Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение общей характеристики стратегического менеджмента, форм и методов его осуществления.
Тема данной работы очень актуальна в настоящее время, так как стратегическое управление направлено, в первую очередь, на определение целей, глобальных планов и перспектив организации, что повышает конкурентоспособность и способность своевременно реагировать на изменения рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, объекты и функции стратегического менеджмента;
-изучить основные этапы стратегического менеджмента;
-на основании рассмотренного материала сделать заключение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Сущность, объекты и функции стратегического менеджмента…………4
2.Анализ среды………………………………………………………………...5
2.1 Анализ внешней среды……………………………………………………6
2.2. Анализ внутренней среды………………………………………………..8
3. Миссия, стратегические цели и приоритеты………………………………9
4.Основные организационные уровни разработки стратегии……………..12
5.Выбор стратегии. …………………………………………………………....13
6. Реализация стратегии………………………………………………………..17
7.Оценка и контроль выполнения стратегии…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………….24

Файлы: 1 файл

современ. менеджмент.docx

— 120.15 Кб (Скачать файл)

Диверсификациионные стратегии бывают:

1. стратегия  центрированной диверсификации - поиск  и использование заключенных  в существующем бизнесе дополнительных  возможностей для производства  новых продуктов. При этом существующее  производство остается в центе  бизнеса, а новое возникает,  исходя и тех возможностей, которые  заключены в освоенном рынке,  используемой технологии, либо же  в других сильных сторонах  функционирования фирмы.

2. стратегия  горизонтальной диверсификации  – предполагает поиск возможностей  роста на существующем рынке  за счет новой продукции, требующей  новой технологии, отличной от  используемой. При данной стратегии  фирма ориентируется на производство  таких технологических не связанных  продуктов, которые бы использовали  уже имеющиеся возможности фирмы  (например, в области поставок). Так  как новый продукт должен быть  ориентирован на потребителя  основного продукта, то по своими  качествам он должен быть сопутствующим  уже производимому продукту.

3. стратегия  конгломеративной диверсификации  – состоит в том, что фирма  расширяется за счет производства  технологически не связанных  с уже производимыми новых  продуктов, которые реализуются  на новых рынках.

4.  Стратегии целенаправленного сокращения. Они реализуются, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.

Стратегии целенаправленного  сокращения:

1. стратегия  ликвидации - предельный случай стратегии  сокращения, осуществляется тогда,  когда фирма не может вести  дальнейший бизнес.

2. стратегия  «сбора урожая» - предполагает  отказ от долгосрочного взгляда  на бизнес в пользу максимального  получения доходов в краткосрочной перспективе.  Она применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы в во время «сбора урожая»

3. стратегия  сокращения - фирма закрывает или  продает одно из своих подразделений  или бизнесов для того, чтобы  осуществить долгосрочное изменение  границ ведения бизнеса.

4. стратегия  сокращения расходов – поиск  возможностей уменьшения издержек  и проведение соответствующих  мероприятий по сокращению затрат. Эта стратегия больше ориентирована  на устранение достаточно небольших  источников временного или краткосрочных  мер.

 

       6. Реализация стратегии.

 

 Самым продолжительным этапом стратегического процесса является реализация стратегии. В это время претворяется в жизнь та стратегия, которую выбрало руководство. Реализация стратегии делает необходимым принятие системы, используемой для управления организацией. Эта система определяет: какие подразделения будут нести ответственность и за что, какие информационные системы понадобятся для контроля за выполнением стратегии, какая потребуется переподготовка рабочей силы и т.п.

Особо значимыми  мероприятиями при реализации стратегии  являются следующие:

1. Разработка варианта действий при непредвиденных обстоятельствах

Стратегический  план разрабатывается для идеальной  ситуации, однако реальность может  в большей или меньшей степени  отличаться от нее. Поэтому важным элементом  любого стратегического плана является разработка варианта действий при ситуации, когда такие отличия станут слишком  велики. Такой вариант применяется  в случае необходимости реагировать  на важные изменения в организационном  окружении, которые реально могут  возникнуть. Для эффективной реакции  на изменения в окружении надо систематически отслеживать фактические  перемены и соотносить с плановым, для чего необходимо также определить цикличность контроля. Обычно такие  варианты действий пересматривают каждый год.

2. Разработка организационной структуры

Для успеха внедрения принятой стратегии организация  должна иметь определенную структуру, обеспечивающую максимальные возможности  для ее реализации. Выработка структуры  включает распределение ответственности  за выполнение задач и права на принятие решений в организации. Также необходимо решить, какую структуру  должна иметь организация: горизонтальную или вертикальную (централизованное или децентрализованное принятие решений), до какой степени она должна быть разделена на относительно самостоятельные  рабочие группы и т.п.

3. Выбор системы управления организацией

Это еще одна важнейшая проблема, так как именно кадры определяют успешное внедрение  стратегии. Позже мы увидим, что управление может быть структурным, финансовым и оперативным. Может также потребоваться  адаптировать разные системы, используемые для управления организацией.

