Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Основной целью является исследования теорий стратегического менеджмента, доказать что стратегия является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе, разработать стратегию по увеличению доли рынка на примере ООО "минеральные воды вятки"
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. исследовать теоретические основы стратегического менеджмента;
2. выполнить анализ деятельности организации и сегментов регионального рынка;
3. разработать стратегии по увеличению доли рынка ООО "Минеральные воды вятки"

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы стратегического менеджмента
2. Аналитические основы стратегического менеджмента организаций малого бизнеса
3. Разработка и реализация стратегии ООО "минеральные воды вятки"
Список литературы.

Файлы: 1 файл

менеджемент.docx

— 86.84 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Российской Федерации

Всероссийский Заочный Финансово Экономический Университет при Правительстве Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая:

 

«Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса»

 

                                                                              Подготовила студентка 4 курса:

                                                                           Шилова Ирина Александровна.

                                                                   Специальность: Менеджмент  

                                          организации .

                                                            Зачетка №:09ММД10916

                                                              Проверила: Абашева Н.С.

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2013

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы стратегического менеджмента

2. Аналитические основы стратегического  менеджмента организаций малого бизнеса

3. Разработка и реализация стратегии ООО "минеральные воды вятки"

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность темы "Сстратегический менеджмент в организациях малого бизнеса" бесспорно велика. Это сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организациях малого бизнеса. Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

Разработка  стратегии является одной из основных функций менеджмента. Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иным грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Основной  целью является исследования теорий стратегического менеджмента, доказать что стратегия является основным условием устойчивого развития и  сохранения конкурентоспособности  фирмы в долгосрочной перспективе, разработать стратегию по увеличению доли рынка на примере ООО "минеральные воды вятки"

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. исследовать теоретические основы стратегического менеджмента;

2. выполнить анализ деятельности организации и сегментов регионального рынка;

3. разработать стратегии по увеличению  доли рынка ООО "Минеральные воды вятки"

Объектом исследования является стратегическая деятельность предприятия по реализации газированной воды ООО "Минеральные воды вятки".

Предметом исследования является выработка  и реализация стратегии, создание структуры  управления предприятием, ориентированной  на решение проблем стратегического  менеджмента.

Методологической основой курсовой работы является аналитический метод, сравнение, расчетный, синтез, монографический.

Научной основой моей курсовой работы труды  отечественных и зарубежных ученных  Горемыкин В.А., Гольдштейн Г.Я, Зайцев Л. Г, Люкшинов А. Н. , Маркова В. Д., Панов А. И. , Сайман, Г. , Томпсон А. А., Семёнов А.К. и другие.

Значительный вклад в изучение проблемы стратегичеего управления предприятием внес известный российский исследователь Фатхутдинов Р.А. В курсовой работе я использовала основные аналитические и методологические принципы, разработанные именно этим автором.

 

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента

 

1.1 Сущность и функции стратегического  менеджмента

 

Стратегический  менеджмент является быстро развивающейся  областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание  динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими  исследователями бизнеса и консультационными  фирмами, далее этот аппарат вошел  в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран.

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней  средой.

"Стратегия— это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом,

что предприятие получает единое направление  движения" .

"Стратегическое управление— это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать

как основное связующее звено между  тем, что организация хочет достичь— ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей".[7] Это область деятельности высшего руководства фирмы, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и векторов развития организации, постановке основополагающих целей, оптимальном распределении ресурсов, использовании всего того, что дают организации конкурентные преимущества [1].

Содержанием стратегического менеджмента являются:

- определение  назначения и главных целей  бизнеса фирмы,

- анализ  внешней среды фирмы,

- анализ  ее внутренней обстановки,

- выбор  и разработка стратегии фирмы,

- анализ  портфеля диверсифицированной фирмы,

- проектирование  ее организационной структуры,

- выбор  степени интеграции и систем  управления,

- управление  комплексом " стратегия - структура  - контроль",

- определение  нормативов поведения и политик  фирмы в отдельных сферах ее  деятельности,

- обеспечение  обратной связи результатов и  стратегии компании,

- совершенствование  стратегии, структуры, управления.[3]

Все это  отражено на рис.1.

