Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить структуру стилей руководства и взаимоотношений между руководителем и подчинённым.
Задачи данной работы:
проанализировать понятия стиля руководства;
изучить классификации стилей руководства;
раскрыть факторы, влияющие на формирование оптимального стиля руководства;
исследовать эффективное стратегическое управление персоналом.
Введение
Общетеоретическое представление о стилях руководства
1.1. Понятие стиля руководства
1.2. Классификация стилей руководства
2. Формирование морально-психологического климата в коллективе
Факторы, влияющие на формирование оптимального стиля руководства
Эффективное стратегическое управление персоналом
Заключение
Список литературы
Стерлитамакский филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Башкирский государственный университет»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория менеджмента: организационное поведение»
на тему: «Стили руководства»
Выполнил: студент II курса ОДО(4года)
«Менеджмент»
группа № 23
Сулейманова А.Э.
Проверил: к.э.н доц. Чаусов К.С.
Дата сдачи:
Результат выполнения:
Подпись преподавателя:
Стерлитамак 2012
Оглавление
Введение
1.1. Понятие стиля руководства
1.2. Классификация стилей руководства
2. Формирование морально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях особое внимание уделяется эффективности взаимодействия руководителя и подчинённого. Вопросы, касающиеся выбора того или иного стиля руководства являются весьма актуальными. Наука социология широко рассматривает, тему стилей, которыми пользуются руководители. Стиль руководства это типичная для руководителя система приёмов деятельности, которая используется им в работе с людьми и информацией.
У каждого руководителя складываются некоторые правила, нормы, принципы, которые в общей совокупности определяют стиль руководства. Умение руководить это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт. Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания себя как личности, уровня образованности. Стиль руководства формируется под воздействием традиций внутри организации, требований со стороны высшего руководства и под влиянием личных качеств руководителя. Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле.
Следовательно, объектом данного исследования являются стили руководства. Данные понятия очень важны для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается и на хозяйственной деятельности предприятия. А так же выбор стиля управления, который стоит осуществить, влияет не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе. Изучение теоретического материала позволило определить особенность каждого стиля, выявить их достоинства и недостатки, возможность применения в том или ином случае.
Предметом исследования в моей работе является трудовые отношения, возникающие в процессе взаимодействия руководителя и подчинённого.
Целью курсовой работы является изучить структуру стилей руководства и взаимоотношений между руководителем и подчинённым.
Задачи данной работы:
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы; объект, предмет, цель, задачи, раскрывают теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие и классификация стилей руководства. Во второй главе раскрываются особенности эффективного управления персоналом и выбор оптимального стиля руководства.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1 Общетеоретическое представление о стилях руководства
1.1 Понятие стиля руководства
На протяжении длительного
времени понятие стиля руководс
Иными словами, это способ,
которым начальник управляет
подчинёнными и в котором выражается
независимая от конкретных ситуаций
форма его поведения. В основе
выделения стилей руководства лежит
различное распределение
Стиль руководства определяют:
В Древней Греции слово "стиль" означало заострённый стержень для писания на восковых дощечках. В дальнейшем понятие «стиль» совпало с термином "почерк", поскольку в почерке (стиле) проявляется индивидуальность руководителя, особенности группы (команды), черты той или иной системы. Для ученых были и остаются такие проблемы, как методы исследования стиля и его влияние на результаты работы.
Стиль руководства предопределяется особенностями организации и её подразделений, существующим в них порядком ведения дел, позициями владельцев и высших менеджеров, преобладающей системой ценностей и типом культуры, случайными обстоятельствами.2
В руководстве подчиненными нет абсолютных истин, так как поведение людей не только рационально, но и иррационально. На него влияют как объективные условия, так и субъективные моменты. На практике успешное руководство – это функция трех переменных: руководителя, подчиненного и ситуации. Оно предполагает сочетание научных правил и процедур с искусством их применения.3
Каждая организация представляет собой уникальную
комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый
руководитель - это уникальная личность,
обладающая рядом способностей, определяющая
свой стиль управления в соответствии
с вышеупомянутыми особенностями сферы
его деятельности.
1.2 Классификация стилей руководства
Тот или иной стиль руководства определяет систему методов, приемов, образцов поведения, с помощью которых лидер организует, межличностные отношения в коллективе и воздействует на подчиненных для решения поставленных задач.
Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя:
- физиологические (возраст, здоровье, пол);
- психологические (
- интеллектуальные (образованность, инновационность, гибкость мышления, знание дела, проницательность);
- деловые (предприимчивость,
речевая развитость, честность, ответственность,
работоспособность,
В широком смысле классификация стилей управленческой деятельности разных авторов приведена в таблице 1.4
Таблица 1.2
Стили руководства и управления
№ п/п |
Авторы |
Стили управления и руководства |
1 |
К. Левин |
Авторитарный, демократический, анархический |
2 |
В.Г. Шорин |
Авторитарный, демократический, либеральный |
3 |
А.Г. Ковалёв |
Авторитарный, демократический, смешанный, невмешивающийся |
Продолжение таблицы 1.1
4 |
Е.А. Берков |
Демократический, авторитарный, либеральный, административный, делегирующий, социально-психологический, контактный, дистанционный, целеполагающий |
5 |
А.Л. Свенцицкий |
Авторитарный – |
6 |
Ф.Н. Генов |
Волюнтаристский, парадный, пассивный, действенный, позитивный, негативный, эффективный, неэффективный |
7 |
А.В. Морозов |
Авторитарный (директивный, диктаторский), демократический (коллегиальный), либеральный, компромиссный, деловой, либерально-анархический (попустительский, нейтральный), коллегиальный, плановый, авральный, регламентирующий (контролирующий), перестроячный, консерватвный, дипломатический, документальный, лидерский, административный, новаторско - аналитический, партиципативный (сочувствующий), ситуативный, непоследовательный (аллогичный), патернализм (материнализм), оппортунизм, фасадизм |
8 |
Р.Л. Кричевский |
Авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), нейтральный (анархический, попустительский) |
9 |
А.К. Семёнов, В.И. Набоков |
Авторитарный, патриархальный, консультативный, кооперативный, партиспативный, демократический, либеральный |
10 |
В.Р. Веснин |
Авторитарный, консультативный, партиспативный, благожелательно-авторитарный, эксплуататорско-авторитарный, либеральный, инструментальный |
Продолжение таблицы 1.1
11 |
В.В. Глухов |
Авторитарный, демократический, компромиссный, либеральный, дезорганизация |
12 |
Р. Ликерт |
Эксплуататорско-авторитарная система, благожелательно-авторитарная система, консультативная система, система группового участия |
13 |
В.А. Сурков |
Авторитарный (патриархальный, харизматический, автократический, бюрократический), демократический (кооперативный), попустительский (нейтральный) |
14 |
С.Д. Резник |
Традиционный (консервативный), современный (прогрессивный), деловой, бюрократический, авторитарный, демократический, либеральный |
15 |
М. Мескон М. Альберт, Ф. Хедоури |
Автократический (авторитарный), демократический, стиль ориентированный на человека |
16 |
О.С. Виханский, А.И. НаумовМ |
Авторитарный, демократический, пассивный |
Рассмотрим наиболее распространённую классификацию стилей руководства, которую предложил Курт Левин (1890 – 1947) – германо-американский психолог. Он ещё в 30-е годы сформулировал классификацию в зависимости от характера отношений между руководителем и подчиненными. По этому признаку выделил три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Исторически первым и наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. По мнению К. Левина, авторитарный стиль руководства — это обезличенность и отчужденность, но не откровенная враждебность. Этому стилю присущи единоличное принятие руководителем всех решений, а так же слабый интерес к работнику как к личности. Руководитель сам, без обоснования перед подчинёнными, определяет цели, распределяет задания и строго контролирует их выполнение. Он убеждён в том, что лучше понимает цели организации и пути их достижения, более компетентен по сравнению с подчинёнными. Связи между участниками сводятся руководителем до минимума, так чтобы они осуществлялись только через его посредничество или при его наблюдении. Руководитель при необходимости разбивает подчиненных на группы, не считаясь с их мнением. Решения начальника имеют характер приказов, которые должны беспрекословно выполняться подчинёнными, в противном случае им следует ожидать санкций.5 Он вознаграждает и наказывает сотрудников по собственному усмотрению, без каких либо твёрдо установленных и известных всем критериев оценки. Сотрудникам предоставляется лишь необходимый минимум информации об общем состоянии дел. Авторитарный стиль может быть эффективным лишь при решении однообразных, рутинных задач.