Стили руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Задачи исследования данной работы:
1. Изучить стили руководства и их роль в эффективности управления
2. Проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии ООО «Коробок».
3. Рассмотреть совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Коробок».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стили руководства и их роль в эффективности управления
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. Слагаемые стиля руководства
1.2 Классификация стилей и их особенности
Глава 2. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Коробок»
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика предприятия ООО «Коробок»
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя ООО «Коробок»
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя ООО «Коробок»
2.4 Эффективность управления на предприятии ООО «Коробок»
Глава 3. Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Коробок»
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства ООО «Коробок»
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Коробок»
3.3 Ожидаемый экономический эффект ООО «Коробок»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

оперативка.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Стили руководства и их роль в эффективности управления

1.1 Понятие и сущность  стиля руководства. Слагаемые  стиля руководства

1.2 Классификация стилей  и их особенности

Глава 2. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Коробок»

2.1 Краткая производственно-экономическая  характеристика предприятия ООО  «Коробок»

2.2 Анализ сложившегося  стиля работы руководителя ООО  «Коробок»

2.3 Оценка личных и  деловых качеств руководителя  ООО «Коробок»

2.4 Эффективность управления на предприятии ООО «Коробок»

Глава 3. Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Коробок»

3.1 Основные преимущества  и недостатки сложившегося стиля  руководства ООО «Коробок»

3.2 План мероприятий  по совершенствованию стиля работы ООО «Коробок»

3.3 Ожидаемый экономический  эффект ООО «Коробок»

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На практике власть реализуется  в процессе руководства, то есть, деятельности по управлению совместным трудом людей, их поведением, обеспечивающей достижение целей организации. Поэтому в данной главе освещаются подходы к руководству персоналом и основные разновидности стиля руководства, а также основные взгляды современных западных специалистов на эту проблему.

Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Успешное руководство  требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Совокупность перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

Стиль руководства предопределяется особенностями организации и  ее подразделений, существующим в них  порядком ведения дел, позициями  владельцев и высших менеджеров, преобладающей  системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.

Функцию руководства в менеджменте реализует руководитель . В составе руководителей выделяются два основных типа — линейные и функциональные. Линейные руководители возглавляют линейные подразделения и всю систему управления. Они принимают решения по всему кругу проблем. Функциональные руководители возглавляют функциональные подразделения. Если руководитель возглавляет функциональный отдел, то по отношению ко всей системе он считается функциональным руководителем, а для работников данного отдела — линейным.

Линейный руководитель учитывает мнение всех специалистов (из экономических, технических и других служб). Но решать должен именно он, а само принятое решение может отличаться от всех высказанных предложений именно потому, что в нем полностью согласованы все позиции Принятие решений — основная функция руководителя, это результат его деятельности, а уклонение его от этой роли деформирует всю кадровую структуру. Руководитель несет персональную ответственность за своевременное решение основных проблем управляемой системы в целом, а также за организацию работы по их реализации, за контроль исполнения.

В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как  поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство - это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения. Исторически первым и до сегодняшнего момента, видимо, наиболее распространенным на практике является авторитарный стиль, считающийся универсальным. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Демократический стиль руководства апеллирует к высшим уровням потребностей. Демократическое руководство характеризуется разделением власти и участием подчиненных в принятии решений. Суть либерального стиля управления состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. Но очень часто, руководитель-либерал не в состояние беспрерывно контролировать дисциплину на производстве, бывает слишком мягким и малотребовательным к своим подчиненным. В конце XX века все большую популярность стал завоевывать гуманистический подход к руководству. Он ориентировался уже не на абстрактного человека, а на уникальность, неповторимость каждой личности. В его рамках организация работы персонала и управление им все больше нацелено на создание возможности для людей трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от своей деятельности, отношений в коллективе, а главное -развивать и совершенствовать себя.

Перечисленные подходы  к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.

Объект исследования данной работы - ООО «Коробок».

 

Задачи исследования данной работы:

1. Изучить стили руководства и их роль в эффективности управления

2. Проанализировать и оценить  сложившиеся стили руководства  на предприятии ООО «Коробок».

3.Рассмотреть совершенствование  стиля руководства руководителя  предприятия ООО «Коробок».

 

 

 

 

 

 

 

_________________

 Основы менеджмента:  учебное пособие/ В.Л. Полукаров.- 2-е изд., - М.: КНОРУС,2008.

 

1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность стиля руководства. Слагаемые стиля руководства

 

Руководитель — ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель высшего звена управления (или собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. Это две составляющие эффективного руководства.

По занимаемому в управленческой иерархии уровню менеджеры составляют три звена:

  • институциональный (высший уровень, топ-менеджмент): члены совета директоров, президенты, вице-президенты, генеральные директора и их заместители Основная задача менеджеров этого уровня — определение целей, смысла существования и принципов деятельности организации. Главное внимание — «что делать»;
  • управленческий (средний уровень, мидл-менеджмент): директора, начальники производств и их заместители. Основная задача — определение способов достижения целей, совершенствование производственных процессов, повышение эффективности затрат. Главное внимание — «что и как делать».
  • технический (нижний уровень, супервайзеры): начальники цехов, отделов, мастера, бригадиры. Основная задача — непосредственная организация работы тех, кто своим трудом вносит прямой вклад в достижение целей организации. Главное внимание — «как делать».

