Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:26, курсовая работа
Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 4
1.1. Концепции стратегического менеджмента 4
1.2. Эволюция теорий стратегического менеджмента 7
1.3. Игнорирование стратегического менеджмента руководителями 9
Глава 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ 11
Глава 3. КОРПОРАЦИЯ BLACK & DECKER 12
3.1.Корпорация Black & Decker в 2000 году 12
3.2.Black & Decker в ожидании лучших времен 13
3.3.Годовые отчеты Black & Decker. 14
3.4.История компании 14
3.5.Диверсификация в производство бытовой техники 15
3.6. Нолан Арчибальд — глава Black & Decker 16
3.7.Первые успехи Н. Арчибальда в Black & Decker 17
3.8. Неудачные попытки поглощения 19
3.9. Поглощение корпорации Emhart 20
3.10. Первоочередные отделения производств Emhart 23
3.11. Последующие отделения — 1993-1996 годы 25
3.12. Развитие отрасли 27
3.13. Сегменты рынка 28
3.14. Конкуренция 29
3.15. Конкурентная позиция Black & Decker на глобальном рынке электроинструментов 30
3.16. Перспективы Black & Decker 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
В течение нескольких дней после объявления Black & Decker о намерении приобрести Emhart цена акции B&D снизилась на 15%. Многие аналитики сомневались в целесообразности этого шага, потому что, во-первых, между Emhart и B&D не наблюдалось стратегического соответствия, во-вторых, столь крупная покупка могла полностью истощить финансовые ресурсы B&D. Покупаемая компания была крупнее покупателя.
Финансовые показатели
за 1988 год
Доходы от продаж |
2,7 млрд. долл. |
2,28 млрд. долл. |
Чистый доход |
126,6 млн. долл. |
97,1 млн. долл. |
Активы |
2,43 млрд. долл. |
1,83 млрд. долл. |
Акционерный капитал |
970,9 млн. долл. |
724,9 млн. долл. |
Долгосрочная задолженность |
674,3 млн. долл. |
271,1 млн. долл. |
По условиям соглашения о приобретении, Black & Decker обязывалась купить 59,5 млн. обычных акций (95%) Emhart по 40 долл. за акцию — эта цена почти в три раза превышала номинальную стоимость акции Emhart (14,32 долл.). В общей сложности приобретение Emhart обошлось B&D в 2,7 млрд. долл. Чтобы получить эту сумму, B&D заключила кредитное соглашение с группой банков, которые предоставили срочный кредит со сроком погашения с 1992 по 1997 год и автоматически обновляемый необеспеченный кредит на сумму до 575 млн. долл. под процент, который на 0,25% превышал стандартную кредитную ставку.
В кредитное соглашение также было включено условие о том, что корпорация Black & Decker обязуется поддерживать определенный уровень покрытия поступающей наличностью своих процентов по долговым обязательствам и не превышать определенного соотношения между объемом задолженности и собственным капиталом в период выплаты долгов.
Финансовый год |
Соотношение задолженности и собственного капитала |
Уровень обеспеченности наличностью |
1992 |
3,25 |
1,35 |
1993 |
2,75 |
1,50 |
1994 |
2,25 |
1,55 |
1995 и следующие |
1,50 |
1,60 |
Согласно еще одному условию кредитного соглашения, Black & Decker не имела права привлекать дополнительные кредиты, приобретать новые компании и продавать активы.
Корпорация Black & Decker заключила также соглашение о факторинге (продаже долговых обязательств других компаний для покрытия собственных долгов) с различными финансовыми институтами; векселя должников были проданы со скидкой, зато очень быстро, сэкономив корпорации 30—60 банковских дней, в течение которых ей пришлось бы дожидаться получения денег, если бы она продавала долговые обязательства без скидки. B&D продавала долговые обязательства до декабря 1997 года, до тех пор, пока не получила возможность удовлетворять требованиям ликвидности без факторинга.
Black & Decker записала разницу между покупной ценой Emhart и остаточной стоимостью основного капитала как нематериальные активы, подлежащие амортизации, равномерно распределенной на 40 лет. В результате ежегодные амортизационные расходы компании увеличились на 45 млн. долл. [3]
Высшее руководство Black & Decker с самого начала понимало, что предстоит продать активы Emhart на сумму не меньше 1 млрд. долл., чтобы уменьшить сумму долга и выполнить прочие обязательства кредитного соглашения. В соответствии с правилами бухгалтерского учета, активы Emhart должны быть либо проданы в течение одного года с момента поглощения, либо консолидированы с активами B&D, однако во втором случае Black & Decker превысила бы оговоренное в кредитном соглашении соотношение задолженности и акционерного капитала. Руководство корпорации приняло решение продать в течение года после приобретения производство обувных материалов; производство оборудования для создания монтажных печатных плат (Dynapert); производство конденсаторов; производство химического клея (Bostik); все подразделение информационных и электронных систем (PRC). В 1989 году и начале 1990 года Black & Decker продала Bostik (производство химического клея) французской компании за 345 млн. долл., производство обувных материалов — компании United Machinery Group примерно за 125 млн. долл., производство конденсаторов Arcotronics — токийской компании Nissei Electric примерно за 80 млн. долл.; поступления от этих продаж пошли на погашение долга. В начале 1990 года, спустя почти год после приобретения Emhart, корпорация B&D была вынуждена приняться за консолидацию нераспроданных активов на сумму примерно 566 млн. долл., в результате чего объем нематериальных активов в годовом балансе возрос на 560 млн. долл., а ежегодные амортизационные отчисления увеличились на 14 млн. долл. Чтобы не нарушить условие кредитного соглашения относительно соотношения задолженности и собственного капитала, Black & Decker выпустила новые привилегированные акции на общую сумму в 150 млн. долл., часть которых общей стоимостью в 47 млн. долл., за неимением покупателей, была выкуплена самой же компанией из своего накопительного фонда заработной платы 401 (К).