 

Рисунок 1. Содержание стратегического  менеджмента

 

Выделяют  следующие функции стратегического  менеджмента:

  • планирование стратегии;
  • организация выполнения стратегических планов;
  • координация при решении стратегических задач;
  • мотивация к достижению стратегических результатов;
  • контроль процесса выполнения стратегии.

Планирование  стратегий включает в себя:

  • прогнозирование- в него входят анализ внутренних и внешних факторов, обоснование стратегии, оценка риска и т.д.
  • разработка стратегии- формирование миссии, определение перспектив, формулировка стратегии, увязка стратегий по подразделениям и тд.;
  • бюджетирование - стоимостная оценка стратегии, распределение ресурсов, составление бюджета и т.д.

Организация выполнения стратегических планов включает:

  • формирование потенциала фирмы;
  • согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией;
  • создание корпоративной культуры поддерживающей стратегию

Координация действий по формированию и реализаций стратегий заключается в следующем:

  • согласование управленческих решений отдельных уровней;
  • последовательная консолидация целей;
  • консолидация стратегий структурных подразделений.

Мотивация, как функция стратегического  менеджмента представляет собой  систему стимулов побуждающих персонал к выполнению стратегии, достижению нужных результатов. [2, с. 13]. Непрерывное  наблюдение за процессом реализации стратегического плана;

Контроль  состоит из следующих действий:

  • непрерывное наблюдение за реализацией стратегии;
  • заблаговременное выявление опасностей;

минимизация последствий ошибок, отклонений. непрерывное наблюдение за процессом реализации стратегического плана; [8, с. 29]

Данные  функции стратегического менеджмента  выражают его сущность, способствуют реализации стратегии в нестабильной внешней среде.

1.2 Особенности организации  малого бизнеса

 

Воздействуя на те или иные отношения, государство, с одной стороны, способствует устранению несовершенства существующих механизмов, особенно в рыночных отношениях, а с другой преодолевает влияние негативных факторов, обусловленных обеспечивающими подсистемами финансового механизма.

Малое предпринимательство (МП) или малый бизнес (МБ) представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет таким предприятиям чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В определении  термина "малое предпринимательство" у теоретиков нет пока единого мнения. В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров бизнеса.

Во-первых, они существенно разнятся по странам  и отраслям экономики. Во-вторых, при  всех различиях общим является использование  не только количественных, но и качественных критериев определения малого предпринимательства. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения МП не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но и в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей.

Правильное  понимание сути этого вида бизнеса  имеет большое теоретическое  и практическое значение по следующим причинам:

  1. процесс его функционирования тесно связан с государственной поддержкой, в том числе в сфере финансово-кредитной, налоговой политики, а поэтому необходим контроль со стороны государства;
  2. он особенно уязвим при неблагоприятных изменениях в макро- и микросреде фирмы, недостаточно устойчив в кризисных ситуациях;
  3. выполняет важные социальные функции: содействует росту занятости трудоспособного населения и является мобильным поставщиком на рынок новых товаров и услуг;
  4. для экономики в целом деятельность малых предприятий становится важным фактором повышения ее конкурентоспособности и стабильности.

Исследование  деятельности предприятий малого бизнеса  как сложной экономической системы показало, что современное его место в обществе выражается в имманентных функциях: экономической и социальной. Полноценная реализация этих функций во многом зависит от степени привлекательности бизнес-среды для субъектов малого бизнеса.

Экономическая функция малого предприятия проявляется  в самом факте функционирования этой деятельности и выражается выходом  товара на рынок, получении выручки от продаж и увеличении поступлений в бюджет за счет субъектов малого бизнеса.

Социальную  роль малого предпринимательства можно  оценить снижением уровня безработицы, созданием условий для реализации потенциальных возможностей граждан.

Привлекательность бизнес-среды для малого бизнеса можно оценить следующей системой показателей: количеством МП на 1000 чел населения, всего и по видам экономической деятельности; величиной инвестиций в предприятия малого бизнеса.

Учитывая  мнения отечественных и зарубежных экономистов, а также положения российского законодательства считаем, что малое предпринимательство – это особый вид бизнеса, связанный с инвестиционной деятельностью, которая отражает единство экономической инициативы и самостоятельности, способствует внедрению технических и технологических инноваций и характеризуется следующими признаками: инициативностью, инновационностью, готовностью к рискам.

Информация о работе Стратегический менеджмент в организациях малого бизнеса