Стили руководства на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Перечисленные подходы к руководству людьми получили конкретное воплощение в соответствующих его стилях. Под стилем руководства можно понимать совокупность конкретных способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Задачи исследования данной работы:
1. Изучить стили руководства и их роль в эффективности управления
2. Проанализировать и оценить сложившиеся стили руководства на предприятии ООО «Коробок».
3. Рассмотреть совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Коробок».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Стили руководства и их роль в эффективности управления
1.1 Понятие и сущность стиля руководства. Слагаемые стиля руководства
1.2 Классификация стилей и их особенности
Глава 2. Анализ и оценка сложившихся стилей руководства на предприятии ООО «Коробок»
2.1 Краткая производственно-экономическая характеристика предприятия ООО «Коробок»
2.2 Анализ сложившегося стиля работы руководителя ООО «Коробок»
2.3 Оценка личных и деловых качеств руководителя ООО «Коробок»
2.4 Эффективность управления на предприятии ООО «Коробок»
Глава 3. Совершенствование стиля руководства руководителя предприятия ООО «Коробок»
3.1 Основные преимущества и недостатки сложившегося стиля руководства ООО «Коробок»
3.2 План мероприятий по совершенствованию стиля работы ООО «Коробок»
3.3 Ожидаемый экономический эффект ООО «Коробок»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

оперативка.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Зарубежные исследователи предлагают рассматривать пять форм стиля, которые может использовать руководитель в работе с подчиненными:

1. Сила принуждения, основанная на понимании подчиненными того, что в случае отказа выполнять требования руководителя он может быть наказан.

2. Сила поощрения, основанная на понимании подчиненными возможностей руководителя повысить его в должности, увеличить зарплату и т. д.

3. Юридическая сила, основанная на том, что руководитель и подчиненный занимают соответствующие положения в организации и у руководителя есть формальная власть и права

4. Сила знаний, основанная на превосходстве руководителя над подчиненными в знаниях, умениях и опыте.

5. Сила уважения, основанная на стремлении подчиненных походить на руководителя, на хорошем отношении и симпатиях к нему.

 

Рис. 2 Факторы, влияющие на стиль руководителя

В целом стиль руководителя опосредуется прежде всего индивидуальными свойствами его личности, его профессиональной и нравственной компетентностью, общей культурой и интеллектом, особенностями характера и темперамента. Но на стиль руководства оказывают влияние как внешние социально-экономические факторы (экономическая ситуация, политическая обстановка, социальная среда, др.), так и внутренние факторы, характеризующие особенности организации (цели, организационная структура, традиции) и межличностные отношения в коллективе. Наглядно совокупность факторов, влияющих на стиль современного руководителя, изображена на схеме.2

Учитывая субъективные и объективные компоненты в деятельности руководителя, его современный стиль должен отвечать трем главным требованиям: он должен быть стабильным, но гибким, результативным, целенаправленным.

Таким образом, стиль руководства — это устойчивая система индивидуальных приемов и форм целенаправленного воздействия руководителя на подчиненных.

В последнее время появляются новые типологии стилей, характеризующие новые требования к системам управления.

 

Рис.3 Взаимосвязь видов стилей руководства

Так, в зависимости от стратегической ориентации выделяют адаптационный и инновационный стили. Первый характеризуется ориентацией на усовершенствование используемых методов управления и принятием решений, не изменяющих кардинально организационные структуры и практику управления.


2 Рис. 2 Факторы, влияющие на стиль руководителя Рис.3 Взаимосвязь видов стилей руководства, рис.4. Разновидности стилей руководства.Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Л. Полукаров.- 2-е изд., - М.: КНОРУС,2008.

Инновационный стиль заключается в более широком подходе к разрешению проблем и предполагает существенные изменения в стратегии и методах управления (рис. 16.5).

Выделяют также консультативный, партисипативный, трансформационный стили.

Консультативный стиль - основывается на представлении о подчиненном как о знающем, ответственном, заинтересованном лице; руководитель ориентирован на консультирование и вовлечение подчиненных в принятие решений . Руководитель этого типа постоянно создает атмосферу, которая мотивирует его самого и подчиненных. Для этого он обеспечивает непрерывную двустороннюю коммуникацию со своими сотрудниками, стремится стимулировать своих подчиненных для достижения постоянных и устойчивых результатов в работе, создает и поддерживает в коллективе дух команды.

