Стратегический менеджмент человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

задачи данной курсовой работы:
1. Изучить понятие стратегического менеджмента человеческих ресурсов.
2. Проанализировать стратегический менеджмент человеческих ресурсов на предприятии ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»
3. Предложить способы повышения эффективности деятельности предприятия в области стратегического менеджмента человеческих ресурсов.

Содержание работы

Введение
3
1. Теоретические основы понятия стратегического менеджмента человеческих ресурсов………………………………………………
6
1.1 Сущность понятия стратегический менеджмент человеческих ресурсов ……………………………………………...
6
1.2 Формирование кадрового потенциала предприятия с учетом стратегического аспекта…………………………………………….
11
1.3 Определение критериев оценки человеческих ресурсов предприятия …………………………………………………………
15
2. Стратегический менеджмент человеческих ресурсов ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»…………………………………
20
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»…………………………………………………..
20
2.2 Анализ менеджмента человеческих ресурсов ОАО «Холдинговая компания Ак Барс»………………………………….
34
3. Основные направления совершенствования предприятия в области стратегического управления человеческими ресурсами
44
Заключение…………………………………………………………...
50
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 2.59 Мб (Скачать файл)

     Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой стратегии в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой стратегии4.

     Риск  не реализовать выбранную кадровую стратегию либо реализовать со значительно меньшим эффектом может быть связан: а) с изменением общей стратегии и производственной деятельности фирмы как реакции на неблагоприятное изменение ситуации со сбытом продукции; б) с изменением ситуации на территориальном (или отраслевом) рынке труда; в) с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу; г) с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для предприятия направлении и т.д.

     При оценке кадровой стратегии нужно  учитывать возможность интегральных эффектов, когда итоговый результат деятельности выше, чем простая сумма частных результатов: проигрывая в одном, можно существенно выиграть в другом. Например, реализация стратегии развития предприятия, основанная на различного вида интеграции и диверсификации, позволит получить эффект, который сможет перекрыть дополнительные издержки на рабочую силу, в то время как традиционный подход в сопоставлении затрат и результата даст отрицательный ответ.

     В завершение хотелось бы сказать, что необходима проверка кадровой стратегии на ее соответствие сложившимся на предприятии традициям в работе с кадрами, привычным для коллектива и принимаемым им. Следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении.  
 

     1.2 Формирование кадрового потенциала  предприятия с учетом стратегического  аспекта 

       В идеале формулирование стратегий УЧР  начинается как процесс, который  тесно связан с формулированием  деловых стратегий организации. Теоретически, стратегия УЧР может как влиять, так и подвергаться влиянию деловой стратегии. На практике, однако, работает в основном последний вариант, и большинство стратегий УЧР определяется деловыми стратегиями, которые, в свою очередь, руководствуются вопросами товарно-рыночного и финансового характера. Тем не менее стратегии УЧР все же способны внести полезный и существенный вклад на этапе формулирования деловых стратегий, например, в области ресурсов. Значение этого вклада повышается в условиях спонтанного и эволюционного развития стратегического процесса, при котором стратегические вопросы УЧР решаются по мере возникновения в процессе формулирования и реализации корпоративной стратегии.

       Пурчелл (Purcell, 1989), Пурчелл и Алстранд (Purcell and Ahlstrand, 1994) предлагают следующую классификацию таких вопросов:

  • «высшие» вопросы первого порядка, касающиеся долгосрочного направления развития предприятия или масштаба его деятельности;
  • «низшие» вопросы второго порядка, сосредоточенные на внутренних операционных процедурах и том, как фирма организована для достижения своих целей;
  • «низшие» вопросы третьего порядка, относящиеся к выбору структур и подходов в области ЧР и являющиеся стратегическими в том смысле, что они задают базовые параметры управления трудовыми отношениями в компании.

