Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента.
Задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий как системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления
- охарактеризовать фирму как производственную систему
- выявить стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы
- рассмотреть сущность конкурентной, функциональные и операционные стратегии
- провести анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп (на примере ООО «Турфирма «Согласие»).
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления. Фирма как производственная система. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы 5
2. Конкурентная стратегия. Функциональные и операционные стратегии 12
II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3. Анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп 16
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 35
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
инженерно-экономический
Кафедра экономики и менеджмента
в туризме и гостиничном
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В ТУРИЗМЕ
Выполнила: Полякова М.А.
Магистрант заочного отделения 2 курса спец. «Экономика фирмы и отраслевых (туристских) рынков
группа__32/5012 ______ № зачет. книжки___193/11_______
Подпись:___________________
Преподаватель:___ Кущева Н.Б.___________________
Должность:____________________
уч. степень, уч. звание
Оценка:_________________ Дата:___________________
Подпись:______________________
Санкт-Петербург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Системный, организационный, процессный,
ситуационный подходы к фирме как объекту
стратегического управления. Фирма как
производственная система. Стратегический
потенциал и стратегические ресурсы фирмы
2. Конкурентная стратегия. Функциональные
и операционные стратегии
II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3. Анализ конкуренции в туристской отрасли
на основе моделей пяти сил конкуренции
и стратегических групп
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Характерной чертой современного менеджмента организации в условиях рыночной экономики является перенос акцента в управлении на стратегическое планирование. По мнению аналитиков, в настоящий момент в хозяйственной практике России механизм стратегического управления находится в процессе становления. Банкротство большинства предприятий объясняется тем, что планированию стратегии они отводили не более 12% из всего объема задач производственной политики.
Появление стратегического управления обусловлена объективными причинами, прежде всего усложнением условий производства и реализации продукции, и является результатом эволюционного развития подходов к управлению организации.
Любая организация заинтересована в том, чтобы постоянно обладать конкурентными преимуществами, то есть обладать в глазах потребителя теми достижениями и особенностями, которыми не обладают другие организации, удовлетворяющие ту же самую потребность.
Внешне конкурентные
преимущества выступают как единство
цены и качества, доступность или
эксклюзивность товара, уровень сервиса
стоимость послепродажного
В основе этих конкурентных преимуществ лежат внутренние конкурентные преимущества: передовая технологическая база, прогрессивные методы управления производством и персоналом, интеллектуально - креативный ресурс.
Поскольку наличие конкурентных преимуществ необходимо на каждом этапе жизненного цикла организации, необходимо стратегическое управление, то есть управление, рассчитанное на длительный период.
Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента.
Задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий как системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления
- охарактеризовать фирму как производственную систему
- выявить стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы
- рассмотреть сущность конкурентной, функциональные и операционные стратегии
- провести анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп (на примере ООО «Турфирма «Согласие»).
В работе были использованы труды таких авторов как Г.Л. Азоева, С.М. Гертмана, В.В. Глохова, М. Портера, В.А. Квартального, М.Б. Шифрина, Р.А. Фатхутдинова и др.
1. Системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления. Фирма как производственная система. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы
Многоаспектность и разнообразие процессов управления организацией, а так же огромное количество факторов, определяющих ее функционирование, привели к разработке различных подходов к теории организации.
На современном этапе развития теории организации выделяются процессный, ситуационный, системный, структурный и подход организационного развития.
Процессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой организации как системы управленческих процессов, связанных с целями и миссией организации[2,с.10].
Процессный подход базируется на нескольких основных принципах[2,с.12]:
- восприятие организации как системы;
- любая организация рассматривается как система, а её развитие - как происходящее по законам сложных систем;
- будучи в устойчивом состоянии, никакая система не может эволюционировать;
- решение локальных проблем не может изменить систему. Ее изменение возможно лишь в целом;
- восприятие деятельности как процесса;
- можно рассматривать
любую деятельность как
- деятельность любой
организации можно
- в любой деятельности
может иметь место разделение
как по времени, так и по
материальным ресурсам и
- любая целенаправленная,
спланированная и при этом
использующая ресурсы деятельно
- каждый процесс имеет
внешнего или внутреннего
- стандартизация и прозрачность ответственности;
- высшее руководство должно полностью отвечать за создание системы качества в организации и управление качеством.
