Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение общей характеристики стратегического менеджмента, форм и методов его осуществления.
Тема данной работы очень актуальна в настоящее время, так как стратегическое управление направлено, в первую очередь, на определение целей, глобальных планов и перспектив организации, что повышает конкурентоспособность и способность своевременно реагировать на изменения рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, объекты и функции стратегического менеджмента;
-изучить основные этапы стратегического менеджмента;
-на основании рассмотренного материала сделать заключение.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Сущность, объекты и функции стратегического менеджмента…………4
2.Анализ среды………………………………………………………………...5
2.1 Анализ внешней среды……………………………………………………6
2.2. Анализ внутренней среды………………………………………………..8
3. Миссия, стратегические цели и приоритеты………………………………9
4.Основные организационные уровни разработки стратегии……………..12
5.Выбор стратегии. …………………………………………………………....13
6. Реализация стратегии………………………………………………………..17
7.Оценка и контроль выполнения стратегии…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………….24
4. Анализ рынка рабочей силы: Наличие кадров, необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола; Стоимость рабочей силы; Анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке.
2.2. Анализ внутренней среды
Наиболее известное внутреннее разделение – это выделение в организации структурных подразделений и традиционных функциональных подсистем. К первым относят департаменты, отделы, сектора и т.д., вторые – это службы планирования, маркетинга, финансов, персонала и т.д. Разделение с позиций стратегического анализа должно обеспечить полноту и правильное стратегическое видение организации в целом.
Учитывая
современное состояние
1. Стратегический
анализ отдельных бизнесов
2. Стратегический
анализ функциональных
3. Стратегический анализ основных структурных подразделений;
4. Стратегический
анализ всех бизнес –
Данной структуре стратегического анализа внутренней среды организации соответствует структурное построение процесса разработки стратегии организации и, следовательно, итоговая структура ее общей (корпоративной) стратегии.
Наиболее общий подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации – SWOT – подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных (Strength) и слабых (Weakness) сторон организации. Цели традиционного SW – подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить и, может быть, усилить дополнительно; а слабые стороны, т.е. плохой внутренний ресурс, устранить.
Следовательно, выявленные в результате стратегического анализа внутренней среды первичные элементы ее силы надо использовать как первичные «кирпичики» построения уникального конкурентного преимущества именно данной организации. И наоборот, выявленные слабости, т.е. первичную основу конкурентного недостатка, ликвидировать.
Стратегический анализ внутренней среды организации должен быть полным и системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов организации, так и в плане применяемого аналитического инструмента. При этом глубокому анализу должны быть подвергнуты каждое звено и вся цепочка стоимости организации.
3. Миссия, стратегические цели и приоритеты.
Миссия (mission) – это главная цель организации как конкурентоспособной корпорации, представленная в наиболее общей (интегральной) форме и четко выражающая основную причину ее существования. Она должна содержать ответы на следующие вопросы:
- что организация делает, чем отличается от других, делающих это?
-какую пользу имеет потребитель продукта?
-что поддерживает и ведет по жизни бизнес организации?
-кто является потребителем и что он ждет от организации?
Считается, что близкая к идеалу формулировка миссии должна включать шесть моментов:
1) провозглашение ценностей и убеждений;
2) продукты,
которые организация будет
3) рынок,
на котором организация
4) способы выхода на рынок;
5) ключевые технологии, которые будут использоваться;
6) стратегические принципы развития.
Формулировка
миссии должна отражать суть бизнеса
– ее бизнес-идею. При этом должны
учитываться интересы: собственников,
сотрудников организации, потребителей,
деловых партнеров, местного сообщества
и в целом государства. Основа
успешного бизнеса – виды деятельности,
позволяющие создавать
1. выбрать способ создания некоторой полезности;
2. создать комбинацию способностей, обеспечивающих создание полезности.
Таким образом, миссия – это краткое, ясное и четкое определение основного направления деятельности, которая хорошо мотивирует сотрудников организации.
Миссия организации служит основой для формирования целей . В самом общем виде цель – это желаемое реальное будущее состояние чего-либо в результате целесообразной деятельности. Другими словами, это предвидение результата деятельности и путей его реализации с помощью определенных средств.
Цели классифицируются по нескольким направлением:
1.Предметная ориентация: экономические, организационные, политические, производственные, социальные и др.
2.Размер: максимальные (не больше), минимальные (не меньше).
3.Сфера: предприятие, структурное подразделение.
4.Возможные соотношения: конкурентные, комплементарные.
5.Среда: внутренние, внешние.
6.Субъект: групповые, индивидуальные.
Для производственных коммерческих организаций выделяют следующие направления целей:
– прибыльность – рентабельность, доход, прибыль.
– результативность – производительность, эффективность, фондоотдача;
– положение на рынке – объем продаж;
– финансы – ликвидность, структура капитала, оборот капитала;
– человеческие ресурсы – качество персонала, текучесть, рост квалификации;
– технология – фондовооруженность, качество, роки внедрения;
– покупатели и поставщики – скорость обслуживания, динамика жалоб;
– сообщество, общество – уровень благотворительности, расходы на рекламу.
Цели устанавливаются для каждого ключевого результата, который важен для достижения конечного успеха. Существует два типа ключевых результатов: имеющие отношение к финансовой деятельности и имеющие отношение к стратегической деятельности. Достижение приемлемых финансовых результатов – это насущная необходимость, в противном случае организация не выживает в условиях риска. Достижение приемлемых стратегических результатов важно для поддержания и улучшения долгосрочной рыночной позиции и конкурентоспособности организации.
И финансовые, и стратегические цели обладают наивысшим приоритетом.
Стратегические цели должны быть сконцентрированы на конкурентах. Обычно они направлены на свержение того конкурента, который считается лучшим в отрасли по какой-то конкретной категории.
Формирование целей представляет собой декомпозицию миссии - генеральной цели организации.
На этапе установления миссии и целевых стратегических приоритетов необходимо учитывать данные всех предыдущих этапов стратегического анализа.
Процесс формирования целей и стратегических целевых приоритетов носит название целеполагания.
В результате цели каждого подразделения должны обеспечивать дос-ижение общей цели организации. При этом необходимо соблюдать следующие требования к процессу формирования целей:
– реальность и достижимость, непротиворечивость законам;
– адекватность внешней среде;
– полный учет требований рынка;
– учет объемов и сроков основных работ;
– учет имеющихся и ожидаемых возможностей и результатов;
– учет персонификации, гибкость и корректируемость;
– учет роста компетенции, прогноза внешней и внутренней эволюции.
4. Основные организационные уровни разработки стратегии.
Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:
-уровень корпорации,
-уровень СЗХ (отделений),
-функциональный уровень,
-менеджеры низшего уровня (полевые командиры).
5.Стратегический выбор.
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой находится фирма. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
Ключевые факторы, учитываемые при выборе стратегии:
1. сильные
стороны отрасли и сильные
стороны фирмы (стратегия
2. слабые стороны фирмы (все стратегии сокращения)
3. цели фирмы
4. интересы
и отношения высшего
5. финансовые ресурсы фирмы
6. квалификация работников
7. обязательства
фирмы по предыдущим
8. степень зависимости от внешней среды. Зависимость от поставщиков и покупателей; законодательства, правовое регулирование поведения фирмы.
9. временный фактор.
Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды, поэтому важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию.
Ограниченный рост.
Эту стратегию
применяет большинство
Сокращение.
Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Комбинированная стратегия.
Эта стратегия
представляет собой любое
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием.
Эталонные стратегии развития.
Эти стратегии отражают различные подходы к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, положение фирмы внутри отрасли, технология, отрасль.
Первая группа
эталонных стратегий –
Конкретными типами стратегиями этой группы являются:
1. стратеги усиления позиций на рыке. Фирма делает все, чтобы с данными продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции.
2. стратегия развития рынка – поиск новых рынков для уже производимого продукта.
3. стратегия
«развитие продукта» - решение
задачи роста за счет
Вторая группа
эталонных стратегий –
Выделяют типы стратегий:
1. стратегия
«обратной вертикальной
2. стратегия
«вперед идущей вертикальной
интеграции», выражается в
Третья группа
– стратегии
Многие компании рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска особенно, если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена.
Информация о работе Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления