили управления.
Выдвигаемая в работе гипотеза звучит как: психологический климат трудового коллектива находится в прямой зависимости от стиля руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ……………………......4
1.1.Биографические характеристики..........……………………………………...4
1.2. Способности………………………………………………………………......5
1.3. Черты личности…………………………………………………………..…..5
ГЛАВА 2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………….…...9
2.1. Авторитарный стиль управления………………………………………........9
2.2. Демократический стиль управления…………………………………….....10
2.3. Либеральный стиль управления………………………………………........10
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………...…..12
3.1 Административные методы управления………….……………...………...12
3.2 Экономические методы управления…………….……………………..…...16
3.3 Социально-психологические методы………………………………….…...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…………………………………..……...20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………......…..21

Файлы: 1 файл

мЕНЕДЖМЕНТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ.docx

— 42.65 Кб (Скачать файл)

Стиль управления чаще всего  зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении  ситуации авторитарный руководитель может  не справиться единолично с выбором  оптимальной стратегии и ему  придется привлекать к выработке  решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем  более обоснованными будут коллегиальные  методы управления. При спокойной  атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль  управления оправдывает себя. 8

Стиль управления и квалификация персонала, как и срочность решения  управленческих задач, связаны между  собой обратной зависимостью: чем  ниже квалификация сотрудников и  чем меньше времени на решение  задачи, тем более четкими, конкретными, а, следовательно, и, жесткими должны быть указания руководителя. Высококвалифицированные  сотрудники предпочитают постановку задач  не в строго структурированной форме, что оставляет свободу, более  широкое поле деятельности и стимулирует  удовлетворение высших потребностей личности - власти, самоутверждения, успеха. Сотрудники, привыкшие к послушанию и не имеющие  выраженной индивидуальности, предпочитают более жесткое, конкретное и ясное  управление при хорошем вознаграждении и сохранении стабильной, спокойной  рабочей обстановки.

Умение быть пластичным, многовариантным, искусно владеть  всеми регистрами стилей руководства - высокое мастерство. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный  и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать ему какой-либо стиль управления как эталонный  было бы ошибкой, тем более что  далеко, не всегда эти стили проявляются  в явном, чистом виде.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Реализацию целей и  задач организации руководитель осуществляет путем применения различных  методов. Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия  на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. В  практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их сочетания. Так или иначе, но все  методы управления органически дополняют  друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и  та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности - на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм). 9

3.1 Административные методы  управления

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные  воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и  взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.

Организационные воздействия  основаны на подготовке и утверждении  внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала  конкретного предприятия. К ним  относятся устав предприятия  или организации, коллективный договор  между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет  место высокий уровень организационных  воздействий, доведённых до стандарта  предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская  дисциплина, значительно снижается  надобность в применении распорядительных воздействий. Распорядительные воздействия  направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание  системы управления предприятием в  заданных параметрах путём прямого  административного регулирования. К известным способам распорядительного  воздействия следует отнести  приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.10

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает подчинённых  точно выполнить принятое решение  в установленные сроки, а его  неисполнение влечёт за собой соответствующую  санкцию. Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или  события, меры по устранению недостатков  или обеспечению административного  регулирования, выделенные ресурсы  для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

Распоряжение выступает  в качестве второго основного  вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные  выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для  исполнения перечисленными в нём  подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции  предприятия и обычно подписывается  заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого  процесса в короткие сроки и для  ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются  в чётком контроле исполнения или  должны быть основой высокого доверия  в схеме отношений “руководитель-подчинённый". Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Наставление - метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано  объяснить целесообразность трудового  задания для подчинённого.11

Дисциплинарная ответственность  и взыскания применяются в  случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Для привлечения работника к  дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также  другими должностными лицами, которым  делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания  могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных  структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут  ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере  трудовых правоотношений могут также  применяться наказания, которые  по своему статусу не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными  взысканиями. В ряде случаев допускается  одновременное наложение административного  и дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. Материальная ответственность может  быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.12

Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных правонарушений. Различают такие  виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация  или возмездное изъятие предметов.

Идеальным условием их эффективности  является высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Ряд  противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию  административных методов. К ним  относятся рост безработицы и  частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение  последних лет, превышение темпов роста  цен на потребительные товары над  темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни  в семье.13

3.2 Экономические методы  управления

Экономические методы носят  косвенный характер управленческого  воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов  и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость  нового теоретического обоснования  роли экономических методов.

Плановое ведение хозяйства  является главным законом функционирования любого предприятия (организации), которое  имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономических  методов имеет иной характер, чем  в административной экономике. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между  рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции  и услуг. Хозяйственный расчёт является методом ведения хозяйства, основанным на соизмерении затрат предприятия  на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём  продаж, выручка), полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и  материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет  сочетать интересы предприятия с  интересами подразделений и отдельных  работников. Хозяйственный расчёт основан  на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными товаропроизводителями продукции, работ и услуг.14

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости  рабочей силы. Она обеспечивает связь  между результатами труда и его  процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Дополнительная заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия  в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия напрямую связывает результаты труда  каждого подразделения и работника  с главным экономическим критерием  предприятия - прибылью.15

Рабочая сила является главным  элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов  труда с помощью средств труда  в конечный продукт. Это всегда главная  ценность любого предприятия или  организации. Рынок труда является неотъемлемой частью рыночной экономики  и представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена.

3.3 Социально-психологические  методы

Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые  направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир  человека).16

  Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т.к направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. 17

Психологическое планирование составляет новое направление в  работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива предприятия. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. К  наиболее важным результатам психологического планирования относят:

- формирование подразделений  ("команд") на основе психологического  соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

- формирование личной  мотивации людей исходя из  философии предприятия;

- минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

Информация о работе Стили и методы управления руководителя