При партисипативном стиле менеджер стремится к вовлечению всего персонала в процесс решения проблем предприятия. Этот стиль отождествляется с демократическим в противовес авторитарному. Создание партисипативного стиля руководства — длительный процесс, время, когда полностью начнут сказываться его преимущества, может наступить через 10 лет.

Трансформационный стиль ориентирован на преобразование организаций. Руководство заключается не в выдаче набора инструкций, а в задавании траектории, тона и удерживании в восприятии «глобальной картины».


Разумеется, все приведенные стили управления (их количество может быть намного больше) не встречаются в чистом виде; речь может идти лишь о преобладании тех или иных характеристик. Таким образом, типологии условны, и следует вывод, что лучшего стиля руководства не существует.

Умение применять разные стили в зависимости от конкретной задачи и обстановки определяет искусство.

Под стилем руководства  можно понимать общую характеристику способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и  подчиненных.

Он отражает методы работы руководителя, организацию деятельности, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, позиции администрации, преобладающую систему ценностей, тип культуры, и т.д./7/

В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и т.д.

По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации, и стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить.

В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера  их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций, варианты которых приведены в табл. 1. /12/

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения  с подчиненными благоприятны, так  что на последних легко воздействовать, в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.

 

 

Таблица 1. Ситуационная модель руководства Фидлера.

 

Предпочтительны руководители, ориентированные на создание коллектива и налаживание отношений

Max

               

Предпочтительны руководители, ориентированные на создание организационно-технических условий

min

               
 

1

2

3

4

5

6

7

'8

 

Взаимоотношения между  руководителем и подчиненным

Хорошие

Хорош.

Хорош.

Хорош.

Плохие

Плохие

Плохие

Плохие

 

Должностные полномочия руководителя

Сильные

Слабые

Сильные

Слабые

Сильные

Слабые

Сильные

Слабые

 

Структура задачи

Структурирована

Неструктурирована

Структурирована

Неструктурирована

         
                   

В условиях несложных, четко  сформулированных задач для выполнения работы достаточно простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на закон ном основании возмутятся и откажутся работать.

Стиль управления, ориентированный  на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных  для руководителя ситуациях, когда  у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными /19/.

Другую модель, описывающую  зависимость стиля руководства  от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.

В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих  силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются четыре стиля управления.

Если у сотрудников  большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный  стилю, ориентированному на человеческие отношения. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать инструментальный стиль. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

Там, где подчиненные  стремятся к высоким результатам  и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный  на “достижение”, когда руководитель ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный  на участие исполнителей в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управлении. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.

В неоднозначных ситуациях  используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом с указаниями нельзя “перебарщивать”, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.

В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара применение того или иного стиля зависит от степени зрелости подчиненных, их способности отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.

В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства, суть самого простого из которых заключается в указаниях незрелым, не способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и как нужно делать. Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.

Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда  они хотят брать на себя ответственность, но не могут делать этот, руководитель должен одновременно и давать исполнителям указания, и поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.

Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение  поставленных задач, несмотря на наличие  для этого всех условий и обладание  достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий участие в принятии решении. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.

При высокой степени  зрелости, когда люди хотят и могут  нести ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного  управления.

По мнению В. Врума  и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и  характеристики самой проблемы можно  говорить о пяти стилях управления, обозначаемых ниже символами А, Б, В, Г, Д:

А. Руководитель сам принимает  решения на основе имеющейся информации.

Б. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает  их мнения и принимает решение.

В. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные  ими мнения и с учетом их принимает  собственное решение.

Г. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывают общее мнение.

Д. Руководитель постоянно  работает совместно с группой, которая  или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор /23/.

При выборе стиля руководители пользуются следующими основными критериями:

-- наличие достаточной  информации и опыта у подчиненных;

-- уровень требований, предъявляемых к решению;

-- четкость и структурированность  проблемы;

-- степень причастности  подчиненных к делам организации и

необходимость согласовывать  с ними решения;

-- вероятность того, что  единоличное решение руководителя  получит поддержку исполнителей;

-- заинтересованность  исполнителей в достижении целей;

-- степень вероятности  возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.

Американские исследователи  П. Ханзейкер и Э. Алессандра разработали  типологию поведения работников и предложили соответствующие стили  руководства ими, положив в основу такие черты характера людей, как контактность и стремление к самоутверждению, которые могут быть низкими и высокими.

Информация о работе Стили руководства на предприятии