Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 11:49, дипломная работа
Цель работы - анализ состояния системы мотивации работников учебного заведения и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Задачи работы:
исследовать теоретические основы мотивации сотрудников образовательной организации;
провести анализ организационно-экономического состояния организации;
провести анализ и разработать рекомендации по совершенствованию системы мотивации конкретного учебного заведения.
Введение
1. Теоретические основы мотивации персонала образовательной организации
1.1 Основные подходы к мотивации работников
1.2 Структура процесса мотивации
1.3 Особенности мотивации труда в сфере образования
2. Организационно-экономическая характеристика моу "Сещинская общеобразовательная школа"
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ доходов и расходов МОУ Сещинская средняя общеобразовательная школа
2.3 Анализ достигнутых показателей образования и кадрового потенциала школы
2.4 Анализ заработной платы и нагрузки педагогических работников школы
3. Анализ и совершенствование мотивационного комплекса Сещинской общеобразовательной школы
3.1 Анализ системы стимулирования труда работников Сещинской общеобразовательной школы
3.2 Предложения по развитию мотивационного комплекса учебного заведения
3.3 Рекомендации по стимулированию учителей к использованию образовательных инноваций в учебном процессе
Заключение
Список литературы
) удовлетворять
личностные потребности
В этом случае в полной мере проявляется основная функция образовательной организации - социальная функция, то есть качественное управление личностным развитием детей с одной стороны и удовлетворение потребностей высшего порядка преподавательских работников - с другой.
На рисунке 6 приведена схема основных задач мотивационного механизма МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".
Рисунок 6 - Основные задачи мотивации работников МОУ "СОШ"
В таблице 8 приведен комплекс инструментов стимулирования труда педагогических работников в МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".
Таким образом, из приведенных данных мы видим, что используемые в Сещинской общеобразовательной школе стимулирующие надбавки направлены на мотивацию:
) расширение
должностных обязанностей, выполнение
дополнительной трудовой
Таблица 8 - Стимулирующие надбавки работникам МОУ "СОШ"
№ п/п |
Предмет стимулирования |
Стимулирующая надбавка, % к окладу |
1 |
Классное руководство |
1 - 4 классы - 15 % |
5 - 11 классы - 20 % | ||
2 |
Проверка тетрадей и письменных работ |
1 - 4 классы - 15 % |
Рус. язык, литература, математика, ин. язык - 15 % | ||
Физика, химия - 5 % | ||
География, история - 3 % | ||
3 |
Учителям за заведование |
Теплицей - 25 % |
Кабинетами - 5 % | ||
Мастерскими - 20 % | ||
Спортзалом - 10 % | ||
4 |
Руководство ме-тод. объединением |
Нач. классы, рус. язык и литература, история - 10 % |
Остальные - 5 % | ||
5 |
Профессиональ-ные достижения |
За премирование участников профконкурсов - до 1500 р |
Награжденным значком "Отличник просвещения" - 15 % | ||
За звание "Заслуженный учитель РФ" - 20 % | ||
6 |
Дополнительные организационные работы |
За выдачу зарплаты - до 400 р |
За ремонтные работы - до 100 % | ||
За организацию питания школьников - до 400 р | ||
За организацию уборки - до 200 р | ||
7 |
Стаж педагогичес-кой работы |
За многолетний добросовестный труд - до 50 % |
8 |
Инновационная активность |
Внедрение инноваций в учебный процесс - до 25 % |
) мотивацию
приверженности своей профессии
(доплата за педагогический
) мотивация
на достижение высоких
) мотивация
профессионального развития, роста
(надбавки за руководство
) мотивация воспитательской деятельности (доплаты за классное руководство);
) мотивация творческого подхода к своей работе, развития инновационной составляющей в педагогической деятельности (надбавки за внедрение инноваций в учебный процесс).
На рисунке 7 показана структура мотивационного комплекса МОУ "Сещинская общеобразовательная школа".
С точки зрения удовлетворения потребностей педагогических сотрудников, их трудовая деятельность в Сещинской общеобразовательной школе способствуют удовлетворению следующих личностных потребностей: рисунок.
потребности существования (материальные);
потребности в общении, причастности, признании коллективом;
потребности в самовыражении, росте.
Следует отметить, что профессию педагогического работника выбирают, как правило, люди, чьи личностные потребности ориентированы прежде всего на достижение признания коллективом, общения, социальной значимости работы и в меньшей степени - на материальное благосостояние, хотя правильное использование комплекса стимулирующих надбавок позволяет увеличить основной размер заработной платы педагогических работников более чем в 1, 5 раза.
Рисунок 7 - Структура мотивационного комплекса МОУ "Сещинская общеобразовательная школа"
Таким образом, система материального стимулирования педагогических работников Сещинской общеобразовательной средней школы в целом спроектирована в соответствии с ее основными задачами.