Хозяином (собственником) организации может быть государство, муниципалитет, трудовой коллектив, акционеры, частный собственник и т. д. Хозяин организации определяет механизм назначения высшего руководителя. Положение руководителя определяется теми полномочиями, которые ему передает собственник . Руководители разного уровня могут быть и собственниками: полными (хозяевами) или частичными (акционерами).

Функции собственника часто отделены от функций управления. Собственник (или собственники) назначает управляющих, но самоуправление организуют уже управляющие. Если же собственник работает в управлении, то он должен выполнять только те обязанности, которые вытекают из его должности.

Влияние, которое имеет руководитель, принято называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен и отношениями подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с вышестоящими руководителями, и его отношениями с руководителями равного уровня управления.

Главной и определяющей должна быть именно формальная власть руководителя — власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет: усиливать или ослаблять. Руководство состоит в использовании власти. Власть — это способность заставить других выполнять вашу волю.

Выделяются различные источники власти: контроль за распределением ресурсов; служебное положение; сила личности, харизма; доступ к информации.

В практике менеджмента существуют различные способы реализации власти, или формы власти:

  • власть, основанная на принуждении (через страх). Менеджер может оказывать влияние на других, если он контролирует величину или форму наказания, которое может быть к ним применено;
  • власть, основанная на вознаграждении (мотивации). Менеджер имеет власть над другим человеком, если этот человек верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в этом;
  • власть примера, эталонная власть (через уважение и влияние силы личности). Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же;
  • юридическая или законная власть (традиционная) основывается на праве человека руководить другими в силу соответствующего положения в организации;
  • экспертная власть (знание, опыт руководителя) осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.

Таким образом, влияние — это поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого человека. А власть — это возможность влиять на поведение других. Существует две формы влияния, которые могут побудить исполнителя к более активному сотрудничеству. Это — убеждение и участие сотрудников в управлении.

В современной практике менеджмента считается, что тип руководства определяется мнением руководителя относительно той степени свободы, которая должна быть предоставлена подчиненным в подготовке и принятии организационно-управленческого решения.

С этой позиции принято выделять три типа руководства: автократический (авторитарный), демократический (коллегиальный) и либеральный (попустительский).

Автократический (авторитарный) тип руководства отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решением большинства вопросов организации, сознательным ограничением общения с подчиненными. Для руководителей этого типа характерны такие черты, как стремление к полному подчинению людей своей воле, неумение слушать и слышать, воспринимать критику или несогласие, жесткий и тотальный контроль действий своих работников, считая при этом, что лучший метод воздействия на них — метод взысканий.

Появление руководителя-автократа нередко связано с личностными особенностями его характера. В большинстве случаев это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях и достоинствах. Но иногда автократ внешними атрибутами власти пытается скрыть свою профессиональную некомпетентность или отсутствие организаторских способностей.

Живучесть автократа в отечественной хозяйственной системе обусловлена, конечно, объективными условиями, когда наиболее важными критериями деятельности руководителями признавались «план любой ценой», валовые показатели, волевое принуждение подчиненных, исполнительность и единоначалие.

Демократический (коллегиальный) тип руководства, в отличие от автократического, предполагает коллегиальность, коллективное управление, предоставление подчиненным самостоятельности и инициативы, делегирование им полномочий, интенсивное общение с сотрудниками, заботу о мотивации их трудовой деятельности и ее стимулировании.

Руководитель демократического типа во всей своей деятельности опирается на общественные организации, коллективное мнение, традиции предприятия.

Демократический тип поощряет творческую активность подчиненных, их новаторство и рационализаторство, способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества, в которой работники осознают свою значимость, стремятся самореализоваться, самоутвердиться.

Гласность и полная информированность сотрудников о подготовке, и принятии важных управленческих решений, контроль как форма оценки труда работников, приоритетность методов поощрения — все это способствует росту авторитета руководителя, развивает в организации самоуправление, самоконтроль, самодисциплину.

Либеральный (попустительский) тип руководства отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативностью и постоянным ожиданием указаний сверху, нежеланием принимать на себя ответственность за решения. Как правило, руководители этого типа очень осторожны, непоследовательны в действиях, легко поддаются влиянию окружающих, недостаточно требовательны к подчиненным, пытаются завоевать «дешевый» авторитет.

Тип руководства находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Стиль руководителя в менеджменте принято трактовать как совокупность индивидуальных приемов целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения ими управленческих и хозяйственных функций.

По сути дела, руководство любой организацией заключается в выборе тех средств, которые побуждают коллектив к инициативному и творческому труду, усиливают стремление работников выполнять поставленные задачи ответственно и заинтересованно. Сегодня руководить — это значит не командовать, а уметь вдохновлять своих подчиненных и вести их к успеху.

Информация о работе Стили руководства на предприятии