Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:53, курсовая работа
Мотивация-побуждение субъекта к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы внутренних потребностей, состояний (мотивов) и внешних воздействий (стимулов).
«Мотивация» и «стимулирование» два близких понятия, однако, если понятие «стимул» употребляется в основном для обозначения материального или морального поощрения, то «мотив» используется более широко и охватывает все стороны поведения работника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 6
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала 6
1.2. Мотивационный процесс в системе управления 8
1.3. Теории содержания мотивации 13
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЕМ И МОТИВАЦИЕЙ ТРУДА ПЕРСОНАЛА (НА ПРИМЕРЕ ПАРК-ОТЕЛЯ «ФИЛИПП», Г. КАЛИНИНГРАД) 22
2.1 Общая характеристика парк-отеля «Филипп» 22
2.2 Стимулирование и мотивация как способ реализации 24
стратегии компании 24
2.3 Рекомендации по стимулированию и мотивации труда персонала 27
парк-отеля «Филипп» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЯ 35
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
Калининградский институт туризма – филиал РМАТ
Кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория менеджмента»
«СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(на примере парк-отеля «Филипп
Выполнила студентка:
2 курса, гр.
Научный руководитель:
Калининград – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация-побуждение субъекта к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы внутренних потребностей, состояний (мотивов) и внешних воздействий (стимулов).
«Мотивация» и «стимулирование» два близких понятия, однако, если понятие «стимул» употребляется в основном для обозначения материального или морального поощрения, то «мотив» используется более широко и охватывает все стороны поведения работника.
Мотивация по своей природе - сложный психологический процесс реакции субъекта на внешние воздействия и/или внутренние потребности развития. Реагируя на такие импульсы, субъект трансформирует их в своем сознании до уровня ощущаемых чувствами и разумом желаний, целевых установок, ожиданий и т. п. Из совокупности этих ощущений рождается некая «результирующая» как выбор и решение действовать так, чтобы удовлетворить возникающие потребности. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий.
Истоки мотивации формируются в глубинных пластах психики и сознания человека как единой и уникальной целостности. Это означает, что мотивация основывается не только на эмоционально-чувственных, но и на рационально-логических свойствах и особенностях субъекта. Такая двойственность мотивации - наличие одновременно и эмоциональных, и рациональных начал - имеет фундаментальное значение для теории и практики управления. Она позволяет рассматривать управление одновременно как искусство (эмоциональное управление) и как науку (рациональное управление).
В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Процесс создания либо реконструкции организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем управления персоналом, контроля и информационного обеспечения, а люди – это основной источник эффективного развития предприятия. Основная цель процесса стимулирования и мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Актуальность темы курсовой работы, затронутых в ней вопросов стимулирования и мотивации в управлении не вызывает сомнения, так как изучение теории мотивации и практическое применение ее положений позволяет руководству предприятия добиться повышения степени удовлетворения потребностей работников, побуждать их к более производительному труду, тем самым повысить общую результативность и прибыльность предприятия.
Основная задача данной курсовой работы - рассмотрение и изучение вопросов стимулирования и мотивации персонала на предприятии.
Целью курсовой работы является исследование теоретико-методологических основ и практических приемов формирования мотивационного комплекса, адекватного нынешнему этапу развития рыночных отношений. Для достижения поставленной цели, необходимо разрешить следующие задачи:
Объектом исследования курсовой работы является стимулирование и мотивация к труду персонала организации. Предмет исследования – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют диалектический подход к изучению конкретных явлений и процессов, научные труды отечественных ученых, связанные с стимулирования и мотивации персонала в системе управления предприятия. Работа также базируется на таких методах и приемах научного исследования, как системный подход, логическое исследование.
Эмпирическую основу составили действующее законодательство, материалы и информация, предоставленные в парк-отеле «Филипп».
Теоретическая значимость заключается в уточнении методологии и методики стимулирования и мотивации персонала, характеристике особенностей процесса мотивации, разработке предложений применительно к конкретной организации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дают возможность более эффективно использовать мотивацию как функцию управления для получения максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, повышения общей результативности и прибыльности деятельности предприятия.
Структура работы включает введение, две главы основной части, заключение и библиографию.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие мотивации и стимулирования персонала
Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В самом общем виде мотивация человека есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей.
Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.
В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления.
Стимулирование труда — это целенаправленное или нецеленаправленное воздействие на человека или группу людей с целью поддержания определенных характеристик их трудового поведения, прежде всего меры трудовой активности. При стимулировании побуждение к труду происходит через удовлетворение различных потребностей личности, что является вознаграждением за трудовые усилия.
«Сущность функции мотивации заключается в том, что бы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, и сообразуясь с принятыми управленческими решениями»1.
Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.
Однако мотивация имеет существенное отличие от других функций управления. Такие функции, как планирование, организация, контроль осуществляются в основном менеджментом организации. Исполнительский персонал, как правило, играет при выполнении этих функций пассивную роль.
В реализации же мотивации как функции управления исполнительский персонал организации играет самую активную роль. Цели, ценности, установки, потребности этого персонала - не только предмет анализа теорий мотивации, но и непосредственные движущие силы деятельности по достижению целей организации.
Успешность управления любым социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
«Мотивация – это воплощение решений субъекта в действия для обеспечения его материальных и духовных потребностей»2. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.
Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей. Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.
Внешнее мотивирование - это своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижение монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.
1.2. Мотивационный процесс в системе управления
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющихся этапов. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальности нет столь явного разграничения этапов и некорректно предполагать, что относительно каждого отдельно взятого работника по поводу каждого из одновременно совершаемых им действий существует обособленный процесс мотивации.
«Чтобы руководить людьми, коллективами людей, надо знать, от чего зависит поведение человека, чем о руководствуется в своих поступках»3. Знание логики протекания процесса мотивации не обеспечивает менеджеру решающих преимуществ, когда он попытается сознательно управлять этим процессом у своих подчиненных (для повышения активности их деятельности и в иных целях).
Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Один из них - не очевидность мотивов: можно лишь догадываться, какие мотивы движут деятельностью каждого конкретного человека при нейтрализации сходных потребностей, но в явном виде определить эти мотивы по поведению человека нельзя. Очень непросто выявить, какие мотивы являются основными, доминируют в осуществлении человеком действий в конкретных условиях.
Другой фактор - трансформируемость мотивационного процесса, его характер каждый раз зависит от того, какие потребности его инициировали. Сами потребности при этом зачастую находятся в сложном взаимодействии между собой, а нередко прямо противоречат одна другой.
Процесс мотивации, его основные этапы:
Информация о работе Стимулирование и мотивация в управлении: теория и практика