Стимулирование как фактор повышения мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива учебного заведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 11:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - анализ состояния системы мотивации работников учебного заведения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
исследовать теоретические основы мотивации сотрудников образовательной организации;
провести анализ организационно-экономического состояния организации;
провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации конкретного учебного заведения.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации
1.1 Основные подходы к мотивации работников
1.2 Структура процесса мотивации
1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования
2. Организационно-экономическая характеристика моу "Сещинская общеобразовательная школа"
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ доходов и расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа
2.3 Анализ достигнутых показателей образования и кадрового потенциала школы
2.4 Анализ заработной платы и нагрузки педагогических работников школы
3. Анализ и совершенствование мотивационного комплекса Сещинской общеобразовательной школы
3.1 Анализ системы стимулирования труда работников Сещинской общеобразовательной школы
3.2 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения
3.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СТИМУЛИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДИПЛОМ.docx

— 111.05 Кб (Скачать файл)

) удовлетворять  личностные потребности педагогических  работников, как материальные, так  и более высокого уровня - в  общении, признании, социальной значимости  своей работы, причастности к  профессиональному коллективу, самореализации (достижении), профессиональном развитии и карьерном росте.

В этом случае в полной мере проявляется основная функция образовательной организации - социальная функция, то есть качественное управление личностным развитием детей с одной стороны и удовлетворение потребностей высшего порядка преподавательских работников - с другой.

На рисунке 6 приведена схема основных задач мотивационного механизма МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".

 

Рисунок 6 - Основные задачи мотивации работников МОУ "СОШ"

 

В таблице 8 приведен комплекс инструментов стимулирования труда педагогических работников в МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".

Таким образом, из приведенных данных мы видим, что используемые в Сещинской общеобразовательной школе стимулирующие надбавки направлены на мотивацию:

) расширение  должностных обязанностей, выполнение  дополнительной трудовой нагрузки (доплаты за проверку тетрадей  и письменных работ, за заведование  теплицами, кабинетами, за выдачу  заработной платы, за организацию  питания школьников, организацию  ремонтов и уборок);

 

Таблица 8 - Стимулирующие надбавки работникам МОУ "СОШ"

№ п/п

Предмет стимулирования

Стимулирующая надбавка, % к окладу

1

Классное руководство

1 - 4 классы - 15 %

   

5 - 11 классы - 20 %

2

Проверка тетрадей и письменных работ

1 - 4 классы - 15 %

   

Рус. язык, литература, математика, ин. язык - 15 %

   

Физика, химия - 5 %

   

География, история - 3 %

3

Учителям за заведование

Теплицей - 25 %

   

Кабинетами - 5 %

   

Мастерскими - 20 %

   

Спортзалом - 10 %

4

Руководство ме-тод. объединением

Нач. классы, рус. язык и литература, история - 10 %

   

Остальные - 5 %

5

Профессиональ-ные достижения

За премирование участников профконкурсов - до 1500 р

   

Награжденным значком "Отличник просвещения" - 15 %

   

За звание "Заслуженный учитель РФ" - 20 %

6

Дополнительные организационные работы

За выдачу зарплаты - до 400 р

   

За ремонтные работы - до 100 %

   

За организацию питания школьников - до 400 р

   

За организацию уборки - до 200 р

7

Стаж педагогичес-кой работы

За многолетний добросовестный труд - до 50 %

8

Инновационная активность

Внедрение инноваций в учебный процесс - до 25 %


 

) мотивацию  приверженности своей профессии (доплата за педагогический стаж  работы);

) мотивация  на достижение высоких показателей  в педагогической деятельности (надбавки  за участие в профессиональных конкурсах, за награждение почетными знаками и званиями.);

) мотивация  профессионального развития, роста (надбавки за руководство методическим  объединением);

) мотивация  воспитательской деятельности (доплаты  за классное руководство);

) мотивация  творческого подхода к своей  работе, развития инновационной  составляющей в педагогической  деятельности (надбавки за внедрение  инноваций в учебный процесс).

На рисунке 7 показана структура мотивационного комплекса МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".

С точки зрения удовлетворения потребностей педагогических сотрудников, их трудовая деятельность в Сещинской общеобразовательной школе способствуют удовлетворению следующих личностных потребностей: рисунок.

потребности существования (материальные);

потребности в общении, причастности, признании коллективом;

потребности в самовыражении, росте.

Следует отметить, что профессию педагогического работника выбирают, как правило, люди, чьи личностные потребности ориентированы прежде всего на достижение признания коллективом, общения, социальной значимости работы и в меньшей степени - на материальное благосостояние, хотя правильное использование комплекса стимулирующих надбавок позволяет увеличить основной размер заработной платы педагогических работников более чем в 1, 5 раза.

 

Рисунок 7 - Структура мотивационного комплекса МОУ "Сещинская общеобразовательная школа"

 

Таким образом, система материального стимулирования педагогических работников Сещинской общеобразовательной средней школы в целом спроектирована в соответствии с ее основными задачами.

 

.2 Предложения  по развитию мотивационного комплекса  учебного заведения

 

Проведенный анализ стимулирующего комплекса педагогических работников МОУ "Сещинская общеобразовательная средняя школа", несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:

) Для  мотивации педагогических работников  школы используются преимущественно  только инструменты материального  стимулирования и не используются  возможности нематериальной мотивации, в то время как известно, что одного только денежного вознаграждения, особенно при небольших размерах надбавок, явно недостаточно. Использование механизмов нематериальной мотивации для педагогической мотивации особенно актуально, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников социально-личностные потребности (потребности высшего порядка) преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.