В течение всего 1991 года Black & Decker делала все, чтобы не нарушить условий кредитного соглашения. Корпорация продала подразделение Garden America и североамериканские и бразильские подразделения Mallory Controls, выручив в общей сложности 140 млн. долл. Были проданы также подразделения True Temper Hardware, PRC Medic и U.S. Capacitors — за них компания получила почти 110 млн. долл. Доход от продажи подразделений Emhart оказался значительно ниже, чем предполагало руководство B&D; в определенной степени это объяснялось начинающимся в США экономическим спадом и снижением активности корпоративных покупателей.
Тем не менее отделения этих производств (которые руководство Black & Decker называло "стратегически непрофильными активами") и доход в 150 млн. долл. от продажи привилегированных акций позволили компании к концу 1991 года снизить долговое бремя с 4 млрд. долл. (непосредственно после приобретения Emhart в апреле 1989 года) до 2,9 млрд. долл. B&D приходилось прилагать огромные усилия для создания потока наличности, достаточного для своевременного выплаты задолженности и процентов по ней. Эта проблема усложнилась из-за экономического спада в 1990-1991 годах, который вообще плохо отразился на продаже инструментов и бытовой техники. Цена акции B&D упала с 20—25 долл. во время приобретения Emhart до 11-12 долл. в начале 1991 года; многие финансовые аналитики считали, что причина проблем корпорации состоит в слишком высокой цене, уплаченной за Emhart. Аналитики продолжали активно обсуждать величину стратегического соответствия между Emhart и B&D. К началу 1992 года акции B&D снова поднялись в цене, превысив 20 долларов (частично это объяснилось снижением процентной ставки по кредитам с 10% до 6,5%, что значительно облегчило для компании выплату ежегодных долговых обязательств — по условиям кредитного соглашения дополнительная ставка в 0,25% была привязана к текущей базисной ставке). [3]
Последующие шесть лет руководство Black & Decker настойчиво искало покупателей на стратегически непрофильные предприятия, полученные в результате приобретения Emhart. Три таких предприятия были проданы в течение 1993—1996 годов.
DYNAPERT
Это подразделение выпускало
Подразделение вело продажи силами
как собственных торговых представительств,
так и через независимых
CORBIN RUSSWIN
Подразделение Corbln Russwin в составе Emhart занималось производством замков и дверной фурнитуры для европейского рынка коммерческих замковых устройств. Единственный завод подразделения в Берлине, на котором трудилось 550 работников, был приобретен у Black & Decker в 1994 году британской корпорацией Yale and Valour, Inc. за 80 млн. долл. Продажа Corbin Russwin и Dynapert принесла Black & Decker в целом 18 млн. долл.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И УСЛУГИ PRC
Подразделение PRC, Inc. со штаб-квартирой в Маклине, штат Виржиния, под разными названиями действовало на рынке с середины 1970-х годов. Основная часть операций PRC приходилась на заказы различных федеральных ведомств, в частности в 1991 году около 40% доходов компании обеспечили контракты с Министерством обороны США. Кроме того, PRC была ведущим поставщиком сетевых услуг для брокеров недвижимости и компьютерных систем для диспетчеров скорой помощи. Компания PRC действовала на высококонкурентном рынке услуг, к тому же доходы от контрактов с Министерством обороны снижались в связи с улучшением международной обстановки. Многие конкуренты PRC получали более объемные заказы и соответственно доходы. По мере сокращения бюджета Министерства обороны конкуренция между крупнейшими контракторами обещала еще более обостриться, в особенности в секторе информационных услуг, где работала PRC. Поэтому вскоре после приобретения Emhart корпорация Black & Decker решила продать PRC. В 1991 году объем продаж PRC составил 684 млн. долл., а доходы до выплаты налогов — 32,3 млн. долл. В середине 1991 года Black & Decker назначила нового президента PRC, а вскоре после этого руководство подразделения решило осваивать новые рынки. Целью этой инициативы было такое распределение деятельности, при котором половину прибыли создавали бы клиенты в США, а половину — зарубежные. Однако руководству PRC не удавалось создать новую неправительственную клиентуру, и рост подразделения был примерно втрое медленнее, чем рост ближайших конкурентов.
Долгое время Black & Decker не могла найти покупателя на PRC, и только в 1995 году PRC Realty Systems и PRC Environmental Management, Inc. были проданы за 60 млн. долл. и 35,5 млн. долл. соответственно. В 1996 году компания Litton Industries приобрела остальные предприятия PRC за 425 млн. долл. Еще в 1992 году руководство Black & Decker намеревалось выделить PRC в самостоятельную компанию, поскольку не получалось ее продать. Однако отделение PRC не было завершено, потому что Уолл-Стрит не проявила интереса к выпуску акций компании с капиталом 350 млн. долл. В 1995 году объем продаж PRC составил 800 млн. долл., чистая прибыль — 38,4 млн. долл. [3]
Рынок электромеханических
Покупателей электромеханических инструментов можно разделить на две основные категории: профессионалов и любителей. К первой категории относятся строители, электрики, сантехники, ремонтники, наладчики, механики, рабочие заводов. Эти покупатели отличаются чувствительностью к качеству и возможностям инструментов; они покупают долговечные, функциональные, надежные модели. У них богатый опыт и знания — в отличие от любителей, которые в большинстве своем покупают инструмент один раз в жизни и пользуются им от случая к случаю.
Поскольку потребности профессионалов
и любителей сильно различались,
некоторые производители