Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 11:49, дипломная работа
Цель работы - анализ состояния системы мотивации работников учебного заведения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
исследовать теоретические основы мотивации сотрудников образовательной организации;
провести анализ организационно-экономического состояния организации;
провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации конкретного учебного заведения.
Введение
1. Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации
1.1 Основные подходы к мотивации работников
1.2 Структура процесса мотивации
1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования
2. Организационно-экономическая характеристика моу "Сещинская общеобразовательная школа"
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ доходов и расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа
2.3 Анализ достигнутых показателей образования и кадрового потенциала школы
2.4 Анализ заработной платы и нагрузки педагогических работников школы
3. Анализ и совершенствование мотивационного комплекса Сещинской общеобразовательной школы
3.1 Анализ системы стимулирования труда работников Сещинской общеобразовательной школы
3.2 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения
3.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе
Заключение
Список литературы
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. В этих целях сравним плановое и фактическое финансирование и проведем сравнение поступивших бюджетных средств с кассовыми расходами бюджетного учреждения. Основным источником приводимых данных является "Смета расходов средств МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа.
У Школы заключен договор с централизованной бухгалтерией ОУО Дубровского района Брянской области от 3 января 2002 года (приложение 5).
Централизованная бухгалтерия ОУО Дубровского района Брянской области, получающая финансирование из соответствующего бюджета в соответствии с бюджетной росписью составляет годовую, квартальную и месячную бухгалтерскую отчетность по формам документов согласно "Инструкции о годовой, квартальной и месячной отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью. (утв. приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 г. № 54-н с изменениями от 10 сентября 2001 года).
Актив баланса состоит из следующих разделов:
. Основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения:
. Материальные запасы.
. Малоценные предметы.
. Готовая продукция.
. Средства учреждений: на субсчете 110 "Целевые средства и безвозмездные поступления".
. Расходы: на субсчете 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия"
. Выполненные
и сданные заказчиками
. Доходы, прибыли (убытки).
. Расходы на капитальное строительство.
Пассив баланса состоит из следующих разделов:
. Финансирование из бюджета.
. Фонды и средства целевого назначения.
. Расчеты: на субсчете 173 "Расчеты по платежам в бюджет".
. Доходы, прибыли (убытки).
. Финансирование капитального строительства.
Таблица 2 - Структура финансовых поступлений МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа
Статья доходов |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2007 г к 2005 г,% | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
||
Бюджетные ассигнования |
5612573 |
100 |
9250580 |
99,85 |
10330861 |
100 |
195 |
Доходы от предприниматель-ской и иной приносящей доход деятельности |
- |
- |
14000 |
0,15 |
- |
- |
- |
Всего |
5612573 |
100 |
9264580 |
100 |
10330861 |
100 |
195 |
Таким образом, МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа финансируется практически исключительно из местного бюджета. Лишь в 2006 г имели место доходы от предпринимательской и иной собственной деятельности, однако доля этих средств в общей структуре доходов ничтожно мала и составляет 0,15 %. Проведенный анализ показал также, что за исследуемый период 2005-2007 гг бюджетное финансирование МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа существенно возросло - почти в два раза. Рассмотрим структуру расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа в 2005 - 2007 гг.
Таблица 3 - Структура расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа
Статья расходов |
2005 г |
2006 г |
2007 г |
2007 г к 2005 г,% | |||
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
||
Оплата труда |
4772042 |
90,2 |
8230400 |
91,98 |
8743941 |
87,66 |
183 |
Услуги связи |
2832 |
0,04 |
4200 |
0,05 |
10570 |
0,11 |
373 |
Транспортные услуги |
800 |
0,02 |
400 |
0,004 |
2000 |
0,02 |
250 |
Коммунальные услуги |
495584 |
9,36 |
651180 |
7,27 |
771090 |
7,73 |
156 |
Услуги по содержанию имущества |
3939 |
0,06 |
23900 |
0,27 |
87000 |
0,87 |
2207 |
Прочие услуги |
14045 |
0,26 |
38000 |
0,42 |
351120 |
3,52 |
2500 |
Материальные запасы |
323331 |
5,91 |
302500 |
3,38 |
241300 |
2,42 |
75 |
Основные средства |
- |
- |
- |
- |
114840 |
1,15 |
- |
Всего |
5612573 |
100 |
9264580 |
100 |
10330861 |
100 |
195 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что подавляющую долю в структуре расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа составляют расходы на оплату труда работников школы. Доля этих расходов в общей структуре составляет около 90 %.
Вторая по величине статья расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа - оплата коммунальных услуг школы - от 7,27 % до 9,36 %.
Следует также отметить некоторые изменения в структуре расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа: значительно возросли расходы на оплату услуг связи и коммунальных услуг (на 273 %), но в еще большей степени - расходы на оплату услуг по содержанию имущества (в 22 раза) и прочих услуг (в 25 раз); снизились на 25 % расходы на формирование материальных запасов школы.
В образовательном учреждении в отличие от коммерческих организаций, где главной целью деятельности является получение прибыли, важными показателями являются показатели качества образовательных услуг. Качество образования - совокупность потребительских свойств образовательных услуг, обеспечивающая возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемых.