) В условиях  высокой потребности российского  образования в инновациях, в развитии  форм и методов обучения учащихся, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. В то же время в мотивационном комплексе МОУ "Сещинская общеобразовательная школа" явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.

 

Рисунок 8 - Предложения по развитию системы мотивации в Сещинской общеобразовательной школе

 

В связи с вышеизложенным, предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ "Сещинская общеобразовательная школа" в указанных направлениях:

) активное  использование публичной похвалы  и признания успехов учителей: организовать ежеквартальные общие  открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей"

) ввести  корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему  классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;

) внедрить  в практику издание ежемесячной  стенгазеты, издаваемой редколлегией  учеников с помещением в ней  репортажей о жизни школы, о  проблемах и перспективах образовательного  процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.

) расширение  для учителей возможности повышать  свою квалификацию, получать дополнительные  знания, например, в области информационных  технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в образовательном процессе.

) активизировать  проведение корпоративных мероприятий  творческого характера (творческих конкурсов ученических коллективов во главе с классными руководителями, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников с участием всего коллектива школы).

Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников Сещинской общеобразовательной школы позволит: 1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей; 2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей); 3) повысить инновационную активность педагогических работников, стимулировать их стремление к внедрению образовательных инноваций в учебный процесс.

Динамика удовлетворенности трудом педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы согласно экспертным оценкам показана на рисунке 9.

 

а)

Рисунок 9 - Прогноз динамики внутренней удовлетворенности трудом педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы до (а) и после внедрения (б) предложенных рекомендаций.

 

Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы характеризуются высокой социальной эффективностью.

 

.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе

 

Одна из основных задач развития системы мотивации педагогических работников - активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый учитель должен быть заинтересован и мотивирован к использованию современных и перспективных новшеств в сфере образования. В частности, для этих целей рекомендуется использовать директорский фонд, который в настоящее время распределяется относительно произвольно.

Одним из перспективных направлений в образовательных инновациях является активное внедрение в образовательный процесс элементов информационно-компьютерных технологий.

Учителям, применяющим информационно-компьютерные технологии (ИКТ) на своих уроках, присваивать специальные ИКТ-звания в зависимости от качества и интенсивности применения информационно-компьютерных технологий. Разработать критерии, процедуру и Положение, ввести его директором школы. Ввести систему надбавок из Директорского фонда в зависимости от звания.

Например, ИКТ-предметник, ИКТ-методист, ИКТ-мастер, ИКТ-координатор по предмету и т.п.

При данной системе оплаты (директорский фонд фиксированный и составляет 25 %), получается следующая ситуация:

Однако при увеличении количества учителей, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, надбавка каждому учителю будет снижаться, так как фонд остается неизменным. На первом этапе (пока ИКТ-педагогов мало) эта система будет эффективной, а по мере увеличения количества педагогов, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, мотивирующее влияние надбавок будет снижаться.

Для распределения надбавок более целесообразно ввести ИКТ-рейтинг учителей. Рейтинг должен быть динамическим (например, пересчитываться раз в неделю) и открытым (например, выставляться на сайте). Рейтинг рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, например:

. Количество подготовленных и проведенных уроков с использованием информационно-компьютерных технологий.

2. Разнообразие технологий (чтобы не получилось, что все уроки - это уроки-презентации).

. Количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное портфолио учителя и его учащихся.

. Участие в ИКТ-конкурсах как самого учителя, так и его воспитанников.

. Повышение квалификации в области информационно-компьютерных технологий.

. Количество сертификатов по информационно-компьютерным технологиям.

. Привлечение родителей к информационно-компьютерным технологиям (например, классный руководитель осуществляет связь с родителями через интерактивный сайт или предметник проводит ИКТ-конференции, форумы, конкурсы).

. Работа с социумом: проведение открытых Интернет-конференций, электронные газеты и журналы.

Надбавки в этом случае назначаются исходя из среднего рейтинга за прошлый учебный год. Таким образом, присваивать отдельные ИКТ-звания не очень продуктивно. Место в рейтинге - это уже и есть звание. И только тем учителям, которые долго находятся на вершине рейтинга, можно присваивать определенные почетные звания.

Когда педагог смотивирован на применение информационно-компьютерных технологий, он сам легко смотивирует своих воспитанников, так как работа с компьютерной техникой для ребенка является сама по себе мотивацией.

Учитель, смотивированный на применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ-рейтинг, аттестация, повышение квалификации, надбавки к заработной плате и др.), будет стимулировать учащихся к испольхованию информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе:

. Оформление работ в электронном виде.

2. Создание презентаций, сайтов и т.д.

. Участие в Интернет-конференциях, конкурсах, фестивалях;

. Создание учебных предметных тестов.

. Использование Интернет-ресурсов для подготовки домашних заданий.

. Использование технологий дистанционного обучения.

Мотивировать учителей можно не только повышением заработной платы, но и улучшением рабочих условий: то есть новая техника, приобретенная школой, распределяется среди учителей согласно ИКТ-рейтинга. Тот, кто работает с информационно-компьютерными технологиями больше и лучше других, автоматически получит в свой класс компьютер, а со временем и ноутбук, проектор, интерактивную доску и т.п. Также ИКТ-активным учителям будет выделяться больше Интернет-трафика.

Информация о работе Стимулирование как фактор повышения мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива учебного заведения