Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента.
Задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий как системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления
- охарактеризовать фирму как производственную систему
- выявить стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы
- рассмотреть сущность конкурентной, функциональные и операционные стратегии
- провести анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп (на примере ООО «Турфирма «Согласие»).
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления. Фирма как производственная система. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы 5
2. Конкурентная стратегия. Функциональные и операционные стратегии 12
II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3. Анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп 16
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 35
В зависимости от характера выпускаемой продукции и сферы деятельности предприятия принято делить на промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и т.п.
На основании типа производственных процессов различают предприятия с массовым (кондитерская фабрика), серийным (домостроительный комбинат) и единичным (судоверфь) производством.
По степени специализации продукции можно говорить о трех типах предприятий: универсальных, выпускающих разнообразную, не обязательно связанную друг с другом продукцию; специализированных, производящих однородные изделия (услуги); комбинатах, процесс изготовления продукции на которых состоит из отдельных переделов (этапов).
Прейдем к рассмотрению стратегического потенциала (СП) организации. СП - это соответствие и достаточность ресурсов и компетенций организации для разработки и реализации стратегии, укрепляющей ее конкурентную позицию. Это определение основано на ресурсном взгляде на стратегию, который предполагает, что стратегическое развитие фирмы определяется наличием и качеством располагаемых ресурсов - материальных, человеческих (навыки и способности персонала) и нематериальных (ноу-хау, гудвилл и т.п.) [12,с.44].
Наличие и качество ресурсов и компетенций (т.е. способностей, умений делать что-либо) существенным образом обусловливает и индивидуализирует конфигурацию возможных направлений стратегического развития организации.
Однако не все ресурсы и компетенции фирмы имеют равную стратегическую ценность. Одни из них являются более ценными и редкими, другие - менее. Их ценность определяется их значением для реализации стратегического плана и их доступностью для участников рынка.
Выбор ресурсов, которые будут заложены в основу стратегии компании (т.е. которые будут являться источником ее устойчивого конкурентного преимущества), требует тщательного анализа поведения конкурентов, так как ресурсы формируют СП лишь в том случае, когда они позволяют фирме производить особые продукты или услуги, т.е. обладающие характеристиками (цена и качество), отличающими их от продукции конкурентов[12,с.48].
При грамотном управлении стратегическим потенциалом, а также при отслеживании динамики его изменений у организации любого уровня и типа есть возможности добиться своих долгосрочных и краткосрочных целей, несмотря на агрессивность окружающей внешней среды, именно потому, что стратегический потенциал и ресурсный подход предполагают постоянный мониторинг изменений, которые происходят вокруг и внутри организации и не заставляет менеджмент компании применять устаревшие технологии управления.
Таким образом, все современные
структуры и институты могут использовать
стратегический потенциал для постоянного
роста и развития, а также для преодоления
периодов стагнации и спада в циклическом
развитии, выходя из периодов кризиса
с новыми перспективными решениями.
2. Конкурентная стратегия.
Функциональные и операционные стратегии
Стратегия - э это оптимальный набор правил и приёмов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы[4,с.1]. Существует множество моделей стратегического управления. Их делят в зависимости положения фирмы на рынке, географической концентрации и т.д. Определение стратегии фирмы зависит от ситуации, в которой находится компания. Стратегии делятся на портфельные, операционные, функциональные и конкурентные. К основным конкурентным стратегиям относятся стратегия низких издержек, стратегия дифференциации и стратегия сегментации.
Конкурентная стратегия - это поиск благоприятного положения в отрасли или на рынке. Она обеспечивает компании такое положение, которое позволяет извлекать прибыль на долгосрочной основе, несмотря на противодействие различных сил.
Конкурентная стратегия концентрируется на действиях и подходах, связанных с управлением и направленных на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса (стратегической зоне хозяйствования). Большинство исследователей придерживается мнения, что сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные преимущества.
Конкурентная (деловая) стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию[4,с.12].
Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, достаточно велико.
Классификации стратегий очень многочисленны. Один из основных подходов к выбору конкурентных стратегий основан на оценке конкурентоспособности фирмы и планировании ее конкурентного статуса. Данный подход разработан М. Портером[8,с.9].
Другим важным критерием, на основе которого могут быть классифицированы конкурентные стратегии, является доля рынка, принадлежащая организации. Так, Ф. Котлер выделяет четыре типа конкурентной стратегии: стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и аутсайдера («нишера»). Г. Л. Азоев впоследствии успешно дополнил содержание этих конкурентных стратегий с учетом особенностей российской экономики, характеризующейся высоким уровнем турбулентности (нестабильности).
Функциональная стратегия
относится к плану управления
текущей деятельностью
Функциональная стратегия нацелена на деятельность той или иной функциональной службы (или отдела) в рамках общей стратегии данного хозяйственного подразделения[3,с.32].