Рассмотрим ситуационный подход. Основное теоретическое положение ситуационного подхода к теории организации заключается в том, что степень ее эффективности и успеха определяется степенью адаптации организационной структуры и организационного поведения факторами и ограничениями окружающей среды. Такое положение осуществляется путем проверки следующих предположений[5,с.48]:
- условия неопределенности - фактор, определяющий адаптивность организации;
- технология - взаимовлияющий фактор между средой и организацией;
- размер организации - структурный фактор, определяющий характеристики организации и ее возможности к адаптации;
- выбор варианта организационного проекта - решающий фактор в вопросе определения рамок адаптации.
Таким образом,
ситуационный подход
Ситуационный подход признает, что специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьироваться. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Системный подход - это подход, при котором любая система (явление, процесс, какой-либо объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход - это способ мышления по отношению к организации и управлению [5,с.17].
Основными принципами
системного подхода являются[5,
- целостность, позволяющая одновременно рассматривать систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней;
- иерархичность строения, то есть наличие элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня высшим;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры и т.д.
Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого. Любая организация рассматривается как организационно-экономическая система, имеющая входы и выходы, и определенное количество внешних связей. Таким образом, организационная система - это определённая совокупность внутренне взаимосвязанных частей организации, формирующая некую целостность.
Основными элементами организационной системы выступают: производство; маркетинг и сбыт; финансы; информация; персонал, человеческие ресурсы - обладают системообразующим качеством и от них зависит эффективность использования всех остальных ресурсов[5,с.48].
Значение системного подхода заключается в том, что менеджеры могут проще согласовывать свою конкретную работу с работой организации в целом, если они понимают систему и свою роль в ней. Системный подход помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.
Организации создают
структуры для того, чтобы обеспечивать
координацию и контроль деятельности
своих подразделений и
Для того чтобы эффективно достигались цели, необходимо понимание структуры работ, подразделений и функциональных единиц. Организация работы и людей во многом влияет на поведение работников.
Структура организации - это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических элементов и персонала. Однако схема организации не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями.
Организационный подход заключается в переменах, т.е социальных явлениях, касающееся всех организаций. В конечном счете весь успех в бизнесе зависит от способности учиться интенсивно и непрерывно. Организации или лица, первыми выявившие перемены имеют наилучшие шансы на успех.
Обычно перемены
разделяют на следующие виды[
- стихийные перемены;
- целенаправленные, планомерные перемены;
- сочетание двух предыдущих перемен.
Организационные перемены - вопрос, касающийся всех организаций. По мнению некоторых исследователей, большинство компаний и отделов крупных корпораций приходят к выводу, что они должны проводить умеренную реорганизацию по крайней мере раз в год и коренную - каждые четыре или пять лет. Перемены внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во внешней среде. Перемены подразумевают массовые изменения организационной структуры, новую продукцию и коренное изменение технологий.
Организационное развитие - это долговременная работа по усовершенствованию процесса решения проблем и обновления в организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации - при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп - при помощи агента перемен или катализатора, - применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении и т.д[10,с.31].
Таким образом, способность решать вопросы развития - главная характеристика современного менеджмента. Ориентация на максимальную эффективность организации в условиях статус-кво сменилась ориентацией на эффективность развития организации.
Предприятие представляет собой производственную систему. С управленческой точки зрения его можно рассматривать как организацию (фирму), под которой понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью различных вещественных, правовых, экономических и иных условий,
Информация о работе Стратегический потенциал и стратегические ресурсы турфирмы