4. Политика организации

Она играет ключевую роль в процессе стратегического  менеджмента. Политическая деятельность организации является реальным фактом, так как различные группы имеют  свои собственные цели и программы  и вполне вероятен конфликт между  ними. Важнейшими результатами подобных конфликтов являются борьба и создание коалиций, которые играют важную роль в процессе стратегического менеджмента, тем более что стратегическое изменение создает тенденцию к выдвижению этой борьбы сил на передний план. Позднее мы рассмотрим проблемы власти и политики в процессе стратегического менеджмента.

5. Реализация стратегии включает выбор организационного объединения и систем контроля

Она требует  совместных действий и координации  между различными подразделениями. Организация должна решить, как лучше  анализировать показатели подразделений  и управлять их действиями.

На этапе  реализации стратегии возникает  множество проблем и для этого  существуют объективные причины: здесь  осуществляется переход от проектирования к практике управления, столкновение с реальностью, которая всегда богаче, вариабельнее любых планов. К тому же процесс проектирования требует  определенного (иногда значительного) времени, в течение которого произойдут такие изменения в среде существования  организации, что планы могут  в какой-то мере «устареть» еще до начала реализации. Выделим следующие  типичные для процесса реализации стратегии  проблемы:

- возможно  несоответствие между стратегией  и структурой, и они могут противодействовать  друг другу;

- недостаток  или отсутствие определенных  навыков и потребность их компенсации.  Нежелание управляющих менять  стиль работы и приобретать  новые навыки;

- системы  информации и связи могут не  отвечать новым требованиям руководства  и не давать адекватной оценки  происходящим изменениям, поэтому  группа высшего руководства организации  не будет в полной мере владеть  ситуацией;

- реализация  стратегии включает изменения,  которые, в свою очередь, содержат  неопределенности и риск, а они  могут вызывать настороженность  руководителей, нежелание брать  ответственность за принятие  рискованных решений на себя;

- управленческие  методы, такие как программа компенсации,  развития управленческой структуры  и т.д., которые действуют в  пределах структурной схемы, могут  не соответствовать стратегическим  целям.

Стратегический  менеджмент является непрерывным процессом. После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить  в определенные периоды оценку их реализации. Важным условием при этом является выбор соответствующих  критериев, которые определяют, насколько  удачно выбрана стратегия с точки  зрения стратегического анализа. Это, прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень  трудности и объем усилий для  того, чтобы данная стратегия была применена на практике, а также  ее приемлемость, т.е. определение того, в какой мере результаты применения конкретного стратегического варианта направлены на выполнение миссии организации  и достижение ее целей.

 

       7.Оценка и контроль выполнения стратегии.

 

Оценка и  контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целями организации.

Основными задачами любого контроля являются:

- определение того, что и по каким показателям проверять;

- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами,  нормативами  или другими эталонами;

- выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 

- корректировка,  если  она необходима и возможна. 

При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную  специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует  правильность  выполнения стратегического плана,  правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций, т.к. он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и  приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться  как стратегий, так и целей фирмы.

Оценка выработанной стратегии осуществляется в виде анализа правильности и достаточности  учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности  осуществления стратегии. Процедура  оценки выбранной стратегии подчинена  одному: приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей.

Если стратегия  соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим  направлениям:

1. соответствие  выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения  

2. соответствие  выбранной стратегии потенциалу  и возможностям фирмы.

3. приемлемость  риска заложенного в стратегию:

- реалистичность  предпосылок заложенных в основу  выбора стратегии

- к каким  негативным последствиям для  фирмы может привести провал  стратегии

- оправдывает  ли возможный положительный результата  риск потерь от провала в  реализации стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей контрольной  работе  я достигла поставленной цели: изучение общей характеристики стратегического менеджмента, форм и методов его осуществления.

И решила следующие  задачи:

- рассмотрела сущность, объекты и функции стратегического менеджмента;

-изучила  основные этапы стратегического  менеджмента.

На основании  проделанной работы сделаю следующее  выводы:

Как было выяснено, основными этапами стратегического  менеджмента являются: стратегический анализ, стратегический выбор и реализация выбранной стратегии.

Стратегический  анализ представляет собой исходный процесс стратегического менеджмента  в силу того, что он образовывает базу для нахождения миссии и целей  организации, выработки стратегии  ее развития. Внутренняя среда организации  анализируется по следующим направлениям: маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления. При анализе внешнего окружения  исследуются экономические, политические, социальные, международные факторы, а также факторы конкуренции. При этом внешнее окружение делят  на два компонента: непосредственное окружение (среда прямого воздействия) и макроокружение (среда косвенного воздействия). Целью стратегического  анализа служит выявление угроз  и возможностей внешней среды, а  также сильных и слабых сторон организации.

Выбор стратегии  – второй этап стратегического менеджмента. В процессе стратегического выбора предполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При  этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Заключительный  этап стратегического менеджмента  — реализация стратегии. Данный этап является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Результаты  реализации стратегии оцениваются, и при помощи системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может  происходить корректировка предыдущих этапов.

Итак, изложенная информация позволяет в полной мере представить, что правильное избранная и успешно претворенная в жизнь стратегия управления предприятием – залог его плодотворного функционирования в условиях рыночной экономики.

Информация о работе Стратегический менеджмент, методы и формы его осуществления