Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности систем «участия» как элемента дополнительного вознаграждения персонала.
Поставленная цель обуславливает следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы мотивации труда и стимулирования персонала;
– изучить особенности систем «участия» как элемента дополнительного вознаграждения персонала.
Введение 3
1 Теоретические основы мотивации труда и стимулирования персонала 5
1.1 Роль и значение мотивации персонала 5
1.2 Сущность стимулирования персонала 9
1.3 Основные методы стимулирования 12
2 Системы «участия» в дополнительном вознаграждении персонала 17
2.1Сущность системы «участия» персонала 17
2.2Основные модели систем «участия» 23
2.3 Условия применения систем «участия» 27
Заключение 34
Список литературы 37
Система мотивов и стимулов труда должна опираться на определённую базу – нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за ранее оговоренное вознаграждение должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования ещё нет места. Здесь сфера контролируемой деятельности, где работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявляемых требований. Таких наказаний, связанных с потерей материальных благ, может быть, как минимум, два: частичная выплата обусловленного вознаграждения либо разрыв трудовых отношений.
Система стимулирования труда вырастает из административно-правовых методов управления, но ни в коем случае их не заменяет. Стимулирование труда эффективно только в том случае, когда органы управления умеют добиваться и поддерживать тот уровень работы, за который платят. В.И. Ковалёв писал: "Цель стимулирования – не вообще побудить человека работать, а побудить его делать лучше то, что обусловлено трудовыми отношениями…" [14, c.52].
Т.Ю. Озёрникова в своей статье пишет: "Понятие стимулирования связано с понятием коллектива. Коллектив и каждый его член являются объектами стимулирования. При управлении коллективом основное внимание должно уделяться организации трудового процесса и стимулированию работников. Организации управления коллективом должно предшествовать четкое формулирование стоящих перед ним задач, главными из которых являются производство продукции, работ, услуг и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов работников и интересов имущества предприятия, организация стимулирования работников по результатам выполненной работы…" [16, c.28].
Таким образом, стимулирование работников на предприятии тесно связано с научной организацией труда, в которую входит нормирование труда, представляющее из себя четкое определение круга трудовых обязанностей работника, качественных и количественных результатов труда.
При стимулировании работников, не только
материально, руководителю необходимо
выявлять потребности работников, чтобы
потребности более низкого
Р.А. Драфт отмечает, что в современных российских условиях во многом утрачены стимулы в работе, формирующие у сотрудника ощущение внутреннего вознаграждения. Как показывают исследования, абсолютное большинство работников ставит во главу угла материальный фактор и лишь незначительное их число (в основном руководители) говорит о необходимости получения удовольствия от работы и ощущения своей значимости [8, c.51].
Поэтому, безусловно, одной из целей стимулирования работников должно быть возвращение интереса к труду, воспитание сопричастности к общему делу в коллективе.
Помимо этого, важно знать, как распределяются трудовые мотивации по отдельным группам работников. Именно, исходя из этого, необходимо устанавливать разные системы оплаты труда и стимулирования его эффективности и качества в целом по группам работников.
Например, среди руководителей
структурных подразделений
Все эти данные говорят о том, что при стимулировании работников нужен индивидуальный подход как к работникам разного социального и должностного статуса, так и к отдельным работникам в пределах различных групп.
Таким образом, стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.
1.3 Основные методы стимулирования
Система нематериального и
Рисунок 2 – Методы мотивации труда работников
Классификация методов
мотивации может быть осуществлена
на организационно распорядительные (организационно-
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации [24, c.71].
Приведенная схема классификации
методов стимулирования является классической.
В современном менеджменте
В статье В. Верхоглазенко [3, c.23-24] приведен вариант трудовой позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику.
Ключевым пунктом в данной методике
является обеспечение позитивного
отношения работника к кругу
своих обязанностей и к предложенным
«правилам игры», для чего необходимо
культивирование и поощрение
правильного самоопределения
Таким образом, к методам
стимулирования персонала относят
экономические методы управления, обусловленные
экономическими стимулами; организационно-
Таблица 1 – Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда
Функция привлеченного человека |
Позиционер |
Что необходимо поддерживать у работающего |
Работник |
Работодатель |
заинтересованность в |
Специалист – профессионал |
Предприниматель |
профессиональное |
Сотрудник Фирмы |
Фирма в целом |
самоопределение к работе в этой конкретной фирме, имеющей свои традиции, корпоративную культуру, условия труда и пр. |
Исполнитель |
Менеджер |
самоопределение к исполнительским нормам |
Коллега |
Коллега |
самоопределение к конструктивному взаимодействию с коллегами |
Рационализатор |
Заинтересованный в нормативной организации труда [НОТ] |
заинтересованность во внесении рациональных предложений |
Член коллектива |
Коллектив |
самоопределение к культурным нормам общения, к поддержанию здорового психологического климата |
Работник-пользователь оргтехникой, спецоборудованием и т.д. |
Технолог |
готовность и способность к технологически правильному использованию оборудования, оргтехники и т.п. |
2 Системы «участия» в дополнительном вознаграждении персонала
2.1Сущность системы «участия» персонала
Большинство сотрудников заинтересованы
не только в удовлетворении своих
потребностей, но и в справедливости
системы вознаграждения. Данное утверждение
относится ко всем типам поощрений
(психологическим, социальным и экономическим),
что существенно осложняет
Результаты работника / Вклад работника =
Результаты других сотрудников / Вклад других сотрудников
Понятие вклада объединяет разнообразнейшие элементы, которые, по убеждению сотрудников, им приходится приносить на алтарь результата – образование, трудовой стаж, предшествующий опыт работы, преданность и участие, время и усилия, творчество и трудовые достижения. Результат – это система вознаграждений, которые сотрудники воспринимают как получаемые от своей работы и работодателей: заработная плата и премии, дополнительные льготы, гарантии рабочего места, социальные и психологические поощрения [15].
Система вознаграждения, построенная
на участии в распределении
История развития данной системы началась
с попыток совершенствования
организации заработной платы наемных
работников с целью усиления ее мотивационного
воздействия на результаты труда. Для
этого обосновалась возможность
выплат из прибыли или дохода предприятия
тем работникам, чей вклад в
формирование прибыли предприятия
был наиболее весом и очевиден.
Однако использование систем участия
в прибылях создает у работника
заинтересованность в эффективной
работе сегодняшнего дня, но не стимулирует
учитывать в производственной деятельности
долгосрочные перспективы развития
организации Она основывается на
показателях общей или
Участие в прибылях (доходах) состоит
в распределении определенной их
части между работниками
Дополнительные выплаты с
Т.В. Яркина выделяет следующие системы участия работников в прибылях (на основе оценки заслуг) [31]:
1) по результатам общей
а) системы стимулирования
конкретных объемов работ,
б) системы участия в прибылях в зависимости от продуктивности;
в) системы премиальных выплат (бонусов);
2) на основе отношений
а) системы предоставления
своим работникам акций
б) системы совладения
в) системы распространения опционов акций
Нередко системы участия в прибылях
отождествляют с системами
По своей сути система участия
в прибылях является элементом оперативного
управления организацией, направленным
на обеспечение получения прибыли.
При этом часть трудового дохода
наемного работника превращается в
предпринимательский доход. Работник
разделяет наравне с
Участие в прибылях предприятия регулируется положением о порядке участия наемных работников в прибылях (Приложение А) [17].
Во многих схемах имеются положения, согласно которым работники, чтобы получить право на участие в прибылях должны проработать на предприятии не менее 12 месяцев.