Стратегический менеджмент предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью и основной задачей написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ стратегического менеджмента как концепции управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные при изучении курса «Стратегический менеджмент»;
•привить умение решать проблемы стратегического характера, навыки стратегического анализа внешней и внутренней среды социально-экономического объекта, выявления его ключевых компетенций, формирования стратегии развития.
•научить правильно использовать в процессе решения проблем информацию общетеоретического и прикладного характера;
•расширить представление о современных проблемах стратегического менеджмента, путях и подходах к их решению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………….………….5
Глава 2. Практическая часть………………………………….…....16
Раздел 1. Характеристика организации …………………………...…16
Раздел 2. Анализ макро- и микроокружения…………………….…..24
Раздел 3. Анализ внутренней среды…………………………….……43
Раздел 4. Портфельный анализ…………………………………….….52
Раздел 5. Стратегическое видение будущего организации………....61
Раздел 6. Карта стратегии фирмы……………………..……………….65
Заключение……………………………………………..………..……...66
Список используемой литературы……………………………………………………….….…67

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Горбунова Т.А. 9111.docx

— 382.01 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ                    ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ  МЕНЕДЖМЕНТ»

 

 

                                                                     Выполнила: студентка 4 курса группы 9111 Горбунова Т.А.                                                                                

Проверил: Останин А. Ю.

 

 

 

 

Новосибирск,  2013г. 

Содержание

Введение…………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………….………….5

Глава 2. Практическая часть………………………………….…....16

Раздел 1. Характеристика организации …………………………...…16

Раздел 2. Анализ макро- и  микроокружения…………………….…..24

Раздел 3. Анализ внутренней среды…………………………….……43

Раздел 4. Портфельный анализ…………………………………….….52

Раздел 5. Стратегическое видение будущего организации………....61

Раздел 6. Карта стратегии фирмы……………………..……………….65

Заключение……………………………………………..………..……...66

Список используемой литературы……………………………………………………….….…67

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Действия организаций  и их руководителей не могут сводиться  к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается необходимость  сознательного управления изменениями  на основе научно обоснованной процедуры  их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно  реагировать на изменения во внешней  среде.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней  среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического  управления.

Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого  успеха из-за того, что распыляют  свои силы, стремясь охватить как можно  больше рынков, произвести как можно  больше разнообразных продуктов  и удовлетворить потребности  различных групп клиентов. Для  успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.

Актуальность данной работы заключается в том, что в современных рыночных условиях очень важно понять, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а другим грозит банкротство, почему происходит перераспределение ролей основных участников рынка. Целью и основной задачей написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ стратегического менеджмента как концепции управления. Изучение системы теоретических положений в области разработки и реализации стратегии развития предприятия и получение практических навыков применения нового инструмента менеджмента.

Объектом моего исследования стало крупное новосибирское  предприятие Открытое акционерное общество "Новосибирский жировой комбинат".

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные при изучении курса «Стратегический менеджмент»;
  • привить умение решать проблемы стратегического характера, навыки стратегического анализа внешней и внутренней среды социально-экономического объекта, выявления его ключевых компетенций, формирования стратегии развития.
  • научить правильно использовать в процессе решения проблем информацию общетеоретического и прикладного характера;
  • расширить представление о современных проблемах стратегического менеджмента, путях и подходах к их решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть.

Тема №  7. Роль деловой этики и социальной ответственности организации в стратегическом управлении предприятием.

Этика - не только философская  наука, но и важнейший ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать  как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума.

Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать  общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные  и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики. Этика  управления включает культуру взаимоотношений  между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной  и человеческой солидарности, лояльности и порядочности.

  1. Этика и управленческие решения

Идеальных управленческих решений, абсолютно  приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить  свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных  аргументов.

Большинство этических дилемм представляет собой  конфликт между целым и его  частью.

Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной  точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с  которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход концепция справедливости.

Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского подхода гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.

Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает, что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия, которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла. Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид, стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и обман, они всего, лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом, индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы) действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в общем-то, не соответствующие общественным нормам.

Морально правовой подход. Морально-правовой подход утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения могут быть учтены следующие моральные права:

- право на свободу согласия;

- право на частную жизнь

- Право на свободу совести

- Право на надлежащее обращение

- Право на жизнь и безопасность.

Концепция справедливости. Существует распределительная  справедливость (равным - равное), процедурная  справедливость (соответствие правилам), компенсационная справедливость (возмещение ущерба).