       Можно с уверенностью сказать, что стратегии  УЧР, подобно другим функциональным стратегиям в таких областях, как  разработка продукта, производство продукта или внедрение новых технологий, скорее всего, формируются в контекстуальных рамках общей деловой стратегии, однако это не означает, что стратегии УЧР должны ждать своей очереди на рассмотрение. Наблюдения Армстронга и Лонга {Armstrong and Long, 1994) в ходе изучения процесса формулирования стратегии в 10 крупных британских организациях позволяют предположить, что есть только два уровня формулирования стратегии.

         Во-первых, есть корпоративная стратегия,  занимающаяся вопросами видения  и миссии организации, но часто  выраженная в терминах маркетинговых  и финансовых целей. 

       Во-вторых, в рамках корпоративной стратегии создаются конкретные стратегии, касающиеся вопросов развития товарных рынков, приобретения и продажи компаний, управления человеческими ресурсами, финансов, новых технологий, организации процесса и других общих аспекто управления, таких, как качество, гибкость, производительность, инновации и сокращение затрат5.

     Процесс подбора персонала нецелесообразно  рассматривать изолированно в отрыве от процессов кадрового планирования, документационного обеспечения  управления и трудовой адаптации персонала, поэтому перечисленные процессы образуют более широким понятием «формирование кадрового потенциала».

     Этапами формирования кадрового потенциала можно считать:

    • кадровое планирование, определение потребности в персонале;
    • формулирование критериев и определение методов отбора персонала;
    • анализ работы и деятельности работника, описание должности;
    • определение источника набора, каналов привлечения кандидатов;
    • рекламирование должности, маркетинг персонала (обеспечение спроса на рабочие места в организации, внешний PR организации);
    • создание базы данных претендентов, управление потоком резюме;
    • оценка кандидатов, отбор, определение финалистов конкурса;
    • документальное оформление приема на работу;
    • введение в должность, адаптация работников;
    • анализ испытательного срока нового работника, итоговое решение.

     Формально процесс подбора персонала завершается  документальным оформлением на работу, но в действительности существует вероятность  увольнения работника в период испытательного срока. Это крайне невыгодно для организации, так как ведет к удорожанию процедур подбора и адаптации. Следовательно, реально подбор завершается только при успешном прохождении испытательного срока новым работником.

     На  первом этапе определения потребности  в персонале необходимо решить вопрос: возможно ли оптимизировать деятельность имеющегося персонала и вообще обойтись без подбора? При положительном ответе на этот вопрос следует решить, как лучше использовать и развить персонал организации. Если нельзя обойтись без подбора новых работников, то необходимо учитывать влияние на планирование этого процесса двух факторов – внешних и внутренних по отношения к организации.

     В число внешних факторов, влияющих на оценку потребности организации  в персонале, входят:

    • законодательная деятельность государства, внутренняя и внешняя экономическая политика, налоговые льготы;
    • общее состояние и изменение структуры рынка продукции и услуг, экономические кризисы;
    • ситуация и наличие конкуренции на рынке труда, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы;
    • деятельности и нормативные ограничения профобъединений;
    • научные исследования и разработки.

     К внутренним факторам, влияющим на планирование потребности в персонале, относят:

    • планы и перспективы развития организации, новые проекты, изменение технологии, уровня оснащенности и автоматизации производства.
    • текучесть кадров, естественную убыль персонала;
    • условия труда, его сложность и трудоемкость, режим работы организации;
    • систему управления и организации руда, стиль руководства;
    • оценку загруженности работников.

       Вероятность формулирования целостных стратегией УЧР повышается, если те общие методы, которые организация намерена использовать в отношении управления человеческими ресурсами, понятны всем ее членам. Такие методы в дальнейшем могут служить в качестве модели, в рамках которой будут возникать и эволюционировать конкретные стратегии. Наиболее распространенные методы перечислены ниже:

       • управление формированием высокой  степени приверженности;

       управление  формированием высокой степени  эффективности;

       • метод «наилучшей практики». 

       1.3 Определение критериев оценки  человеческих ресурсов предприятия 

     Кадровый  потенциал, как уже указывалось, характеризуется совокупностью  способностей к экономической деятельности. Между кадровым потенциалом, результатами труда и уровнем жизни персонала существует прямая зависимость: рост одних факторов вызывает соответствующие изменения всех остальных. Однако, кадровый потенциал имеет свои границы, определяемые умственными и физическими способностями человека, нравственными и интеллектуальными качествами и другими личностными характеристиками, а также наличием склонности и возможности к профессиональному росту и развитию. К основным компонентам кадрового потенциала большинство отечественных и зарубежных экономистов относят здоровье, образование, нравственность, творчество, профессионализм.6

     Человеческие  ресурсы предприятия оцениваются  по следующим критериям:

     Здоровье  характеризуется рядом параметров, требующих специального медицинского и социально-экономического анализа. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие – это состояние ума, характеризующееся психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями человека и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и представляет окружающая среда. В настоящее время здоровье населения России значительно хуже, чем в развитых странах, и продолжает ухудшаться. Средняя продолжительность жизни россиян по статистике составляет 65 лет, в том числе у мужчин – 58, у женщин – 72. Состояние здоровья значительно сказывается на эффективности производства и уровне жизни работников и кадровом потенциале предприятия.

     Образование представляет собой важнейший фактор роста эффективности производства и национального богатства. В России ухудшается не только состояние образования людей, но и снижается эффективность использования персонала с высшим образованием. На отечественных предприятиях только 10% выпускников технических вузов заняты непосредственно инженерной деятельностью. Остальные числятся на должностях рабочих, служащих и др.

     Нравственность  служит одним из показателей новых  трудовых отношений в рыночной экономике. В России значительно увеличилось  число так называемых экономических  преступлений, в частности заказных убийств крупных предпринимателей руководителей банковских структур.

     Профессионализм персонала относится к важнейшим  показателям рабочей силы. Однако в России рост квалификации идет явно замедленными темпами. На предприятиях велика доля рабочих малоквалифицированного труда, особенно низок уровень профессионализма многих руководителей, в том числе экономистов и менеджеров.

       Творчество  работников служит наиболее влиятельным  фактором экономического развития страны. Многие предприниматели, научные работники, рационализаторы и изобретатели вносят заметных вклад в достижение высокой рентабельности и повышение эффективность производства.

       Поскольку наблюдается тенденция выражать стратегии абстрактно, рекомендуется  превращать их в программы с четко  поставленными целями и инструментами реализации. Однако воплотить стратегии в практические действия нелегко. Термин «стратегическое УЧР» до некоторой степени девальвирован и иногда представляет собой не что иное, как ряд общих идей о политике в области ЧР или описание краткосрочных планов. Необходимо понимать, что стратегии УЧР - это не только программы, политика или планы в области ЧР, важность которых определяется работниками кадрового подразделения, так как одноразовые инициативы не составляют стратегию. Проблемы стратегического УЧР, по определению Граттона и соавторов (Gratton et al, 1999), заключаются в том, что очень часто наблюдается несоответствие между терминологией стратегии и реалиями повседневной жизни. По словам этих авторов: «Одна из основных идей, пронизывающих всю книгу, - это несоответствие между терминологией и реальностью в области управления человеческими ресурсами, между теорией УЧР и практикой УЧР, между восприятием своей деятельности кадровым подразделением и тем, как это воспринимается работниками, между восприятием роли кадровой службы высшим руководством и тем, какую роль она фактически играет». Граттон и соавторы выделили несколько факторов, способствующих формированию этого несоответствия: тенденция у работников в различных организациях принимать только те инициативы, которые они воспринимают как подходящие для себя;

       • тенденция у давно работающих сотрудников поддерживать свой статус-кво;

       • сложные или неоднозначные инициативы, которые могут быть трудны для  понимания работниками или по-разному интерпретироваться, особенно в крупных организациях;

       • трудности при внедрении необычных  инициатив;

       • враждебное отношение к инициативам  сотрудников, если последние не согласуются  с установками организации, например, сокращение штатов при культуре «пожизненного найма»;

Информация о работе Стратегический менеджмент человеческих ресурсов