Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью и основной задачей написания данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических основ стратегического менеджмента как концепции управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные при изучении курса «Стратегический менеджмент»;
•привить умение решать проблемы стратегического характера, навыки стратегического анализа внешней и внутренней среды социально-экономического объекта, выявления его ключевых компетенций, формирования стратегии развития.
•научить правильно использовать в процессе решения проблем информацию общетеоретического и прикладного характера;
•расширить представление о современных проблемах стратегического менеджмента, путях и подходах к их решению.
Введение…………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………….………….5
Глава 2. Практическая часть………………………………….…....16
Раздел 1. Характеристика организации …………………………...…16
Раздел 2. Анализ макро- и микроокружения…………………….…..24
Раздел 3. Анализ внутренней среды…………………………….……43
Раздел 4. Портфельный анализ…………………………………….….52
Раздел 5. Стратегическое видение будущего организации………....61
Раздел 6. Карта стратегии фирмы……………………..……………….65
Заключение……………………………………………..………..……...66
Список используемой литературы……………………………………………………….….…67
Анализ рынка туалетного мыла, 2011 год
№ |
Предприятия |
Объем производства, тонн |
Доля рынка, % |
1 |
"Невская косметика", г.С.Петербург |
15 536 |
23,82% |
2 |
Нижегородский ЖК |
10 695 |
16,40% |
3 |
"КФ Весна", г.Самара |
12 476 |
19,13% |
4 |
"Нэфис", г.Казань |
7 670 |
11,76% |
5 |
"Свобода" |
8 554 |
13,12% |
6 |
Екатеринбургский ЖК (Русагро) |
3 522 |
5,40% |
7 |
"Финист-Мыловар", Воронеж |
2 858 |
4,38% |
8 |
Новосибирский ЖК |
1 883 |
2,89% |
9 |
"Аист",г.С.Петербург |
2 023 |
3,10% |
10 |
"Рабочий", г.Ростов-на-Дону |
- |
0,00% |
Итого |
65 217 |
100,00% |
По показателям известности
торговые марки ОАО «НЖК» (в том
числе «Провансаль» и «Оливьез»)
лидируют на рынке масложировой продукции
в Новосибирске, доминируя над всеми федеральными
марками с большим отрывом - известность
некоторых марок майонеза среди потребителей
достигает 80-85% (и продолжает расти).
В основном ОАО «НЖК» добивается успеха,
делая ставку на высокую дистрибуцию своей
продукции (представленность продукта
в торговых точках) - дистрибуция маргаринов
и майонезов ОАО «НЖК» практически равна
100%.
Эти данные свидетельствуют о том, что
продукция ОАО «НЖК» представлена в торговых
точках города лучше продукции конкурентов,
и показатели дистрибуции продолжают
улучшаться.
Несмотря на усиление конкуренции производителей
на масложировом рынке страны в последние
годы, продажи ОАО «НЖК» остаются стабильными,
а объем производства увеличивается (в
соответствии с тенденциями отрасли).
Можно сказать, что ОАО «НЖК» является
одним из самых конкурентоспособных и
динамично развивающихся крупных предприятий
города, успешно укрепляющим свои позиции
на потребительском рынке.
Открытое акционерное общество «Новосибирский жировой комбинат» – это одно из крупнейших предприятий масложировой отрасли России, успешно работающее на рынке Новосибирска и активно развивающее свои продажи в городах Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Казахстана.
