Стимулирование работников банковской сферы на примере ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение эффективной системы оплаты труда и стимулирование в банковском секторе (на материалах ОАО «Сбербанк России»), а также разработка рекомендаций по повышению эффективности оплаты труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….
1 Современное состояние и тенденции формирования оплаты труда и стимулирования персонала банка ……………………………………….
1.1 Роль и место организации оплаты труда и стимулирования персонала в банковском секторе России …………………………………
1.2 Проблемы и особенности организации системы оплаты труда и стимулирования персонала банковской сферы на региональном уровне …………………………………..…………………
1.3 Теоретические аспекты формирования системы оплаты труда и стимулирования персонала на предприятии ……………………
2 Анализ и оценка системы оплаты труда и стимулирования персонала в ОАО «Сбербанк России» .………………………………………………
2.1 Общая характеристика ОАО «Сбербанк России» …………….
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Сбербанк России»………………………………………………………..
2.3 Оценка системы оплаты труда и стимулирования персонала в ОАО «Сбербанк России»……………………………………………….
3 Направления по формированию эффективной системы оплаты труда и стимулирования персонала в ОАО «Сбербанк России» …………….
3.1 Рекомендации по формированию эффективной системы оплаты труда и стимулирования персонала в ОАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………….
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий ……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

Голощапов_Ю.С._УП_4_курс_ЗФО.docx

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Итак, ОАО  «Сбербанк России» является крупнейшим банком не только в России, но и в  СНГ, недавно вышедшим на мировой  уровень. Сбербанк ,являясь старейшим банком страны, дает возможность проанализировать различные системы оплаты труда и стимулирования персонала и выбрать из них наиболее эффективную.

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Сбербанк России»

 

Прошедший 2009 год стал годом завершения острой фазы мирового кризиса и начала восстановления глобальной экономики. Для Сбербанка 2009 год стал началом полномасштабного разворачивания процесса реализации стратегии развития при одновременной реализации мер, направленных на повышение устойчивости Банка к проблемам, вызванным кризисом.

В условиях кризиса на передний план вышли вопросы  поддержки государства в реализации антикризисных мер и работы с  плохими долгами. В условиях резкого  ухудшения качества заемщиков Сбербанк продолжил выполнять свою кредитную  функцию. На некоторых рынках, к примеру, на рынке ипотеки, Сбербанк остался чуть ли не единственным поставщиком услуг. Повышенное внимание Банк уделял эффективному управлению процентной политикой и сокращению операционных расходов, а также строгому контролю качества кредитного портфеля и поддержанию объемов резервов, адекватных существующим рискам.

Несмотря  на непростую экономическую ситуацию, по итогам 2009 года Банк добился существенного  роста доходов от операционной деятельности. По сравнению с 2008 годом операционные доходы до создания резервов выросли  на 44%, в то время как расходы, сопровождающие ведение бизнеса, увеличились лишь на 3,4%. Вместе с тем процесс создания резервов, вызванный объективной  необходимостью, не затронул капитал  Банка, но и не позволил получить весомую  в сравнении с предыдущим годом  прибыль.

Сбербанк  является одним из главных локомотивов  российской экономики. В непростой 2009 год Банк предоставил около 4 трлн. руб. кредитов отечественным предприятиям и свыше 400 млрд. руб. кредитов частным клиентам. Вложения в корпоративные облигации ведущих российских эмитентов самых разных отраслей за год возросли более чем на 200 млрд. руб.

Применяя  взвешенную кредитную политику, Банк помог многим клиентам достойно пройти испытания кризисного времени и  способствовал стабилизации экономической  ситуации и ситуации на финансовых рынках в России в целом.

Кризис привел к кардинальным изменениям в глобальной финансовой системе. Многие крупнейшие финансовые институты исчезли с лица земли либо резко снизились в рейтинге капитализации. В то же время рыночная капитализация Сбербанка, пошатнувшаяся в конце 2008 года, к концу 2009 вернула свои позиции и вышла на 19 место. Рыночная капитализация Банка на конец года превысила 60 млрд. долл. США. Это свидетельствует об ответственной и взвешенной политике Банка и соответствует его высоким кредитным рейтингам.

В прошедшем  году Банк уделил серьезное внимание развитию розничных операций. Проведена  модернизация продуктовой линейки  вкладов для населения. Пересмотрены и улучшены программы по депозитам  и кредитам. Создан Универсальный  договор банковского обслуживания, позволяющий клиентам получить доступ ко всем продуктам Банка без оформления дополнительных соглашений. Значительно  выросла сеть банкоматов и терминалов, активно продвигается услуга «Сбербанк-Онл@йн».

Основой банковского  бизнеса являются кредитные операции, которые позволили Сбербанку  в условиях финансового кризиса  получить основной доход, несмотря на ухудшение кредитного портфеля, поэтому  основной обзор финансового состояния  перенесем именно на кредитные операции банка.

Банковский  сектор в 2008 году оказался под серьезным  воздействием неблагоприятной конъюнктуры  мировых финансовых рынков. В течение 2008 года в условиях сложной ситуации в российской и мировой экономике  Сбербанк России активно наращивал  операции кредитования. Объем кредитного портфеля на 1 января 2009 года составил 5 561 млрд. рублей. За год банк увеличил остаток кредитного портфеля на 35,5% или на 1 457 млрд. рублей, что больше прироста за 2007 год (1 392 млрд. рублей).

В структуре  кредитного портфеля возросла доля специализированных кредитов, в основном за счет финансирования инвестиционных и строительных проектов. Одновременно снизилась доля коммерческих кредитов, предоставляемых клиентам на пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, расширение и консолидацию бизнеса и др. На долю крупных клиентов приходится более половины всего кредитного портфеля юридических лиц и более половины привлеченных от юридических лиц средств.

Совокупный  кредитный портфель Группы увеличился в 2010 году на 13,7% и составил 6 191,9 млрд. руб.

Портфель  кредитов корпоративным клиентам вырос  за указный период на 14,2% и достиг 4 872,2 млрд. руб. Рост портфеля произошел в основном за счет увеличения доли коммерческих кредитов в портфеле Группы, основная часть которых представлена крупнейшими российскими компаниями машиностроения, металлургической отрасли, пищевой промышленности и сельского хозяйства. Структура кредитного портфеля Сберегательного банка РФ (ОАО) представлена в табл. 5 [29].

 

Таблица 5. Структура кредитного портфеля Сберегательного банка РФ (ОАО) на конец 2010 года

 

Портфель  кредитов физическим лицам увеличился в 2010 году на 12,1% – до 1 319,7 млрд. руб. в связи с ростом спроса на потребительские ссуды и жилищное кредитование на 12,6 и 17,7% соответственно.

В тоже время  следует отметить, что в течение 2008 года банк придерживался консервативных принципов в управлении рисками. В результате доля просроченной задолженности  в ссудной задолженности банка  на 1 января 2009 года составила 1,6%, при  этом объем резервов в 2,5 раза превысил объем просроченной задолженности.

Активы банка  за 2009 год увеличились на 5,8% до 7 110 млрд. руб. в основном за счет роста кредитного портфеля корпоративных клиентов и портфеля ценных бумаг. В то же время, созданные банком резервы по кредитам существенно уменьшили чистый кредитный портфель и, соответственно, активы банка [29].

Банк продолжал  активное кредитование реального сектора  экономики - за 2009 год российским предприятиям выдано кредитов на сумму около 4 трлн. руб., из них около 420 млрд. руб. выдано в декабре. Остаток кредитного портфеля юридических лиц с начала года увеличился на 6,7% до 4 249 млрд. руб. (по внутренней методике Сбербанка с 01.08.2009 в кредитный портфель юридических лиц включены договоры уступки прав требования по кредитам с отсрочкой платежа, далее – договоры цессии).

В целях активного  развития операций кредитования и стимулирования спроса банк последовательно снижает  процентные ставки по кредитам во всех валютах. Тем не менее, спрос на кредиты  в силу низкой деловой активности предприятий остается невысоким, что  влияет на динамику кредитного портфеля банка.

Кроме того, крупным российским компаниям вновь  открылся мировой рынок заимствований, в результате чего банк столкнулся со значительными объемами досрочного погашения кредитов. По итогам ноября и декабря общий объем погашенных корпоративными заемщиками кредитов превысил объем выданных кредитов, что привело  к сокращению портфеля за эти два  месяца почти на 100 млрд. руб.

Тем не менее, банк увеличивает кредитный портфель корпоративных клиентов опережающими темпами по сравнению с рынком: по последним имеющимся сопоставимым данным за 11 месяцев 2009 года темп прироста кредитов корпоративным клиентам Сбербанка (6,9%) существенно превысил темп прироста данного сегмента российского рынка (1,3%). Это позволило Сбербанку  за 11 месяцев увеличить свою рыночную долю с 30,5% до 32,2%.

Низкий спрос  населения на кредиты в 2009 году обусловил  снижение портфеля розничных кредитов на 6,9% до 1 170 млрд. руб. Стремясь к увеличению объемов розничного кредитования, со второй половины 2009 года банк начал отменять ограничения, введенные в разгар экономического кризиса. Так, было возобновлено кредитование в валюте, снижен первоначальный взнос по ипотечным и автокредитам, по ряду программ увеличены максимальные суммы и сроки кредитов и т.д. В декабре 2009 года банк снизил процентные ставки в иностранной валюте по ряду потребительских программ, ввел в действие новый кредитный продукт на цели реструктуризации задолженности по жилищным кредитам, внес изменения в условия предоставления Доверительных кредитов.

Результатом принимаемых мер стало снижение темпов сокращения розничного кредитного портфеля. Так, если в I и II кварталах 2009 года сокращение портфеля составило 3,8% и 2,9% соответственно, то по итогам III квартала портфель сократился на 0,3%, а по итогам IV квартала – на 0,03%. В декабре в большинстве регионов достигнут рост портфеля в пределах 1%. Банк планирует дальнейшее повышение доступности розничных кредитов за счет либерализации условий кредитования и предложения новых продуктов.

Контроль  принимаемых рисков позволяет банку  поддерживать качество кредитного портфеля на приемлемом уровне. Удельный вес  просроченной задолженности в кредитном  портфеле клиентов на 1 января 2010 составил 4,4% (как с учетом, так и без  учета договоров цессии). Объем  созданных банком резервов на возможные  потери по кредитам увеличился за 2009 год  с 230 до 589 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2010 года объем резервов превысил объем просроченной ссудной задолженности в 2,5 раза (на 1 января 2009 года - в 2,6 раза).

 

2.3 Оценка системы оплаты труда  и стимулирования персонала в  ОАО «Сбербанк России»

 

Персонал  является составляющим звеном любой  организации. Именно от слаженной деятельности коллектива зависит и эффективное  развитие организации.

ОАО «Сбербанк  России» уделяет значительное внимание для формирования командного духа в  коллективе и создания атмосферы  доверия и взаимоподдержки. В рамках этого направления деятельности в 2008г руководство ОАО «Сбербанка» разработало новый «пилотный» проект по оплате труда и стимулировании персонала. По новому проекту оплата будет складываться исходя из количества продаж услуг, например экономический эффект от продажи некоторых банковских продуктов представлен в табл. 6.

 

Таблица 6. Стоимость банковских услуг для сотрудников.

Наименование услуги

Экономический эффект для сотрудников

ОнЛайн

160 руб

ЗПК

0,5% от ФОТ

Инкассация

1% от договора

Депозит

100 руб


 

Данное направление  призвано привязать результаты оплаты труда с результатами работы структурного подразделения банка. Однако, новая система оплаты труда находит поддержку в меньшинстве коллектива, большей части коллектива рядового структурного подразделения больше по душе прежняя система оплаты труда за отработанный восьмичасовой трудодень, которая складывалась из оклада и премиальной части, превышающей оклад.

Теперь заработная плата рядового сотрудника зависит  именно от него самого, что переводит оплату труда в банке на рыночный уровень. Например, заработная плата клиентского менеджера сектора обслуживания юридических лиц (занимается кредитованием и привлечением клиентов на новые виды услуг) зависит от количества выданных кредитных продуктов за месяц. Причем первоначально на каждого менеджера устанавливается план, а при перевыполнении этого плана менеджер получает бонусы в довольно крупном соотношении от оклада. Итак, заработная плата ежемесячная менеджера состоит из оклада и «твердой» ежемесячной премии плюс бонусы за перевыполнение плана, если план не выполняется, то бонуса все лишаются от менеджеров низшего звена до руководящего персонала смотри в табл. 7.

 

Таблица 7. Ежемесячная оплата труда сотрудников банка

Ранг/Год

2008

2009

2010

Руководящий состав

25000 + 1,2

25000+1,7

25000+до 2,5

Менеджеры высшего звена

15000 + 0,6

12000+0,8

12000+до 1,7

Менеджеры среднего звена

9000 + 0,45

9000+0,6

9000+до 1,5


 

Дополнительным  источником дохода для менеджера  служат квартальные показатели выполнения плана, зависящие от всего подразделения, если планы выполнены, то премия повышенная, если нет – то снижение премии до минимального порога.

Таким образом, ежемесячные результаты зависят  от результатов деятельности каждого  конкретного сотрудника ОАО «Сбербанка России» ,а уже квартальные и годовые результаты оплаты труда зависят от результатов работы всего коллектива, что способствует сплоченности коллектива и появлению здоровой конкуренции, способствующей развитию творческого потенциала коллектива.

Дополнительно в ОАО «Сбербанке России» разработана  нематериальная система стимулирования персонала. Высшей степенью стимулирования является представление к награде  РФ сотрудника за заслуги в финансовом развитии страны (определенный конкурс  ежегодно проводится на уровне Правления  банка). На местах разрабатываются системы  по развитию карьерного роста персонала и повышению знаний и навыков. По мере обновления нормативных актов и появления новых продуктов проводятся на базе территориальных банков обучения сотрудников, а для массового обучения – видеоконференции с Московским аппаратом управления и территориальными банками.

В рамках повышения  квалификации персонала функционирует  институт от Сбербанка, куда ежегодно проводится набор лучших сотрудников.

Ежегодно  проводятся конкурсы на выявление лучших в профессии по различным номинациям, и победители получают ценные призы. В банке работает корпоративный сайт, на котором сотрудники могут поделиться конструктивными предложениями по интересующим вопросам и проблемам.

Итак, ОАО  «Сбербанк России» является крупнейшим банком в России и СНГ, а также  занимает определенные позиции и  на мировом уровне. При анализе  финансовой деятельности особый аспект делается на кредитование, поскольку  именно этот вид деятельности приносит банку наибольший доход. «Пилотный» проект ОАО «Сбербанк России» по оплате труда и стимулированию персонала разработан в соответствии с современными требованиями рынка и призван повысить финансовую устойчивость банка, а также сплотить коллектив и активизировать продажи с целью занятия наибольшей рыночной доли по всем направлениям.

Информация о работе Стимулирование работников банковской сферы на примере ОАО «Сбербанк России»