Стратегические решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:05, курсовая работа

Описание работы

Цель – на основе изучения теоретических знаний в сфере принятия стратегических решений и анализа практического опыта разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ЗАО «Колыванское».
Достижение цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы принятия стратегических решений в организации;
- анализировать процесс принятия стратегических решений в ЗАО «Колыванское»;
- разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия стратегических решений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы механизма принятия стратегических решений в организации
Технология подготовки и организация принятия стратегических решений
Характеристика стратегических решений и информационные технологии в процессе разработки и принятия решений
Оценка рисков принятия стратегических решений
Глава 2. Аналитическая основа процесса принятия стратегических решений в организации
2.1. Характеристика ЗАО «Колыванское» и технико-экономические показатели предприятия
2.2. Управленческое обследование сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности
2.3. Анализ процесса принятия стратегических решений в ЗАО «Колыванское»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

готовасим.docx

— 88.05 Кб (Скачать файл)

- оценка  субъективной вероятности результата  не зависит от его полезности  и не оказывает на нее влияние;

- стратегия  предполагает, что риск, связанный  с данной альтернативой, не  имеет ценности для лица, которое  использует данную альтернативу:

- при  использовании этой стратегии  набор гипотез должен быть  полным;

- использование  данной стратегии возможно при  условии, что для данного лица, принимающего решение, характерно  явление взаимокомпенсации между субъективной вероятностью и полезностью.

Применение  алгоритмических стратегий часто  превышает интеллектуальные возможности  человека: они слишком трудны. Человек  интегрирует информацию, содержащуюся в задачи принятия решения, с помощью  простых эвристических правил.

Действуя  в рамках эвристической стратегии, человек принимающий решение, воспринимает ситуацию как набор таких характеристик, как: вероятность выигрыша (ВВ), размер выигрыша (РВ), вероятность проигрыша (ВП), размер проигрыша (РП), риск (R) и т.д. Тем самым он создает факторное представление ситуации.

В зависимости  от правил оперирования этими факторами  в процессе выбора различают два  варианта эвристических стратегий.

1) Внутренняя  стратегия – это стратегия, применяя которую лицо, принимающее решение, рассматривает каждую ситуацию как единое целое и сравнивает интенсивность ее свойств.

Можно различать  два вида внутреннего анализа. Первый основан на непосредственном сравнении  факторов – между выигрышем и  проигрышем, риском и размером выигрыша и т.п.

Другой  вид внутреннего анализа состоит  в сравнении факторов с определенными  внешними критериями и проверке того, соответствуют ли они этому критерию. Глобальная оценка привлекательности  выбора зависит от соотношений между  свойствами и их критериями.

2) Внешняя  стратегия состоит в том, что  лицо, принимающее решение, сравнивает  аналогичные свойства двух или  более ситуаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что достоинство  этих стратегий состоит в способности  радикально уменьшить сложность  и трудность задачи и в значительной мере снизить напряженность интеллектуальных усилий, требующихся для подготовки и принятия решения. 

 

1.2.  Характеристика стратегических решений и информационные технологии в процессе разработки и принятия решений.

Рассмотрим основные характеристики стратегических решений. Можно выделить девять таких характеристик.

  1. Стратегические решения отражают точку зрения руководства, на что должна быть похожа организация и чем она должна заниматься.
  2. Стратегические решения призваны оказать содействие организации в обеспечении взаимодействия с внешней средой. Организация постоянно подстраивается под изменяющуюся обстановку.
  3. Стратегические решения принимают во внимание собственные ресурсы организации и содействуют обеспечению точных соответствий между деловой активностью и имеющимися ресурсами.
  4. Стратегические решения включают представление о большом изменении в системе работы организации.
  5. Стратегические решения чрезвычайно сложны и включают различные степени неопределенности. Они подразумевают, что организация должна делать допущения о предстоящих событиях на основе не очень надежной информации.
  6. Стратегические решения требуют всестороннего подхода к управлению организацией.
  7. Стратегические решения имеют дальний прицел. Они подразумевают длительные перспективы и имеют долгосрочное значение.
  8. Стратегические решения имеют причастность к оценкам и ожиданиям ключевых участников компании внутри организации (акционеров, директоров и др.). Многие авторы убеждают, что стратегия организации является отражением отношений и мнений влиятельных внутренних участников компании.
  9. Стратегические решения серьезно воздействуют на ресурсы и оперативную деятельность. Они оказывают влияние на ресурсную базу организации и вызывают волны организационных решений более низкого уровня.

 

Представленные характеристики достаточно ясно показывают, чем отличаются стратегические решения от оперативных. Нижеследующая таблица систематизирует эти отличия.

 

 

 

Таблица №1 Отличия стратегических решений от оперативных

 

Стратегические  решения

Оперативные решения

По природе  долгосрочны.

Относятся к предприятию  в целом.

Используют информацию, полученную в условиях высокой степени  неопределенности и риска.

Результат сложно предугадать.

По природе  краткосрочны.

Концентрируются на оперативной деятельности предприятия.

Используют оперативную  информацию, которая, вероятно, более  точна.

Проще предсказать  результат.


 

Информационные  технологии в процессе разработки и принятия решений.

Разработка  и принятие решений в процессе стратегического управления организацией при постоянно меняющейся внешней  и внутренней среде организации  требуется использование  адекватных методов информационного обеспечения  управленческого аппарата и возможностей, предоставляемых современными информационными  технологиями.

Информационные  процессы – процесс сбора, хранения, обработки и передачи данных с  целью управления производственным процессом и соответствующими структурными подразделениями. Информационные процессы подразделяются на три группы:

  • обеспечивающие выбор и формирование целей (целеполагание);
  • предназначенные для разработки программы действий (планирование);
  • обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование).

Необходимо  отметить, что информацией следует  считать те сведения, которые содержат элементы новизны для их получателя и используются в процессе принятия решения.

Для обеспечения  требуемого качества управления информация должна обладать следующими характеристиками: полнота и качество; ценность и  полезность; достоверность и точность; актуальность в зависимости от ее возраста; плотность; оперативность  и доступность; частота использования  определенных видов; надежность; правовая корректность. 

Принятие  эффективных стратегических решений  базируется на обработке имеющейся  исходной информации с помощью адекватных алгоритмических и эвристических  процедур. В случае выработки таких  решений с помощью автоматизированных технологий возникает также проблема программного и лингвистического обеспечения.

Именно  наличие совокупности математических методов решения типовых задач управления обеспечивает возможность оперативного и обоснованного принятия решений, в том числе с помощью автоматизированных систем.

В зависимости  от назначения можно выделить три  типа интеллектуальных систем:

1) Экспертные  системы относятся к числу  интеллектуальных систем, предназначенных  для массового использования.  Они содержат базу данных – значительный объем знаний в какой-либо предметной области. Экспертные системы выполняют функции консультанта и эксперта. Делая запрос экспертной системе на какую-либо сложившуюся ситуацию, она выдает диагноз ситуации, рекомендации и советы. Важной особенностью является то, что выданные рекомендации носят обоснованный характер и могут быть объяснены при запросе пользователя.

2) Системы  поддержки принятия решений предназначены для информационной поддержки ЛПР в процессе принятия стратегических решений. Областью применения системы поддержки принятия решений являются, прежде всего, нестандартные ситуации и слабоструктурированные проблемы. Для них характерно наличие неопределенности, делающей практически невозможным отыскание объективной альтернативы решения.

Системы поддержки принятия решений могут  использоваться для различных задач  и на различных уровнях принятия решения. Они могут быть полезны  при анализе и прогнозировании  динамики конъюнктуры рынка, при  разработке стратегии развития организации, при оценке потенциала организации, повышения качества выпускаемой  продукции и т.д.

Довольно  частыми бывают ситуации, когда принимать  решения приходится в условиях взаимодействия нескольких ЛПР, каждый из которых, помимо общей, стремиться к достижению собственных  целей. В этих случаях приходиться  принимать компромиссные решения  с учетом интересов отдельных  участников. Для этого применяются так называемые распределенные человеко-машинные системы, реализованные в виде локальной либо общей сети персональных компьютеров. Это позволяет сблизить различные точки зрения ЛПР, участвующих в процессе принятия решений и при этом прийти к согласованному решению.

3) Автоматизированные  системы экспертного оценивания  предназначены для автоматизации  сложных экспертных процедур  и повышения эффективности использования  высококвалифицированных специалистов  в качестве экспертов при выработке  стратегических решений. Основной  задачей этих систем является  решение сложных управленческих  проблем на основе надежной, обработанной  и корректно примененной информации.

Современные управленческие структуры оснащаются большим количеством универсальных  и специализированных средств вычислительной и оргтехники. Иерархический принцип  построения комплексов технических средств автоматизированных систем управления  позволяет оперативно и гибко реагировать на изменения ситуации и прогнозировать их.

К техническим  средствам обеспечения нижнего  уровня управления относятся: устройства сбора, регистрации и подготовки данных; устройства передачи данных; каналы связи и сетевые средства; автономные и комплексированные устройства обработки данных; устройства хранения и накопления данных и т.д.

Наличие автоматизированной системы управления приводит к комплектованию верхних  уровней управления средствами вычислительной техники. К ним относятся: базовые  комплекты ЭВМ значительной мощности и быстродействия; персональные компьютеры и специальные процессоры; устройства сопряжения с каналами связи (модемы); унифицированные каналы связи.

 

1.3    Оценка рисков принятия стратегических решений 

Известны потребности  человека: физиологические, безопасности, социальные, в уважении, самовыражении. В противоречие с потребностью человека в безопасности вступает то, что  риск присущ любой человеческой деятельности.

Известны два взгляда  на сущность риска. Во-первых, риск -это возможная неудача, материальная или финансовая потеря; во-вторых, риск отождествляют с удачей, благоприятным исходом, извлечением прибыли, которые могут наступать в результате реализации отдельных удачных решений. Поэтому параметр, характеризующий риск, обязательно включают в критерий оценки эффективности операции или системы.

О отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны: предупреждение, снижение, поглощение.

Предупреждением (устранением) условимся называть исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска также выделим два подхода: широкий и узкий.

Узкий подход состоит в  предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых, например, за счет страховых сумм и по инициативе страховщика. Широкий подход реализуется  вне рамок страхования.

Снижением (контролем) риска условимся называть снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска неэффективны и(или) дороги.

Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования.

Источники, классификация  рисков

Известно большое число  определений понятия "риск". Это  может рассматриваться как отражение  объективных сложности и многогранности характеризуемого явления.

Наиболее общим представляется определение риска как возможности  положительного (шанс) или отрицательного отклонения в процессе деятельности от ожидаемых или плановых значений.

Поэтому при классификации  рисков принято по возможным последствиям выделять:

1) чистые риски – это  риски, результатом которых могут  быть только отрицательные отклонения. К чистым рискам относят: экологические,  транспортные, имущественные, политические, производственные, торговые. Однако, как  показывает практика (например, "японское  чудо", политика в послевоенной  Германии, Южная Корея и др.) политические  действия могут давать положительный  экономический результат, поэтому  представляется возможным отнести  политические риски к спекулятивным;

Информация о работе Стратегические решения