Стратегический менеджмент предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Целью и основной задачей написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ стратегического менеджмента как концепции управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные при изучении курса «Стратегический менеджмент»;
•привить умение решать проблемы стратегического характера, навыки стратегического анализа внешней и внутренней среды социально-экономического объекта, выявления его ключевых компетенций, формирования стратегии развития.
•научить правильно использовать в процессе решения проблем информацию общетеоретического и прикладного характера;
•расширить представление о современных проблемах стратегического менеджмента, путях и подходах к их решению.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………….………….5
Глава 2. Практическая часть………………………………….…....16
Раздел 1. Характеристика организации …………………………...…16
Раздел 2. Анализ макро- и микроокружения…………………….…..24
Раздел 3. Анализ внутренней среды…………………………….……43
Раздел 4. Портфельный анализ…………………………………….….52
Раздел 5. Стратегическое видение будущего организации………....61
Раздел 6. Карта стратегии фирмы……………………..……………….65
Заключение……………………………………………..………..……...66
Список используемой литературы……………………………………………………….….…67

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Горбунова Т.А. 9111.docx

— 382.01 Кб (Скачать файл)

Масштабы  социальной ответственности возрастают последовательно по мере возможностей компании - в соответствии с реальным уровнем развития компании, формы  бизнеса, ее способности справляться  с задачами. Главное - это признание проблемы социальной ответственности и последовательное посильное решение социальных вопросов.

Теоретически  социальными вопросами должно заниматься государство. Оно призвано компенсировать «недостатки» рыночной системы, в том  числе несправедливое распределение  доходов в обществе, когда часть  населения не способна обеспечить себя доходами вообще или необходимым  уровнем доходов, а также недостаточное  распределение ресурсов в производство «квазиобщественных благ» (образование, здравоохранение и т.п.). По разным причинам нынешнее российское государство не в состоянии самостоятельно решить важнейшие социальные вопросы. Но независимо от доли участия государства в социальном развитии страны ясно, что реализация социальных вопросов возможна лишь посредством объединения усилий всех субъектов социальной политики - государства, бизнеса, профсоюзов, муниципалитетов, общественных организаций и других - на основе принципов социального партнерства и взаимной социальной ответственности друг перед другом.

Каждый  субъект социальной политики, выражая  интересы определенных слоев общества, имеет свою социальную стратегию, отличающуюся от стратегии другого субъекта, поэтому  для реализации партнерских отношений  необходима система последовательных действий.

Рост  внимания бизнеса к требованиям  различных заинтересованных сторон (как внешних, так и внутренних), под влиянием которых он находится, означает переход современного менеджмента  к социально ориентированной  концепции управления. Благодаря  этому и усилиям других субъектов  социальной политики создана и реализуется  многоуровневая система социального  партнерства. В ее основе лежит работающее Генеральное трехстороннее соглашение, заключаемое общероссийскими объединениями  профсоюзов с общероссийскими объединениями  работодателей и Правительством Российской Федерации. Затем следуют  региональные трехсторонние соглашения, заключаемые профсоюзами, объединениями работодателей и органами власти регионов (приняты практически во всех регионах РФ), и коллективные договоры предприятий.

К основным признакам социально ответственного поведения бизнеса можно отнести  следующие:

1. Высокое качество и широкий  ассортимент товаров и услуг,  разумные и доступные цены, качество  обслуживания покупателей и клиентов.

2. Охрана труда и здоровья работников  предприятий.

3. Забота компании о своих сотрудниках  (профессиональное образование,  социальная защита работников  и их семей, выделение средств  на различные общественные мероприятия,  предоставление адресной материальной  помощи, справедливое обращение  с работниками и др.).

4. Обеспечение достойной заработной  платы.

5. Экологическая безопасность производства, защита окружающей среды.

6. Четкое информирование о рисках, связанное с деятельностью предприятия.

Компания  может производить явно вредный  для здоровья продукт: табачные изделия, алкогольные напитки и при  этом заявлять о своей социальной ответственности, если она развивает  легальный бизнес, создает высококачественную продукцию, продвигает новую культуру ее потребления, применяет передовые  технологии, информирует потребителей своей продукции о реальном риске  возникновения серьезных заболеваний, т.е. избирает стратегию снижения отрицательных  последствий злоупотребления этим продуктом.

7. Помощь при катастрофах и стихийных  бедствиях.

8. Соблюдение всех норм законодательства.

Компании, выполняющие требования российского  законодательства, создают прозрачность и открытость своей деятельности, позволяют обществу осуществлять контроль.

9. Установление более высоких стандартов  деятельности, чем требуют законы. Компании берут на себя выходящие  за рамки законодательного минимума  социальные программы и финансируют  детские и взрослые культурные, спортивные, санаторно-профилактические, оздоровительные объекты и мероприятия.

10. Вклад компании в развитие  национальной экономики. Бизнес  реализует долгосрочные инновационные  и инвестиционные программы, модернизируя  производство; выплачивает налоги, используемые на проведение государственной  и муниципальной социально-экономической  политики, поставляет свою сырьевую  продукцию на внутренний рынок,  способствуя развитию других  отраслей народного хозяйства.

11. Поддержка прогрессивной государственной  политики. К числу первоочередных  общенациональных задач России  относится уменьшение бедности  и рост благосостояния людей.

12. Поддержка искусства и культурных  мероприятий. Важное место в  социальных программах предприятий  занимают культурные акции, праздники,  вечера, встречи ветеранов и другие  мероприятия. 

13. Участие в городских программах  и поддержка местных сообществ. 

14. Благотворительная деятельность. В  отличие от спонсорства, благотворительность  осуществляется на основе долгосрочных  целевых программ и не приносит  прямую PR-выгоду. Эти программы направлены  на создание благоприятной для дальнейшего развития общества среды, борьбу с бедностью, беспризорностью детей, адресную поддержку нуждающихся.

15. Отношение компании с деловыми  партнерами и поставщиками. С  целью быстрого и конструктивного  решения отраслевых и межотраслевых  вопросов и координации развития  рынка компании формируют партнерские  отношения, участвуют в организации  отраслевых и межотраслевых ассоциаций  ведущих фирм.

16. Этика поведения. Бизнес должен  быть не только прибылен, но  и морален. Международные компании  уже выработали собственные корпоративные  этические кодексы, которые заведомо  строже, чем законодательство страны. В России самоограничение и  самодисциплина компаний только  зарождаются, сохраняется психология - «сорвал куш, уходи в тень».

Существует точка зрения, что, в конечном счете, повышение  степени социальной ответственности  способствует осуществлению долгосрочных целей организаций и выгодно  им. 

Аргументы “за” и “против” социальной ответственности  организации

“За”

  1. Социальная ответственность уравновешивает могущество корпорации и ответственность корпорации.
  2. Добровольная социальная ответственность позволяет избежать принудительного правительственного регулирования.
  3. Общественность одобряет организации, несущие ответственность перед обществом, что в результате способствует их успеху.
  4. Действуя соответствующим образом, организация помогает обществу решать его проблемы.
  5. Создаваемые организациями социальные проблемы, такие, как загрязнение окружающей среды, должны разрешаться за счет этих организаций.
  6. Организации стремятся накапливать ресурсы для решения больших проблем.
  7. Организации морально обязаны помогать обществу.

“Против”

  1. Ценой такого поведения является снижение доходных статей корпорации и удорожание ее продукции для потребителя.
  2. Компания, которая несет большую долю социальной ответственности, может быть отодвинута в конкурентной борьбе другими компаниями.
  3. Расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, снижения дивидендов, повышения цен.
  4. Принятие социальной ответственности может ввести в заблуждение членов организации относительно ее главных целей.
  5. Принятие социальной ответственности может реально снизить мощь организации.
  6. Ответственность за социальные проблемы лежит на индивидах, а не на корпорациях.
  7. Руководители корпораций не научены решать общественные проблемы.

Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной действительностью. Этике учат те, кто не занимается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это делается, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.

 

Глава 2. Практическая часть.

 

Раздел 1. Характеристика организации.

Полное фирменное  наименование: Открытое акционерное общество «Новосибирский жировой комбинат». 
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «НЖК».

Организационно  – правовая форма: ОАО

Адрес: Российская Федерация, 630005, г. Новосибирск, ул. Семьи Шамшиных, д. 94.

Вид собственности: Корпоративная

Уставный  капитал: 4 578 189 RUB

Отрасль деятельности: Пищевая промышленность

Основная  деятельность предприятия:

1. Производство маргариновой продукции 
2. Производство майонеза 
3. Производство мыла хозяйственного

На сегодняшний день в  состав Новосибирского жирового комбината  входят:

  • цех по производству маргариновой продукции, позволяющий выпускать более 50 000 тонн маргарина в год;
  • майонезный цех, который ежегодно может производить более 30 000 тонн продукции;
  • гидрозавод, производящий пищевой и технический саломас, мыловаренное производство, выпускающее порядка 20 000 тонн хозяйственного мыла, 4 000 тонн туалетного мыла.

В настоящее время на предприятии  работают около 700 человек.

Рынки сбыта продукции (работ, услуг)

Реализация продукции  производится компанией по двум направлениям: экспорт и внутренний российский рынок. Экспортные поставки продукции  осуществляются компанией в Казахстан  и Кыргызстан.

Положение на рынке, конкуренция.  

На рынке маргаринов и  майонезов в Новосибирске ОАО  «НЖК» не является монополистом - более  того, рынок (особенно майонезов) высококонкурентный, но продукция НЖК является самой покупаемой в Новосибирске и достаточно хорошо покупаемой в других городах (входит в группу самых покупаемых). 

Анализ рынка  маргариновой продукции, 2011 год 

Предприятия

Объем производства, тонн

Доля рынка, %

1

ЭФКО

        231 200  

30,79%

2

Саратовский ЖК

        135 195  

18,01%

3

Каргилл**

        108 062  

14,39%

4

Нижегородский МЖК

         84 740  

11,29%

5

Евдаковский МЖК

         42 182  

5,62%

6

Новосибирский ЖК

         33 706  

4,49%

7

Самарский ЖК

         29 164  

3,88%

8

Екатеринбургский ЖК (Русагро)

         34 717  

4,62%

9

Иркутский МЖК

         26 638  

3,55%

10

Пермский МЗ "Сдобри"

         14 790  

1,97%

11

Юнилевер-СНГ (Московский МЗ)

           8 016  

1,07%

12

Эссен продакшн

           1 020  

0,14%

13

Кировский МЗ

           1 354  

0,18%

14

Прочие

                -    

 
 

Итого

       750 784  

100,00%


 

Анализ рынка  майонезной продукции, 2011 год

Предприятия

Объем производства, тонн

Доля рынка, %

1

Эссен Продакшн, г.Елабуга

     132 930  

22,51%

2

ЭФКО

       98 379  

16,66%

3

Нижегородский ЖК

       68 452  

11,59%

4

Екатеринбургский ЖК (Русагро)

       56 963  

9,65%

5

Московский ЖК

       57 243  

9,69%

6

Юнилевер-СНГ (Московский МЗ)

       44 267  

7,50%

7

Самарский ЖК

       33 980  

5,75%

8

ООО "Счастливые времена" (г.Наб.Челны)***

       19 906  

3,37%

9

Иркутский МЖК

       21 370  

3,62%

10

Новосибирский ЖК

       16 956  

2,87%

11

Кировский МЗ

       16 752  

2,84%

12

Саратовский ЖК

       15 193  

2,57%

13

Курская масложировая компания

         6 803  

1,15%

14

Юнилевер-СНГ (филиал в г.Тула)**

              -    

0,00%

15

Евдаковский МЖК

         1 377  

0,23%

16

 Прочие 

              25  

0,00%

 

Итого

     590 596  

100,00%


 

Анализ рынка  хозяйственного мыла, 2011год

Предприятия

Объем производства, тонн

Доля рынка, %

1

Саратовский ЖК

         17 010  

24,41%

2

Нижегородский ЖК

         15 018  

21,55%

3

Новосибирский ЖК

         10 682  

15,33%

4

"Аист",г.С.Петербург

           9 783  

14,04%

5

"Финист-Мыловар", Воронеж

           5 120  

7,35%

6

Екатеринбургский ЖК (Русагро)

           4 526  

6,50%

7

"Невская косметика", г.С.Петербург

           3 637  

5,22%

8

"Свобода"

           2 212  

3,17%

9

"Нэфис", г.Казань

           1 115  

1,60%

10

"КФ Весна", г.Самара

              571  

0,82%

11

"Рабочий", г.Ростов-на-Дону

                  -  

0,00%

 

Итого

         69 674  

100,00%

Информация о работе Стратегический менеджмент предприятия