Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 02:54, курсовая работа
Политические и социально-экономические преобразования осуществляются в нашей стране при наличии вполне определенных традиций, сохранившихся стереотипов мышления, поведения и деятельности, инерции прежних трудовых отношений. Они проходят в сложный и противоречивый период становления российской экономики, правового государства и гражданского общества, когда миллионы людей приспосабливаются к новому образу жизни.
Рост конкуренции на рынке товаров и услуг давно уже заставил руководство фирм и компаний задумываться о том, как они воспринимаются общественностью. Руководители понимают, что правила игры на современном рынке ужесточились и их имидж во многом влияет на имидж организации.
Введение 3
Понятие и виды стилей руководства 6
Характеристики руководителя автократа и демократа 10
Основные способы руководства 12
Поведенческие действия менеджера в системе ГРИД 14
Типы менеджеров 17
Понятие харизмы и имиджа. Характеристики
харизматического лидера 19
Суггестия и ее приемы 21
Соотношение имиджа с деловой и профессиональной
этикой 23
Имидж как рыночная категория 28
Роль имиджмейкера в современном менеджменте 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
3. Основные способы руководства
Есть также промежуточные способы управления, сочетающие для себя тот или иной стили. Выделяют четыре способа управления: эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, консультативно-демократический и групповой.
Первый способ характеризуется тем, что управляющий не доверяет, подчиненным, грозит им наказанием. Само собой разумеется, все проблемы он решает сам, давая подчиненным лишь распоряжения. Представления служащих его интересуют не достаточно, в лучшем случае он разъясняет им, как нужно сделать то либо другое дело. Решение такого управляющего подчиненные воспринимают как навязанное извне, выполняют его вяло, а если управляющий к тому же ошибся, то злорадству нет предела. В коллективе складывается негативная атмосфера. И действительно, некие из служащих ожидают ошибок управляющего, чтоб показать свою прозорливость и компетентность в делах компании.
В фирмах, где утвердился эксплуататорско-авторитарный метод управления, подчиненные считают себя обиженными, потому что их мировоззрение, опыт, познания игнорируются управляющим.Подчиненные привыкают быть лишь исполнителями, в их сознании закрепляются стереотипы «наше дело маленькое». Управляющий, принявший единоличное решение, тем самым берет на себя всю ответственность за вероятные нехорошие последствия. Таковой управляющий нередко не понимает собственных ошибок, собственной вины перед компанией. Он отыскивает предпосылки ошибок в сложившихся обстоятельствах в поступках собственных подчиненных. Подчиненные, хотя и как бы замечают ошибки управляющего и знают их предпосылки, предпочитают молчать. Возможно и то, что при таком стиле управления стоимость ошибок выходит двойной — экономические утраты от не правильного решения и психические травмы служащих из-за личных отношений коллектива и управляющего.
Второй способ управления – благожелательно-авторитарный – определяется тем, что управляющий ощущает себя уверенно, к своим подчиненным относится снисходительно. Угроза наказания хотя и существует, но не преобладает. Само собой разумеется, такой управляющий для принятия решений учитывает отдельные представления, подчиненных, готов под серьезным контролем предоставить им определенную самостоятельность, ежели при всем этом неукоснительно соблюдается общественная политика компании. Такое отношение к подчиненным не исключает недоверия к ним управляющего. Он интересуется мнением подчиненных только для того, чтоб его опровергнуть и еще раз выделить свое собственное превосходство, что рождает в коллективе конфликтную ситуацию.
Третий
способ — консультативно-
Четвертый способ — групповой. Он как раз характеризуется тем, что управляющий на сто процентов наконец-то доверяет подчиненным по всем вопросам, благожелательно слушает, употребляет их мировоззрение, организует встречный обмен информацией. Такой способ управления считается более действующим.
Любой из названных выше способов управления быть может ориентирован или на работу, или на человека. Управляющий, ориентированный на работу, отыскивает решение задачи в согласовании с техническими принципами и награждает работников за превышение предписанных результатов. Управляющий, направленный на человека, сначала хлопочет о людях, стремится к повышению производительности труда методом совершенствования человеческих отношений. И действительно, он также делает упор на взаимопомощь, на наибольшее роль работников в делах компании, избегает мелочной опеки, полностью считается с нуждами подчиненных, помогает решать их личные трудности, поощряет профессиональный рост, инициативу.
4. Поведенческие действия в системе ГРИД
В ГРИД наглядно представлены различные способы реализации полномочий руководителем Действия руководителя, согласно управленческой решетки ГРИД, осуществляется в двух основных измерениях (рис. 4.1).
Рисунок 4.1. Таблица
для определения типов
Управленческая решётка
ГРИД построена следующим образом.
Взаимосвязь измерений для
Конкретный тип руководства
базируется на конкретной системе допущений
в отношении способов использования
власти и полномочий в интересах
объединения людей в рамках трудового
коллектива. Из всей совокупности типов
руководства можно выбрать
Управленческую решётку ГРИД рассмотрим на примерах:
9.1 — максимальная забота
об эффективности производства (9
баллов) сочетается с минимальной
заботой о подчиненных (1 балл).