К показателям качества образования относятся потенциал, т.е. квалифицированный состав преподавательского коллектива (был рассмотрен выше), количество учащихся, наличие современной информационной и компьютерной базы, наличие собственных и методических разработок, наличие территории; показатель полезности труда: количество учебных планов, учебников, пособий. Фонд школьной библиотеки составляет 38 755 экз.: из них учебников - 25 818 экз., справочной литературы-570 экз., художественной литературы-12 367 экз.; показатель качества труда: уровень оценки знаний учащихся в процессе обучения (таблица 4).
Таблица 4 - Сравнительный анализ результатов обучения по годам
Показатели |
Года | ||
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 | |
Количество учащихся |
1151 |
1062 |
1022 |
Из них: девочек |
537 |
552 |
488 |
мальчиков |
614 |
510 |
481 |
Число классов |
46 |
42 |
39 |
Ср. наполняемость классов |
25 |
25 |
25 |
Кол. чел., обуч-ся на дому |
0 |
1 |
4 |
Детей - инвалидов |
5 |
10 |
12 |
% успеваемости |
97,0 |
99,0 |
99,6 |
% качества |
28,4 |
29,0 |
25,8 |
Отличники (+ %) |
23 (1,9) |
17 (1,6) |
18 (1,9) |
На "4" и "5" |
236 |
211 |
180 |
С одной 4 (+%) |
13 (1,1) |
9 (0,8) |
10 (1,0) |
С одной 3 (+%) |
55 (4,8) |
71 (6,7) |
42 (4,3) |
Не успевают |
31 |
10 |
4 |
Таким образом из таблицы 4 видно, что с каждым годом уменьшается количество учащихся на 89, 93 человека соответственно, можно рассчитать среднюю численность учащихся за год, она составит 1060 человек ( (1151+1062+969) /3). Процент девочек составляет 49,6% ( (537+552+488) *100/ (1151+1062+969)), мальчиков-50,4% ( (614+510+481) *100/ (1151+1062+969)), соотношение 1: 1, что является нормальным для учебного заведения. Число классов с каждым годом уменьшается из-за уменьшения количества учащихся. Среднее число классов в год - 42 (46+42+39/3); наполняемость классов является неизменной-25 человек. Есть ученики, обучающиеся на дому. В 2003-2004 гг. они составили 0,4% от общего числа обучающихся (4*100/969). Дети - инвалиды в 2001-2002 гг. среди обучающихся составили 0,4% (5*100/1151); в 2002-2003 гг. этот показатель возрос до 0,9% и составил 10 человек, а к 2003-2004 гг. увеличился еще на 2 человека и составил 1,2 %. Данная картина представляется ужасной, число детей - инвалидов с каждым годом возрастает.
Показатель успеваемости по годам возрастает и в 2004-2006 гг. приблизился к 100%, что говорит о повышении уровня образования. Этот показатель рассчитывается как соотношение успевающих учеников (общее число учащихся - неуспевающие) к общему числу учащихся ( (969-4) *100/969).
Показатель качества характеризуется отношением учеников, учащихся на отлично, на "4" и "5", учащихся с одной "4", с одной "3" к общему объему числа учащихся (18+180+10+42) *100/969=25,8%); этот показатель меняется по годам, но к 2003-2004 гг. существенно снизился (по сравнению с 2002-2003 гг. на 3,2%), ученики не стремятся повышать свой уровень образования, не тянутся к знаниям их не пугают плохие результаты.
Таким образов внутренняя среда учреждения состоит из того, что характерно для самого учреждения, осуществления его образовательного процесса: педагоги, учащиеся, их непосредственное взаимодействие друг с другом, их отношение с внутренним миром учреждения. Но это взаимодействие возможно лишь при влиянии факторов внешней среды.
Участники образовательного процесса являются центральным фактором.
В настоящее время в школе работают 84 преподавателя. Имеют высшее образование 80, среднеспециальное-4.
Педагогический стаж работы колеблется от 2 лет до 51 года работы в школе. Самому молодому преподавателю 23 года, самому старшему - исполнится в этом году 70 лет.
Таким образом, можно сделать вывод, что кадровый потенциал высокопрофессионален, устойчив, текучесть кадров в МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа относительно низкая.
Также происходит систематическое повышение квалификации педагогов. Организация повышения квалификации по предпрофильному обучению, по профильному обучению учащихся 10-11 классов для учителей производится учреждением повышения квалификации работников образования один раз в два года.
Возглавляет МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа директор с 30 летним стажем работы, образование - высшее физическое, оплата труда производится по 14 разряду. Отражаются разряды работников в тарификационном списке.
Тарификация по разрядам педагогов наглядно представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Тарификация педагогов.
Таким образом, в школе 31% педагогов имеют 12 разряд (26*100/84),
,3% - 13 разряд,
21,4% - 14 разряд. Почти 86 % педагогов работают
в школе с высокими
Для оформления структуры, штатного состава и штатной численности в учреждении в соответствии с его уставом применяется штатное расписание. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом директора. Изменения вносятся в соответствии с приказом директора.
Анализ внешней среды
Внешняя среда очень подвижна и неопределенна. Приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной организации, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование.
Внешняя среда является неконтролируемой, под нее необходимо подстраиваться.
Образовательное учреждение является некоммерческой организацией соответственно отсутствует конкуренция. Комплекс задач определяется директивно государством на основании разработанной Федеральной программы развития образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Реализация целей программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций). Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.