Динамика изменения основных статей баланса Общества за 2009-2011 гг:
Ед. изм.: тыс. руб., по данным бух. учета
АКТИВ |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Оборотные активы |
||||
Денежные средства |
11 162 |
21 660 |
3 717 |
10 075 |
Краткосрочные финансовые вложения |
596 |
200 568 |
28 |
0 |
Дебиторская задолженность |
505 946 |
909 239 |
1 022 446 |
1 765 080 |
Запасы |
265 893 |
189 753 |
283 646 |
183 764 |
Прочие |
0 |
578 |
436 |
797 |
Итого оборотные активы |
783 597 |
1 321 798 |
1 310 273 |
1 959 716 |
Внеоборотные активы |
||||
Долгосрочные финансовые вложения |
146 683 |
26 683 |
526 683 |
26 683 |
Незавершенное строительство , пр. активы |
12 512 |
19 900 |
22 637 |
35 689 |
Основные средства (01, 02, 03) |
205 798 |
178 027 |
159 003 |
145 037 |
Нематериальные активы (04, 05) |
57 |
46 |
678 |
660 |
Отложенные налоговые активы |
0 |
1 775 |
1 870 |
26 485 |
Итого внеоборотные активы |
365 050 |
226 431 |
710 871 |
234 554 |
АКТИВ |
1 148 647 |
1 548 229 |
2 021 144 |
2 194 270 |
ПАССИВ |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
Краткосрочные обязательства |
||||
Кредиторская задолженность |
148 262 |
168 858 |
262 968 |
541 740 |
Займы и кредиты (90, 94) |
292 327 |
383 844 |
0 |
0 |
Прочие краткосрочные |
8 873 |
9 348 |
10 338 | |
Итого краткосрочные обязательства |
440 589 |
561 575 |
272 316 |
552 078 |
Долгосрочные обязательства |
||||
Займы и кредиты (92, 95) |
0 |
270 621 |
1 000 000 |
1 000 000 |
Прочие долгосрочные обязательства |
6 401 |
6 448 |
5 522 |
4 409 |
Итого долгосрочные обязательства |
6401 |
277 069 |
1 005 522 |
1 004 409 |
Собственный капитал |
701 657 |
709 585 |
743 306 |
637 783 |
ПАССИВ |
1 148 647 |
1 548 229 |
2 021 144 |
2 194 270 |
Чистый оборотный капитал |
343 008 |
760 223 |
1 037 957 |
1 407 638 |
Направление рынков сбыта:
Спецификой организации маркетинга на комбинате является то, что часть функций передана специализированным фирмам, с которыми комбинат давно сотрудничает. Изготовлением и размещением рекламной продукции занимаются несколько рекламных агентств, исследования рынка проводит специализированное маркетинговое агентство. Эти же агентства участвовали в процессе разработки торговых марок жиркомбината.
НЖК успешно работает на
рынке Новосибирска и активно
развивает свои продажи в других
регионах. География продаж достаточно
обширна: основные продажи приходятся
на Западную Сибирь, существенны продажи
в Казахстан и Восточную
Рынками сбыта продукции комбината являются следующие направления России: Новосибирская область, Алтайский край, Красноярский край, Омская область, Иркутская область, Томская область, Кемеровская область.
Politics |
Политика |
Economics |
Экономика | ||
1) Выборы Президента России, в соответствии с решением Совета Федерации, состоялись 4 марта 2012 года. Впервые президент России избирался на 6 лет. Выборы Президента Российской Федерации состоялись в первом туре, победил Владимир Путин. (это весомо влияет на отрасль, т.к. новый президент может повлечь за собой сильные изменения в политике страны, в законодательной системе. А это может резко отразиться на отрасли, как в хорошем плане, так и в плохом) 2) Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет (т.к. государственная дума выдвигает законопроекты, то выборы той или иной Гос.думы может сильно отразиться на данной отрасли.(аналогично выборам президента)) 3) Стабильность правительства. Одним из важнейших условий укрепления позиций России на международной арене и ее интеграции в мировое хозяйство является нормализация политической обстановки, которая в настоящее время характеризуется крайне высокой степенью нестабильности.(это очень важный фактор для отрасли, т.к. нестабильность правительства несёт за собой нестабильность экономики, что мешает развитию отрасли и наоборот) 4) Изменение законодательства РФ влияет на отрасль разнообразием законов, как полезных для отрасли, так и не очень (пример: необходимость получения лицензии, трудовое законодательство, законы регистрации фирм и т.д. ) Некоторые законы открывают новые возможности для развития организации. 5) Реализация федеральных и региональных программ и проектов. В России реализуется 12 программ связанных с безопасностью и экологией, 11 программ связанных с развитием науки и технологий, 7 программ с развитием социальной инфраструктуры, 5 программ связанных с образованием, 3 связанных с развитием гос. Инстититутов, 2 связанных с развитием транспорта. В Новосибирской обл. программы направлены на развитие семьи, жилья, труда.(Имеет немаловажное значение для отрасли, т.к. влияет на окружающую среду производства и на само производство) 6) Государственное влияние в отрасли, включая долю гос. собственности. Государство влияет за счёт законом и стандартов, санитарных норм. В пищевой отрасли государство минимальное влияние. Но существует деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов, т.е. получение сертификата. Правила сертификации разрабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Российской Федерации. Одним из важных документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993 году. Примеры ГОСТов:
Также государство проводит следующие меры помощи в отрасли:
7) Государственное регулирование конкуренции. Т.к. государственное влияние на пищевую отрасль минимально, существует жесткая конкуренция. Пищевая отрасль являются одной из наиболее быстрорастущих в России – темпы роста бизнеса компаний в них измеряются десятками процентов в год. Единственным регулированием со стороны государства является антимонопольная политика.
