Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 20:04, курсовая работа
Стратегическая зона хозяйствования позволяет диверсифицированным компаниям рационализировать организацию разнородных сфер бизнеса. Стратегические зоны также помогают уменьшить сложность подготовки стратегии корпорации и взаимодействия сфер деятельности фирмы в различных отраслях. СЗХ может рассматриваться и как отдельный сегмент рыночного окружения, на который фирма имеет или хочет иметь выход.
Данная тема актуальна, так как в современных условиях компании тяготеют к диверсификации бизнеса, предпочитая самостоятельное производство партнерству с другими компаниями.
Объектом данного исследования является оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования и подбор их оптимального соотношения. Предметом – методы оценки привлекательности и подбора оптимального соотношения СЗХ.
Введение 1
1. Концепция стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных центров 2
2. Выделение стратегических зон хозяйствования и оценка привлекательности. 4
2.1 Оценка привлекательности СЗХ 6
3. Методы определения оптимального набора стратегических зон хозяйствования. 7
3.1. Матрица БКГ 7
3.2 Матрица GENERAL ELECTRIC / MCKINSEY 9
3.3 Сравнительный анализ методов 13
2. Анализ компании «Gloria Jeans» 14
2.1 Краткая характеристика организации. 14
2.2 Анализ среды исследуемой организации 15
Заключение 25
Список литературы 27
3. В связи с возможными изменениями в социальных, политических, экономических, технологических условиях при оценке степени привлекательности следует учитывать уровень будущей нестабильности.
Таким образом, вместо одного показателя роста объёма, применяемого в Бостонской матрице, оценка привлекательности СЗХ требует сложной комбинации факторов.
Промышленные фирмы и фирмы-
Оценка начинается с глобального прогноза экономических, социальных, политических, технологических условий для тех СЗХ, которые интересуют фирму. Начиная с 50-х годов разработан большой набор методов прогнозирования условий деятельности. Среди них наибольшую популярность к настоящему времени получил метод разработки сценариев будущих условий.
Второй шаг состоит в анализе степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ. Результатом является оценка меры нестабильности в этой зоне. Приёмы описаны в следующей главе.
При разработке оценки важно учитывать, что нестабильность проявляется двояко: через благоприятные тенденции и неблагоприятные, возникновение которых возможно в рассматриваемой СЗХ.
Третий шаг: экстраполяция прежних
тенденций роста и рентабельнос
Таким же путём с помощью анализа конкурентного давления (Приложение 2) и экстраполяции данных о рентабельности делается оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности. Сочетание перспектив роста, рентабельности и возможного уровня нестабильности даёт возможность получить общую оценку привлекательности данной СЗХ в будущем.
Г.Я. Гольдштейн предлагает следующую формулу оценки привлекательности стратегических зон хозяйствования:
П = aG + bR - gT,
где G – перспективы роста в СЗХ; R – перспективы рентабельности в СЗХ; T – оценка нестабильности бизнеса; a, b, g – весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход фирмы (a + b + g = 1) [4, стр. 147].
Появление матрицы БКГ, по мнению специалистов, явилось логическим завершением одной исследовательской работы, проведенной в свое время специалистами Бостонской консультативной группы (Boston Consulting Group). В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака") [3, стр. 170].
Для оценки конкурентоспособности
отдельных видов бизнеса
Значение доли рынка, равное 1, отделяет
продукты – рыночные лидеры – от
последователей. Таким образом, осуществляется
деление видов бизнеса (
Рисунок 1. Группы видов бизнеса в матрице БКГ.
В основе матрицы БКГ лежат два предположения:
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы рынков товара, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям:
В идеале сбалансированный номенклатурный портфель предприятия должен включать 2–3 товара – "коровы", 1–2 – "Звезды", несколько "проблем" в качестве задела на будущее и, возможно, небольшое число товаров – "собак". Избыток стареющих товаров ("собак") указывает на опасность спада, даже если текущие результаты деятельности предприятия относительно хорошие. Избыток новых товаров может привести к финансовым затруднениям.
В динамичном корпоративном портфеле выделяют следующие траектории (сценарии) развития:
Матрица БКГ помогает выполнению двух функций: принятию решений о намеченных позициях на рынке и распределению стратегических средств между различными зонами хозяйствования в будущем.
Среди достоинств матрицы БКГ, прежде всего, стоит отметить ее простоту. Матрица весьма полезна при выборе между различными СЗХ, определении стратегических позиций и при распределении ресурсов на ближайшую перспективу.
Однако, из-за простоты, матрица БКГ
обладает двумя существенными
Если первый недостаток является фатальным, т.е. СЗХ, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, не могут быть проанализированы с помощью данной матрицы, то второй недостаток вполне может быть устранен. В процессе совершенствования матрицы БКГ авторами предлагались совершенно различные показатели. Основные представлены в Приложении (Приложение 4).
Показатель будущей
Компания «General Electric», освоив одной из первых стратегическое планирование применительно к структуре стратегических бизнес-единиц (СХЗ), вскоре убедилась в ограниченности матрицы БКГ, обусловливаемой наличием лишь единственного фактора (темпов роста рынка) при оценке возможностей развития фирмы. После привлечения к разработке более совершенного метода анализа портфеля СХЗ крупной консультационной фирмы «Мак-Кинзи» («McKinsey & Со») появилась новая матрица, позволяющая использовать в оценках привлекательность отрасли на рынке и положение самой фирмы. Положение фирмы выражается в устойчивости ее бизнеса в превалировании сильных сторон (если воспользоваться термин нологией SWOT-анализа) над слабыми. Привлекательность же отрасли на рынке — в маркетинговых возможностях предприятия на этом рынке, в их превосходстве над.