Современная этика бизнеса отдает приоритет  тем локальным нормам, которые  четко формулируются, поскольку  в противном случае их трудно использовать для принятия решений.

Для эффективного использования этики  при принятии решений необходимы, по меньшей мере, два условия:

1) внимание менеджеров к этим  вопросам (личный аспект). При принятии  этически верных решений менеджер  ориентируется, прежде всего,  на отдельные личностные характеристики, такие как собственное эго,  уверенность в своих силах,  развитое чувство независимости.  Одна из наиболее важных личных  характеристик менеджера стадия  его морального развития.

На  стадии предшествующего развития людей  интересуют, прежде всего, внешние выгоды (и наказания). Подчинение власти основывается на угрозе негативных последствий в  случае неповиновения. В организационном  смысле этой стадии соответствуют менеджеры, использующие авторитарный или принудительный стили руководства, а также менеджеры, ориентирующиеся на гарантии исполнения отдельных задач. На второй стадии общего развития люди адаптируются к ожиданиям  положительного поведения коллег (семьи, друзей, общества). Предпочтительным способом достижения целей становится совместная работа в группах. Наиболее адекватным стилем лидерства становится поощрение  взаимодействий и кооперации. На стадии последующего, или принципиального, развития люди руководствуются, прежде всего, внутренними ценностями и  нормами, во многих случаях игнорируя  правила и законы, требующие нарушения  этих норм. Внутренние ценности становятся более важными, чем даже существенные внешние. На этом высшем уровне развития менеджеры используют трансформационный  или обслуживающий стили руководства , внимание концентрируется на потребностях последователей и стимулировании окружающих к самостоятельному мышлению, решению возникающих проблем исходя из принципов морали. Для данного уровня характерно наделение властью, когда работники получают право конструктивного участия в управлении организацией.

2) высокая организационная культура (аспект культуры). Корпоративная  культура самым серьезным образом  воздействует на поведение членов  организации. Например, расследование  хищений в нефтяной промышленности  США показало, что они воспринимались  большинством работников как  должное. Сотрудники многих компаний  уверены, что если они не  будут поступать так, как все  (т. е. как принято), они рискуют  потерять свое место. В корпоративной  культуре всегда можно обнаружить  направляющие этический выбор  сотрудников «подсказки». Ее герои  (т. е. образцы для подражания) могут, как стимулировать этичные решения, так и препятствовать им. Культура организации отнюдь не единственный источник воздействия на этику, но она является самой мощной из этих сил, ибо определяет ценности компании. К числу других относятся принятые в компании правила и политика, система вознаграждения, степень заботы организации о своих членах, система отбора, соответствие принципов организации труда законодательным и профессиональным требованиям, лидерство и процесс принятия решений.

  1. Социальная ответственность менеджмента

В современное понятие социальной ответственности менеджмента входят:

- ориентация фирмы на перспективные  социальные интересы;

- возмещение общественных издержек (например, экологических);

- оптимизация перспективной прибыли;

- сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации.

Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в  целом.

В последние годы ряд крупных отечественных  компаний и общественных организаций  активно выступают по вопросу  социальной ответственности бизнеса: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), Ассоциация менеджеров и др. Например, Ассоциация менеджеров реализует всероссийскую  инициативу «Социальная программа  российского бизнеса». Она направлена на представление и продвижение  передовой роли, общественной значимости социально ответственных компаний в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах.

Постепенно  социальная деятельность превращается в неотъемлемую часть стратегии  развития все большего числа компаний и ее направления существенно  расширяются. В основе социальной ответственности  лежит идеология общего дела. Компания ответственна:

1. Перед акционерами за результаты  своей деятельности, своевременную  выплату дивидендов;

2. Перед персоналом за стабильность  работы, занятости и заработной  платы, условия труда и определенный  набор социальных услуг. 

3. Перед партнерами по обязательствам, а также при решении отраслевых  и межотраслевых проблем. Пока  еще нередки случаи обмана  и расправ с партнерами, стремление  к монополизации рынка по горизонтали  и вертикали;

4. Перед местным сообществом. Она  выражается в участии компаний  в решении региональных и муниципальных  проблем;

5. Перед государством - участие бизнеса  в решении общенациональных проблем:  привлечение дополнительных ресурсов  бизнеса для финансирования внебюджетных  статей Федеральных целевых программ  «Предупреждение и борьба с  заболеваниями социального характера», «Комплексные меры противодействия  злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту», «Дети  России» и другое;

6. Перед человеческой цивилизацией  в решении глобальных проблем  современности, так называемая  отсроченная ответственность перед  будущими поколениями.

Информация о работе Стратегический менеджмент предприятия