8) Регулирование экспортно-импортной деятельности и зарубежных инвестиций. В системе управления внешнеэкономической деятельностью главную роль выполняют: Министерство внешних экономических связей (МВЭС РФ) , Министерство экономики РФ, государственный таможенный комитет (ГТК РФ), Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) и Центральный банк России (ЦБ, или Банк России). В России современное таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на основе:
9) Наличие групп давления. Группы давления в пищевой промышленности отсутствуют. 10) Регистрационные процедуры. В соответствии с положениями статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) отдельными видами деятельности хозяйствующий субъект имеет право заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). С 17 июля 2005 года статья 17 Федерального закона №128-ФЗ не содержит требований в отношении лицензирования видов деятельности, относящихся к пищевой промышленности. |
1) Общая характеристика экономической ситуации. Номинальный ВВП России за 2012 год составил $2,021 трлн, ВВП по ППС — $2,463 трлн. По ВВП на душу населения по ППС Россия на 2011 год занимает 46-е место (по данным ВБ), по номинальному ВВП на душу населения — 52-е место (по данным МВФ). По данным на 2012 год, доля экономики России в мировой экономике — 4,1 %. Экономическая ситуация в России, сделали неожиданное открытие эксперты, далека от идеальной: квартальные темпы роста ВВП замедляются с середины прошлого года, а базовые виды экономической деятельности, используемые для оценки динамики ВВП, стагнируют с начала 2012 года. Нет оптимизма и в промышленности: она растет только за счет добычи сырья и относительно простой продукции на его основе. Даже при сохранении медленного роста мировой экономики и высоких цен на нефть экономисты центра дают России не больше 1,3% роста ВВП в 2015 году. 2) Прогнозируемый уровень инфляции. В январе 2012 г. индекс потребительских цен составил 0,5%, что стало историческим ми- нимумом для этого месяца (для сравнения: в январе 2011 г. – 2,4%) 3) Ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования имеет тенденцию к медленному снижению ( с 2009 по 2012 год снизслиась с 12% до 8, 25% ) 4) Динамика курса российского рубля к доллару США и евро. Евро стабильно растет, а доллар колеблется по отношению к российскому рублю. 5) Экспортно-импортная политика по продукции отрасли. Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в 2011 году составила 2,1% (в 2010 году – 1,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 53,0%, а физические – на 33,9%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,8% (в 2010 году – 15,3%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2010 годом возросли на 9,4%. 6) Основные внешние издержки. В пищевой промышленности основные внешние издержки постоянно растут из-за увеличения цен на водные ресурсы, энергоносители, оплаты труда, увеличением цены сырья, оболочки и т.д. | ||||
Сценарии: 1. Реалистический: В целом, правовая ситуация в стране благоприятствует развитию организации 2. Оптимистический: В скором времени налоговое законодательство снизит налоги с предприятий, и это существенно поможет отрасли. 3. Пессимистический: Контроль за организациями ужесточится, налоги повысятся, организации будут уходить с рынка. |
Сценарии: 1. Реалистический: Экономический кризис медленно сменяется периодом подъема, что обуславливает улучшение ситуации в отрасли. 2. Оптимистический: Темпы инфляции сократятся, доходы населения увеличатся, следовательно, денежный оборот в отрасли тоже увеличится. 3. Пессимистический: Поднимут налоги, наступит вторая волна кризиса, и отрасль потеряет свою привлекательность. | ||||
Socium |
Социум |
Technology |
Технология | ||
1) Система ценностей, изменения в базовых ценностях. В настоящее время люди стали задумываться всё больше о своём здоровье, поэтому появилась мода на здоровый образ жизни. Люди стремятся потреблять экологически чистые продукты. Это очень сильно влияет на пищевую промышленность, так как на российском рынке всё меньше натуральной продукции. Люди стали более требовательны к качеству продукта, поэтому обращают большое внимание на содержание и выбирают то, что содержит меньшее число вредных для организма веществ. 2) Отношение к работе и отдыху. Т.к. для большинства людей главное в работе – это уровень з/п, то отношение к работе строится по принципу – чем выше з/п , тем лучше работа. В настоящее время существует большое разнообразие развлекательных учреждений и занятий. Но стремление к здоровому образу жизни определяем стремление к «здоровому отдыху», т.е. выбор спортивного активного отдыха. 3) Отношение к образованию. Отношение к высшему образованию на данный момент является очень положительным, считается, что иметь высшее образование – норма для достойного будущего, поэтому люди, по возможности, стремятся поступить в вуз и получить специальность. Необразованность считается своего рода недостатком человека. 4) Изменение в уровне и стиле жизни. Стандарты жизни меняются и направлены на развитие и совершенствование личности. Также существует определённые требования к человеку, который хочет развиться, например получение высшего образования, т.к. при приёме на работу в большинстве случаев, высшее образование – это одно из основных требований. Пример: С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения. Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. 5) Демографические изменения. В 2011 году прирост рождаемости замедлился и составил всего 0,2 %. Численность постоянного населения России на 1 июля 2012 года составила 143,1 миллиона человек и с начала года увеличилась на 85,6 тысячи человек. На соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 5,1 тысяч человек. В 2012 году в России увеличилось число родившихся в 78 субъектах страны, и снизилось число умерших в 62 регионах. Всего за 2012 год в РФ родилось 1 896 263 человек, умерло 1 898 836 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество умерших в РФ сократилось на 26 200 человек, а количество родившихся увеличилось на 102 435 человек (прирост 5,7 %). Естественная убыль населения составила 2 573 человека.