Как следует из рисунка 1, матрица GE предлагает три области стратегических позиций: 1) область победителей, 2) область проигравших, 3) средняя область, в которую входят позиции, в которых стабильно генерируется прибыль от бизнеса, средние позиции бизнеса и сомнительные виды бизнеса.
Виды бизнеса, которые при позиционировании попадают в область «победителей», имеют лучшие или средние по сравнению с остальными значения факторов привлекательности рынка и преимуществ организации на рынке. В отношении таких видов бизнеса скорее всего может быть принято положительное решение по поводу дополнительных инвестиций. Такие виды бизнеса, как правило, обещают в ближайшем будущем дальнейшее развитие и рост.
Товары и СХЗ средней привлекательности на рынке без учета того, какие позиции они занимают на предприятии (диагональная — снизу вверх и слева направо — част матрицы), заслуживают избирательного подхода при выделена инвестиций на развитие. Инвестиции, если СХЗ попали в эту диагональную часть матрицы, возможны только при условии получения краткосрочной прибыли от реализации товара (или деятельности СХЗ). А СХЗ, действующие на малопривлекательных рынках и при слабых внутренних позициях (правая нижняя часть матрицы), должны либо закрываться, либо продаваться. Использование их возможно только в очень ограниченных случаях, когда, несмотря на незначительные возможности и слабые внутренние позиции у данной СХЗ имеются приверженцы на рынке. Такой же подход должен быть применен и по отношению к отдельным товарам или товарным группам (Рисунок 2).
Рисунок 2. Группы бизнесов в матрице GE/McKensey.
Матрица GE/McKinsey
Победитель 1 (защищенная позиция) |
Победитель 2 (инвестиции в расширение) |
Вопрос (избирательное расширение) |
Победитель 3 (избирательное расширение) |
Средний бизнес (избирательность или управление, ориентированное на доходы) |
Проигравший 1 (ограниченное расширение или «уборка урожая») |
Создатель прибыли (защита и переориентация) |
Проигравший 2 (управление, ориентированное на доходы) |
Проигравший 3 (ликвидация) |
Для позиции, которая условно названа «Победитель 1», характерны наивысшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации на нем. Организация, скорее всего, будет являться безусловным лидером или одним из лидеров на данном рынке. Угрожать ей может только возможное усиление позиций отдельных конкурентов. Поэтому стратегия организации, находящейся в такой позиции, должна быть нацелена на защиту своего положения преимущественно с помощью дополнительных инвестиций.
Для позиции с условным названием «Победитель 2» характерны высшая степень привлекательности рынка и средний уровень относительных преимуществ организации. Такая организация явно не является лидером в своей отрасли, но и в то же время не отстает от него слишком далеко. Стратегической задачей такой организации является, прежде всего, определение своих слабых и сильных сторон, а затем осуществление необходимых инвестиций с целью извлечения максимальной выгоды из своих сильных сторон и улучшения слабых.
Позиция «Победитель 3» занимается организациями с такими видами бизнеса, у которых рыночная привлекательность держится на среднем уровне, но при этом преимущества организации на таком рынке очевидны и сильны. Для такой организации необходимо, прежде всего: определить наиболее привлекательные рыночные сегменты и инвестировать именно в них; развивать свои способности противостоять воздействию конкурентов; увеличивать объемы производства и через это добиваться увеличения прибыльности своего организации.
Виды бизнеса, попадающие в три клетки в нижнем правом углу матрицы, называют проигравшими. Это такие виды, которые обладают по крайней мере одним из низших и не обладают ни одним из высших параметров, откладываемых на осях Х и У.
Дополнительные инвестиции организации в такие виды бизнеса, как правило, должны быть ограничены или остановлены вовсе, так как связь между такими инвестициями и массой прибыли организации отсутствует.
Для «Проигравшего 1» характерна средняя привлекательность рынка и низкий уровень относительных преимуществ на рынке (средняя клетка в правом ряду). Для вида бизнеса в данной позиции целесообразно рекомендовать постараться отыскать возможности улучшения положения в областях с низким уровнем риска, развивать те области, в которых данный бизнес имеет явно низкий уровень риска, стремиться по возможности превращать отдельные сильные стороны бизнеса в прибыль, а если ничего этого невозможно, то просто покинуть данную бизнес-область.
Для «Проигравшего 2» характерны низкая привлекательность рынка и средний уровень относительных преимуществ на рынке (средняя клетка в нижнем ряду). Для данной позиции никаких особых сильных сторон или возможностей не характерно. Отрасль бизнеса скорее можно назвать непривлекательной. Организация явно не является лидером в таком виде бизнеса, хотя ее можно рассматривать как серьезного конкурента для остальных. В таком положении организации целесообразно сконцентрировать усилия на снижении риска, защите своего бизнеса в наиболее прибыльных областях рынка, а если конкуренты стремятся выкупить данный бизнес и предлагают хорошую цену, то лучше согласиться.
Информация о работе Стратегические зоны хозяйствования и оценка их привлекательности