Руководитель типа 9.1 отдает приоритет
максимизации производственных
результатов, диктуя
1.9 — минимальная забота
о производстве (1 балл) сочетается
с максимальной заботой о
1.1 — минимальная забота
о производстве и о нуждах
работников. Руководитель данного
типа принимает лишь
5.5 — это теория руководителя с философией «золотой середины». В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
9.9 — высокий уровень
заботы о производстве
Согласно управленческой системе ГРИД названные типы управления являются основными. Однако в управленческой практике выделяются еще три дополнительных типа управления. Их рассматривают как сочетание описанных выше пяти «чистых» типов.
Патернализм (материализм) — это сочетание высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, однако он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности.
Оппортунизм — сочетание любых или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение руководителя или дать ему определенные личные преимущества
Фасадизм, как и архитектурное слово «фасад», означает лицевую, фронтальную сторону здания. Управленческий фасад аналогичен (фронтальная сторона может быть фальшивой, так как загораживает то, что в действительности находится за ней).
5. Типы менеджеров
По мере продвижения вверх собственные интеллектуальные способности менеджеров совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, противоположные черты личности. Многие фирмы в настоящее время используют конкурсный отбор руководителей.
Особое внимание уделяется: квалификации управляющих; их способности учитывать личностные аспекты людей; умению руководить коллективом; наиболее полно использовать творческие способности работников, обеспечивая гибкое реагирование на требования заказчиков. Менеджеры нового типа чаще рискуют, производят впечатление бессердечных, автократичных и эмоционально малодоступных людей.
Выделяют четыре основных типа менеджеров: Первый тип — «мастера».
Это люди, которые придерживаются
традиционной системы ценностей, включая
рабочую этику и уважение к
другим людям. Окружающие оцениваются
ими преимущественно с точки
зрения того, насколько творчески
они относятся к своим
Второй тип — «борцы с джунглями». Это люди, которые страстно стремятся к власти. Они воспринимают себя и окружающих как живущих в «человеческих джунглях», где каждый стремится съесть другого. Их интеллектуальные и другие психические ресурсы направлены преимущественно на обеспечение собственной безопасности и благополучия. Коллег по работе они обычно рассматривают как конкурентов или врагов, а подчиненных — как средство в борьбе за власть. Среди них, в свою очередь, выделяются два подтипа: «львы» и «лисы». «Львы» — это победители, которые добились успеха и строят «свою империю». «Лисы», устроив свои гнезда в корпоративной организации, продолжают ловко и расчетливо продвигаться дальше. За счет предприимчивости им удается быстро подняться по служебной лестнице. Однако их планы обычно в конце концов рушатся в результате ответных действий тех, кого они в свое время обманули или использовали в корыстных целях.
Третий тип — «люди компании». Они идентифицируют себя с организацией, к которой сами принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другим и добиться скорее безопасности, нежели успехов. Будучи же волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к повышению степени сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дела в условиях сильной конкуренции.
Четвертый тип — «игроки». Они рассматривают деловую жизнь вообще и свою работу в частности как своеобразную игру, любят рисковать, но с расчетом, часто увлекаются новшествами. В отличие от «борцов с джунглями», они стремятся не к созданию собственной «империи», а к удовлетворению от победы как таковой. Их главная забота — приобрести известность победителей. Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип. Однако у руководителей, занимающих наиболее высокие посты, вместе с чертами «игроков» присутствуют и черты «людей компании». Они ведут игру в интересах компании, идентифицируют себя в ней. Стимулируя интерес к работе у своих подчиненных, они поощряют тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и наказывают тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, противоположные
черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции; лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму; склонность к риску и трезвый расчет. Впрочем, это касается интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т. е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного обращения с людьми (из десяти менеджеров, нуждающихся в помощи друзей, лишь один сам проявил желание помочь другим).
6. Понятие харизмы и имиджа. Характеристика харизматического лидера
Имидж и харизма — различные понятия. Имидж можно создать, харизма же изначально заложена в природе человека и требует не создания, а развития и постоянного стимулирования. Имидж — это целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоционально-психическое влияние на кого-либо, харизма является особым свойством человека, гармонично сочетающим внешнюю оценку человека окружающими людьми и его внутреннюю самооценку.
Имидж и харизму объединяют общие понятия — образ, успех и влияние.
Харизма - (от греч. charisme - божественная благодать, дар) - исключительные свойства, которыми наделяется лидер в глазах своих почитателей.
Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом.
Понятие харизмы в науке весьма расплывчато. Носитель харизмы - этакий вождь-спаситель, который лучше всех знает, что делать. Очень важно, что он сам верит в свою миссию. Такие люди в повседневности выглядят странновато. Но когда созревает достаточно мощная общественная потребность (обычно в период социальных катаклизмов), такие люди перестают восприниматься с усмешкой.