Распространение сферы принятия стратегических решений на более низкие функциональные уровни (маркетинг, производство, финансы, исследования и разработки, персонал, электронная обработка данных и др.) способствует формированию в компании совершенно нового подхода к бизнесу и расширению возможностей выбора для назначения на должности исполнителей, которые также требуют знаний в области бизнеса. Разработка функциональной стратегии подразумевает активное поведение менеджеров в рамках заданной функции. Таким образом, функциональная стратегия сводится к такой ориентации того или иного функционального подразделения (отдела) в соответствии с общей деловой стратегией, которую каждый имеющий к ней отношение работник воспринимает как логическое продолжение своей деятельности. Операционная стратегия заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии. Операционная стратегия, в совокупности с корпоративной стратегией, охватывает весь спектр деятельности компании и предполагает долговременный процесс, что призвано обеспечить фирме возможность быстро реагировать на любые неизбежные изменения в будущем. При обсуждении операционной стратегии в этой книге мы преимущественно касаемся производственных операций[3,с.35].
Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность.
Операционная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой производственного процесса и инфраструктуры, необходимой для его поддержания. Разработка процесса заключается в выборе подходящей технологии, составлении временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации операционной функции компании[11,с.45].
Операционную стратегию можно рассматривать как составную часть общего процесса планирования, обеспечивающую соответствие операционных задач задачам более широкой организационной структуры. Поскольку задачи более широкой организационной структуры с течением времени имеют тенденцию изменяться, операционная стратегия также должна разрабатываться с учетом возможных будущих изменений потребностей покупателей продукции фирмы.
Операционные возможности
любой фирмы можно
Таким образом, можно сказать, что главный критерий выбора стратегии - адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. И в этом смысле базовые стратегии конкуренции являются принципиальной, общеэкономической основой, на которой строятся практические действия конкурентов.
3. Анализ конкуренции
в туристской отрасли на
Основной вид деятельности ООО «Турфирма «Согласие» - это детский и молодежный туризм.
- детские летние лагеря на море в России и Украине, за рубежом в Европе;
- программы на каникулы:
Подмосковье, спортивно-
- организация участия
в международных молодежных
Основной вид деятельности- детский и молодежный туризм.
Большинство программ, которые предлагает ООО «Турфирма «Согласие» - собственные проекты.
Большинство программ, которые предлагает ООО «Турфирма «Согласие» - собственные проекты. Предприятие имеем прямые договора с лагерями (отелями), перевозчиками, вожатыми, сопровождающими.
Выбирая лагерь или молодежный центр, ООО «Турфирма «Согласие» старается учесть все: удобство размещения детей с точки зрения комфорта и контроля, качество питания, уровень медицины, надежность охраны, наличие развитой инфраструктуры и самое важное - работу вожатых. Кроме того, во все оздоровительные лагеря и детские центры отдыха, расположенные за пределами Московской области, выезжают тщательно отобранные и проверенные вожатые и сопровождающие, которые имеют постоянную мобильную связь с Фирмой и с которыми родители могут связаться самостоятельно.
Также ООО «Турфирма «Согласие» сотрудничает со многими школами города Москвы, для которых в течение учебного года организует школьные туры по Москве, Подмосковью, по России и за рубеж, а в летние и зимние каникулы направляет в детские лагеря отдыха.
В таблице 2.1 рассмотрим среднюю стоимость, по которой работает ООО «Турфирма «Согласие».
Таблица 2.1
Средняя стоимость туров ООО «Турфирма «Согласие»
Турпакет |
Дни |
Цена,руб. |
Средняя стоимость в день,руб. |
Детский креативный лагер «Вуаля» - Подмосковье |
14 |
22800,00 |
1628,57 |
Подростково-молодежный проект «911» в лагере «Вуаля» Подмосковье |
14 |
22800,00 |
1628,57 |
Летняя английская школа «Англия приехала в Россию»» |
21 |
66000,00 |
3142,85 |
Детский оздоровительный лагер «Суходол» Тульская обл. |
20 |
24600,00 |
1230,00 |
Приключенческий лагерь «Школа Рейеджера» - Карелия |
21 |
25200,00 |
1200,00 |
Детский оздоровительный лагерь «Райский уголок» - Азовское море, Бердянск |
20 |
27700,00 |
1385,00 |
Детский оздоровительный лагерь «Бригантина» - Крым |
21 |
24000,00 |
1142,86 |
Лагерб Нового поколения в стиле Шоу «Мандарин» - Крым» |
17 |
31600,00 |
1858,82 |
Новый лагерь в стиле шоу «I&Camp»- Крым |
18 |
45220,00 |
2512,22 |
автобусные маршруты: Петушки-Покров-Боголюбово (Россия, Золотое Кольцо) |
2 |
5260,00 |
2630 |
автобусные маршруты: Москва- стандартная программа (Россия, Москва) |
21 |
5975,00 |
284,52 |
Лагерь «Лонг-Бич» (Турция) |
15 |
22000,00 |
1466,66 |
Лагерь «Адакуле» (Турция) |
15 |
26800,00 |
1786,66 |
Международный детский лагерь «Альбатрос» Болгария |
14 |
11480,00 |
820,00 |
Международный молодежный центр «Сердика», Болгария, Золотые Пески |
14 |
13940,00 |
995,71 |
Информация о работе Стратегический потенциал и стратегические ресурсы турфирмы