Проведенный анализ стимулирующего комплекса педагогических работников МОУ "Сещинская общеобразовательная средняя школа", несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
) Для
мотивации педагогических
) В условиях
высокой потребности
Рисунок 8 - Предложения по развитию системы мотивации в Сещинской общеобразовательной школе
В связи с вышеизложенным, предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ "Сещинская общеобразовательная школа" в указанных направлениях:
) активное
использование публичной
) ввести корпоративные (внутри школы) награды, например, "лучшему педагогу", "за творческие заслуги", "лучшему классному руководителю" с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
) внедрить
в практику издание
) расширение
для учителей возможности
) активизировать
проведение корпоративных
Внедрение предложенных рекомендаций по развитию мотивации работников Сещинской общеобразовательной школы позволит: 1) повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей; 2) повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей); 3) повысить инновационную активность педагогических работников, стимулировать их стремление к внедрению образовательных инноваций в учебный процесс.
Динамика удовлетворенности трудом педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы согласно экспертным оценкам показана на рисунке 9.
а)
Рисунок 9 - Прогноз динамики внутренней удовлетворенности трудом педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы до (а) и после внедрения (б) предложенных рекомендаций.
Таким образом, предложенные рекомендации по совершенствованию мотивации педагогических работников Сещинской общеобразовательной школы характеризуются высокой социальной эффективностью.
Одна из основных задач развития системы мотивации педагогических работников - активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый учитель должен быть заинтересован и мотивирован к использованию современных и перспективных новшеств в сфере образования. В частности, для этих целей рекомендуется использовать директорский фонд, который в настоящее время распределяется относительно произвольно.
Одним из перспективных направлений в образовательных инновациях является активное внедрение в образовательный процесс элементов информационно-компьютерных технологий.
Учителям, применяющим информационно-компьютерные технологии (ИКТ) на своих уроках, присваивать специальные ИКТ-звания в зависимости от качества и интенсивности применения информационно-компьютерных технологий. Разработать критерии, процедуру и Положение, ввести его директором школы. Ввести систему надбавок из Директорского фонда в зависимости от звания.
Например, ИКТ-предметник, ИКТ-методист, ИКТ-мастер, ИКТ-координатор по предмету и т.п.
При данной системе оплаты (директорский фонд фиксированный и составляет 25 %), получается следующая ситуация:
Однако при увеличении количества учителей, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, надбавка каждому учителю будет снижаться, так как фонд остается неизменным. На первом этапе (пока ИКТ-педагогов мало) эта система будет эффективной, а по мере увеличения количества педагогов, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, мотивирующее влияние надбавок будет снижаться.
Для распределения надбавок более целесообразно ввести ИКТ-рейтинг учителей. Рейтинг должен быть динамическим (например, пересчитываться раз в неделю) и открытым (например, выставляться на сайте). Рейтинг рассчитывается исходя из количественных и качественных показателей, например:
. Количество подготовленных и проведенных уроков с использованием информационно-компьютерных технологий.
2. Разнообразие технологий (чтобы не получилось, что все уроки - это уроки-презентации).
. Количество материалов, выставленных на сайт в методическую копилку, электронное портфолио учителя и его учащихся.
. Участие в ИКТ-конкурсах как самого учителя, так и его воспитанников.
. Повышение квалификации в области информационно-компьютерных технологий.
. Количество сертификатов по информационно-компьютерным технологиям.
. Привлечение родителей к информационно-компьютерным технологиям (например, классный руководитель осуществляет связь с родителями через интерактивный сайт или предметник проводит ИКТ-конференции, форумы, конкурсы).
. Работа с социумом: проведение открытых Интернет-конференций, электронные газеты и журналы.
Надбавки в этом случае назначаются исходя из среднего рейтинга за прошлый учебный год. Таким образом, присваивать отдельные ИКТ-звания не очень продуктивно. Место в рейтинге - это уже и есть звание. И только тем учителям, которые долго находятся на вершине рейтинга, можно присваивать определенные почетные звания.
Когда педагог смотивирован на применение информационно-компьютерных технологий, он сам легко смотивирует своих воспитанников, так как работа с компьютерной техникой для ребенка является сама по себе мотивацией.
Учитель, смотивированный на применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ-рейтинг, аттестация, повышение квалификации, надбавки к заработной плате и др.), будет стимулировать учащихся к испольхованию информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе:
. Оформление работ в электронном виде.
2. Создание презентаций, сайтов и т.д.
. Участие в Интернет-конференциях, конкурсах, фестивалях;
. Создание учебных предметных тестов.
. Использование Интернет-ресурсов для подготовки домашних заданий.
. Использование технологий дистанционного обучения.
Мотивировать учителей можно не только повышением заработной платы, но и улучшением рабочих условий: то есть новая техника, приобретенная школой, распределяется среди учителей согласно ИКТ-рейтинга. Тот, кто работает с информационно-компьютерными технологиями больше и лучше других, автоматически получит в свой класс компьютер, а со временем и ноутбук, проектор, интерактивную доску и т.п. Также ИКТ-активным учителям будет выделяться больше Интернет-трафика.