6) Изменение структуры доходов. По данным на март 2010 года, средняя начисленная заработная плата в России составляла 20383 руб/мес. В ноябре 2011 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 24310 руб. Среднемесячная начисленная |
1) Государственная технологическая политика в отрасли. Государство проводит политику в области технологий за счёт разных инноваций. К особенностям технологических инноваций на предприятиях пищевой промышленности можно отнести: разработку и внедрение технологий хранения продукции, служащей сырьем для производства продуктов питания, позволяющих увеличить срок хранения без потери качества; применение ресурсосберегающих технологий, характеризующихся максимально полезным выходом продукции и минимумом отходов, на основе современных методов обработки; совершенствование технологических процессов с целью сокращения времени производственного цикла, как минимум, без потери качества продукции; разработку и внедрение собственных упаковочных линий, отвечающих специфике производимых продуктов; совершенствование тары, упаковки и способов перевозок. 2)Значимые тенденции в области НИОКР. Как правило, технологические изменения вносят сами компании в своё производство, а не государство. Во многих случаях производства в пищевой отрасли технологии меняются не так часто. Существуют определённые технологии, которым придерживаются при производстве большинство компаний по производству продуктов. 3) Новые патенты. В данной отрасли возможно существование патентирования продукции. Но определённого влияния на отрасль это не оказывает. Пример : Пищевой эмульсионный продукт в качестве исходных компонентов содержит, мас.%: масло растительное рафинированное дезодорированное 5,00-80,00, экстракт стевии 0,4-3,0, соль поваренную 0,8-1,5, яйцо перепелиное 0,01-8,0, уксус 1,66-12,0, масло горчичное 0,02-1,0, молоко сухое 0,01-3,0, концентрат ламинарии или порошок ламинарии 0,09-0,18 и остальное - вода. Изобретение позволяет компенсировать дефицит микроэлементов, в частности йода и биологически активных соединений в организме.
4). Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий в отрасли. Скорость изменения и адаптации новых технологий зависит от восприятия этих технологий покупателями, т.к. не каждый новый продукт потребитель принимает положительно. Некоторые изобретения в пищевой промышленности не умели успеха среди потребителя и быстро были сняты с производства. Поэтому в данной ситуации очень важна роль первоначального исследования спроса перед разработкой нового продукта.
5)Новые продукты и услуги. Пищевая отрасль постоянно развивается и появляются новые продукты. Одна из тенденций рынка — продолжающаяся техническая модернизация производства и появление новых продуктов. Всевозможные заменители масел, жиров, соусы, другие продукты в последние годы быстрее прочих «представителей» пищевой промышленности завоевывали корзины покупателей. | ||||
Сценарии:
1. Реалистический: Все социальные факторы действуют на отрасль благоприятно, давая развиваться предприятиям. 2. Оптимистический: Если материальное состояние населения улучшится, то это положительно отразится на отрасли. . Т.к. страна выходит из кризиса и доходы населения растут, то положение отрасли может улучшиться. 3. Пессимистический: Если качество жизни будет ухудшаться, доходы будут уменьшаться, то население не будет столь платежеспособно, что приведёт к спаду в отрасли. К тому же население, жалеющее вести здоровый образ жизни, будет более требовательнее в содержанию продукции, что также может привести к спаду количества потребителей. |
Сценарии: 1. Реалистический: технологические аспекты не окажут большого влияния на отрасль. 2. Оптимистический: новейшие разработки будут использованы при работе, что заметно облегчит процесс работы и повысит качество продукции. При появлении новых технологий предприятие сможет повысить качество продукции и уровень работы, что также повысит количество покупателей этой продукции. 3. Пессимистический: Технологическое развитие не так быстро развивается в пищевой отрасли, чтобы давать видимые плоды. Также появление новых товаров может обозначать появление товаров-субститутов, что может уменьшить спрос на некоторые товары предприятий. |
Вывод: В настоящее время ОАО «Новосибирский жировой комбинат» находится в лидирующих позициях на рынке производства майонеза и масла, но такие факторы как налоговое регулирование, инвестиционная активность, экологический фактор, тех регламент в отрасли, новые продукты и услуги, возрастная структура населения и др. могут серьёзно повлиять на эффективную деятельность компании. В общем ситуация благоприятная для дальнейшего развития ОАО «Новосибирский жировой комбинат» и увеличения объёмов производства.
Для анализа конкурентной среды построим карту стратегических групп. В данную группу я включила следующих производителей майонеза на рынке города Новосибирска:
1. ОАО «Новосибирский жировой комбинат» (майонез «Провансаль»)
2. ООО «ЛуКа» ( майонез «Майонез Золотой» )
3. ООО «Юнилевер Русь» (майонез «Calve»)
4. ОАО «ЭФКО Продукты питания» (майонез «Слобода»)
Компания |
Доля рынка, % |
ОАО «НЖК» |
21 |
ОАО «ЭФКО Продукты питания» |
7 |
ООО «ЛуКа» |
7 |
ООО «Юнилевер Русь» |
12 |
Прочие |
53 |
Компания |
Ассортимент (количество марок) |
Цена (средняя) |
ОАО «НЖК» |
9 |
45 |
ОАО «ЭФКО Продукты питания» |
6 |
67 |
ООО «ЛуКа» |
2 |
85 |
ООО «Юнилевер Русь» |
6 |
55 |
Дифференцируя данные организации по критериям «Цена и ассортимент», можно выделить стратегическую группу А, в которую входят следующие предприятия: ОАО «Новосибирский жировой комбинат», ООО «Юнилевер Русь», ОАО «ЭФКО Продукты питания». Данные предприятия были объединены, т.к. имеют близкие числовые показатели критериев анализа. В стратегическую группу А не вошла российско-корейское совместное предприятие ООО «ЛуКа», имеющая существенные отличия в показателях. Можно сделать вывод, что фирмы, вошедшие в одну группу являются самыми сильными конкурентами для ОАО «Новосибирский жировой комбинат».
Компания |
Ассортимент (количество марок) |
Доля рынка, % |
ОАО «НЖК» |
9 |
21 |
ОАО «ЭФКО Продукты питания» |
6 |
7 |
ООО «ЛуКа» |
2 |
7 |
ООО «Юнилевер Русь» |
6 |
12 |
При сравнении предприятий по данным критериям можно сделать вывод, что ОАО «НЖК» является несомненным лидером. Поэтому наше предприятие даже не вошло в стратегическую группу со сравниваемыми фирмами.
3. Сравним компании по показателям «Доля рынка и ассортимент продукции»
Компания |
Цена (средняя) |
Доля рынка, % |
ОАО «НЖК» |
45 |
21 |
ОАО «ЭФКО Продукты питания» |
67 |
7 |
ООО «ЛуКа» |
85 |
7 |
ООО «Юнилевер Русь» |
55 |
12 |
Данный анализ по критериям «Доля рынка и цена» показывает нам, что ОАО «НЖК» лидирует среди своих конкурентов по разным показателям. В стратегическую группу вошли следующие предприятия: ОАО «Новосибирский жировой комбинат», ООО «Юнилевер Русь», ОАО «ЭФКО Продукты питания». Данные предприятия были объединены, т.к. имеют близкие числовые показатели цены. В стратегическую группу не вошла российско-корейское совместное предприятие ООО «ЛуКа», имеющая существенные отличия в показателях, как в цене, также и в доли рынка. Можно сделать вывод, что фирмы, вошедшие в одну группу являются самыми важными конкурентами для ОАО «Новосибирский жировой комбинат».
Конкуренция между продавцами внутри отрасли
Основными конкурентами ОАО «НЖК» являются: