Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:20, реферат
Результатом поведенного анализа внешней и внутренней среды служат возможные стратегические альтернативы. С помощью, например, SWOT-анализа, можно выбрать из стратегических альтернатив наилучший вариант, учитывая при этом следующие критерии выбора.
Получение конкурентных преимуществ:
• за счет использования сильных сторон фирмы и слабых сторон конкурентов;
• за счет нейтрализация слабых сторон фирмы и сильных сторон конкурентов.
Эффективность сценарного планирования существенно зависит от качества используемой информации, от качества аналитических результатов каждого шага сценарного планирования и от общего качества полученных на их основе сценариев. Число сценариев должно быть ограничено. Необходимо сделать выбор из наиболее вероятных, наиболее выгодных, более защищенных, более гибких и имеющих прецеденты сценариев. Сценарии открывают новые перспективы и стимулируют творческую активность. При этом возникает более сложная задача – изменение мировоззрения менеджеров.
3. Общие вопросы реализации стратегии
Реализация стратегии отличается от обычного управления тем, что она играет активную роль по отношению к выбранной стратегии. Хорошее осуществление стратегии может компенсировать ее слабые стороны или непредвиденные изменения внешней среды.
Для того чтобы точно определить стратегию, необходимо знать в каком направлении планируется начать движение. Реализация стратегии, по существу, начинается уже с первых моментов ее разработки. Определение конкурентных преимуществ, позиционирование фирмы, разработка возможных траекторий развития организации изменяют представления о формах текущей деятельности и заставляют уже сейчас начинать изменения в поведении фирмы.
Организация должна функционировать и во время формирования стратегии, хотя этот период может быть достаточно продолжительным. В периоды нестабильности сформулировать четкую стратегию сложно, но и в период относительной стабильности точное определение стратегии несет в себе определенную опасность. Чем точнее определена стратегия, чем глубже проникла она в сознание своих создателей, тем быстрее она становится
привычкой и
начинает блокировать саму стратегию,
вызывая сопротивление
В общем виде реализация стратегии подчиняется «правилу пяти У»:
Успех = Уместность + Уверенность + Упорство + Удача
Уместность – соответствие задуманных мероприятий состоянию внутренней и внешней среды. Уверенность – четкое понимание, что имеющиеся компетенции фирмы можно сохранить, развить и использовать при любых изменениях ситуации. Упорство – руководство фирмы никогда не отступит перед трудностями при осуществлении стратегии, умеет находить обходные пути и использовать свои сильные стороны для преодоления угроз, а слабости превращать в возможности. Удача – это стечение благоприятных событий.
При реализации стратегии решаются три основные задачи:
· установление приоритетности, что связано с распределением ресурсов, установлением отношений в организации, созданием вспомогательных систем;
· установление соответствия между выбранной стратегией и внутри-организационными процессами (структура, культура, система мотивации и стимулирования, квалификация работников и менеджеров);
· выбор и приведение в соответствие со стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.
После того как выбраны сегменты рынка и принято решение о применении той или иной стратегии бизнеса необходимо вновь вернуться к формулированию стратегических целей и проверить:
отвечают ли они следующим критериям:
· цели должны соответствовать логике избранной стратегии бизнеса;
· цели должны быть максимально конкретными и иметь количествен-ные показатели, которые можно отслеживать и контролировать;
· количественные показатели должны базироваться на существующей ситуации в фирме и у конкурентов.
На первом этапе формируются цели, относящиеся к положению бизнеса фирмы на рынке:
· желательное соотношение цены и качества продукта;
· имидж и репутация продукта у основных потребителей;
· уровень цены, которую потребители могут заплатить за
продукцию фирмы.
На втором этапе формулируются цели, влияющие на изменение позиционирования фирмы:
· способы влияния на потребности потребителей;
· снижение уровня брака;
· снижение уровня издержек.
На третьем
этапе формулируется
Первыми разрабатываются маркетинговые программы:
· программы ценообразования;
· программы распределения или продаж;
· программы рекламы.
Затем определяются основные подсистемы организации, которые должны обеспечить реализацию маркетинговых программ.
Обычно выбирают из следующих подсистем:
а) организация закупок;
б) технические и дизайнерские службы;
в) подготовка производства;
г) система распределения работ в производстве;
д) состав основного оборудования;
е) система контроля качества в производстве;
ж) система складирования готовой продукции;
з) информационные поддерживающие системы (распорядительная система, отчетность, диспетчеризация и т.д.).
Следующий этап – составление матрицы соответствия маркетинговых программ внутренней организации бизнеса.
Если структура управления организацией совместима с изменением стратегического курса, то это – сильная ее сторона. Следовательно, структура управления может оказывать влияние на выбор той или иной стратегии. В противном случае необходимо идти на такой болезненный процесс как изменение структуры управления, который затрагивает интересы работников предприятия. Если структура управления не соответствует рассматриваемой стратегии, то приходится решать вопрос: рассматривать другую стратегию или вносить изменения в существующую организационную структуру управления. Чаще все-таки структура предприятия определяется выбранной стратегией. Прослеживается такая последовательность: изменения во внешней среде приводят к необходимости смены стратегии, что, в свою очередь, приводит к изменениям в ее организационной структуре.
Главный вопрос, который следует рассмотреть в первую очередь – это степень централизации управления. В случае производства ограниченного числа взаимосвязанных товаров приемлема и централизованная функцио-нальная структура. Если же продукция может быть группирована по товарам и рынкам, то большие преимущества имеет децентрализованная организация
(с определенным уровнем хозяйственной самостоятельности бизнес единиц), например, дивизионального типа. Во взаимодействиях между отделениями можно достичь синергетического эффекта, если развивать горизонтальные связи. Таким образом, руководству организации необходимо решить ряд таких проблем:
· возможность объединения продукции по товарам и рынкам;
· степень централизации принимаемых управленческих решений;
· принятие либо жесткой системы управления, регламентированной правилами, инструкциями и контролем, или более свободной;
· принятие вертикальной системы управления (с большим числом уровней управления), или горизонтальной (с небольшим числом уровней управления), чтобы дать большую свободу действий своим работникам.
Основой любой организации являются люди. Одной из самых важных управленческих систем предприятия является управление персоналом. В условиях смены стратегий речь должна идти о настройке этой системы на реализацию выбранной стратегии. Менеджеры должны понимать, что в отношении использования персонала им необходимо проявлять гибкость, чтобы превратить персонал в фактор силы компании. Важным конкурентным преимуществом может стать система подготовки и повышения квалификации персонала. Самая проработанная стратегия может потерять смысл, если работники предприятия не обладают достаточным профессионализмом для ее реализации.
Самой важной частью стратегических программ является изменение процедур и стандартов работы. В связи с этим необходимо:
· оценить качество персонала тех подразделений, в которых необходимы изменения в ходе реализации программ;
· разработать программы повышения качества персонала;
· разработать альтернативные варианты выполнения программ.
Наиболее сложный вопрос в теории управления персоналом– это оценка качества персонала. В данном же случае задача усложняется, так как необходимо дать перспективную оценку персонала с точки зрения возможности повышения качества и сложности выполняемых работ.
Программы повышения качества персонала обычно включают:
· плановые перемещения работников;
· переобучение и повышение квалификации;
· совершенствование систем мотивации и оценки персонала;
· поиск альтернативных вариантов выполнения работ.
При реализации программ возникают новые задачи, исчезает необходимость в некоторых видах работ. В связи с этим изменяются должностные обязанности, возникает несоответствие работников рабочим местам. Поэтому те виды работ, которые имеют особую стратегическую важность, следует укрепить наиболее подготовленными кадрами, а часть работ должна ликвидироваться для уменьшения общих издержек. В связи с этим плановые перемещения работников между рабочими местами – необходимое условие реализации стратегических программ.
В современных условиях система подготовки и повышения квалификации персонала является важным конкурентным преимуществом. Воспитание работников, легко адаптирующихся к переменам, превращается в фактор силы компании.
При составлении программ переподготовки и повышения квалификации персонала необходимо учитывать, что это не поощрение работника, так как он должен приложить значительные усилия по освоению новых знаний и навыков. Эти усилия должны ему компенсироваться путем повышения оплаты после окончания программы переподготовки, выдачей престижных заданий, продвижением по службе и так далее. Работник должен делиться полученными знаниями со своими коллегами и его необходимо к этому мотивировать. Вообще любые изменения стратегических показателей деятельности должны отражаться на уровне оплаты тех лиц, которые способствуют этим изменениям.
Необходимо придерживаться следующих принципов при разработке системы материального и морального стимулирования решения стратегических программ:
· работники должны поощряться за те результаты, на которые они оказали прямое воздействие;
· чем большие результаты ожидаются от реализации стратегической программы, тем больше должна быть доля долгосрочного поощрения в общем пакете поощрений;
· выгода работников должна быть связана со степенью удовлетворенности потребителей.
При определении альтернативных вариантов выполнения работ персоналом следует рассмотреть следующие варианты:
· необходимость и возможность привлечения других организаций для выполнения ряда работ;
· возможность найма дополнительного персонала для выполнения определенных работ;
· наем персонала по срочным, или по бессрочным договорам.
Необходимо иметь в виду, что привлечение новых сотрудников в подразделение всегда ведет к временному снижению производительности всего подразделения. Это – следствие взаимной адаптации работника и подразделения.
Стратегическое управление реализуется путем разработки внутрифирменных планов, системы бюджетов, представляющих собой финансовое обеспечение планов, специальных программ и процедур. Обычно выделяют три вида планирования: стратегическое; среднесрочное; тактическое или текущее планирование (на год, квартал, месяц). Все эти планы должны быть скоординированы как между отдельными структурными подразделениями фирмы, так и по всем видам деятельности (НИОКР, маркетинг, снабжение, производство, сбыт). Процесс планирования должен иметь скользящий характер: по мере реализации части плановых заданий остальные подлежат уточнению. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем для постоянного согласования параметров производства и сбыта в соответствии с меняющейся рыночной конъюнктурой. Стратегическую программу следует рассматривать как последовательность мероприятий, направленных на достижение конкретной цели. Она обязательно должна содержать количественные показатели по времени, ресурсам и исполнителям. Окончательная проверка реализуемости стратегической программы определяется ее бюджетом (финансовой сметой). Реализация программ облегчается при выработке типовых действий или процедур. Под процедурой будем понимать систему последовательных шагов, которые подробно описывают процесс выполнения отдельных задач или работ. Процедуры отвечают на вопросы:
«Как это надо сделать?»
Текущее планирование осуществляется путем детальной проработки оперативных планов, детализации поставленных целей и задач. Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов. Бюджет фирмы – это перспективный финансовый план, объединяющий все аспекты деятельности фирмы.