Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:47, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты стратегического менеджмента.
Задачи:
- рассмотреть сущность таких понятий как системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления
- охарактеризовать фирму как производственную систему
- выявить стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы
- рассмотреть сущность конкурентной, функциональные и операционные стратегии
- провести анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп (на примере ООО «Турфирма «Согласие»).
Введение 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1. Системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления. Фирма как производственная система. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы 5
2. Конкурентная стратегия. Функциональные и операционные стратегии 12
II ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3. Анализ конкуренции в туристской отрасли на основе моделей пяти сил конкуренции и стратегических групп 16
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 35
Из таблицы 2.1
видно, что турфирма охватывает разные
направления в детском и
Так в 2012 году на русский рынок туризма вышел лагерь Sanny Camp в Черногории, в этом сезоне (2013 году) увеличилась квота мест на треть. Конечно, это направление не будет конкурировать с Турцией и Болгарией, оно требует раскрутки, и ООО «Турфирма «Согласие» не боится проблем, развитвает это направление, так смена в нем стоит от 33 тысяч рублей[12,с.74].
С каждым годом все большей
Среди лагерей с языковыми программами ООО «Турфирма «Согласие» предлагает детские центры отдыха на Мальте, несмотря на высокую стоимость (2 тысячи евро за трехнедельную смену).
Для того чтобы понять экономическую ситуацию турфирмы на детском и молодежном рынке , в таблице 2.2 рассмотрим анализ продаж по годам.
Таблица 2.2
Анализ продаж туров для детей и молодежи ООО «Туристическая фирма «Согласие» за 2010-2012 г.г.
Вид отдыха |
Ст-ть проданных туров за 2010год тыс.руб. |
Сто-ть проданных туров за 2011год, тыс.руб. |
Стоимость проданных туров за 2012год тыс.руб. |
Изменения относительно 2010 года | |
за 2011 |
за 2012 абс., шт. | ||||
абс., шт. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Экскурсии |
489 |
730 |
450 |
241 |
-39 |
Отдых в летнем лагере на черном море в Крыму |
1141 |
1371 |
1511 |
230 |
370 |
Отдых в летнем лагере на черном море (Россия) |
710 |
940 |
479 |
230 |
-231 |
Отдых в обычных детских и молодежных лагерях России |
465 |
381 |
572 |
-84 |
107 |
Отдых в лагерях Дальнего зарубежья |
379 |
421 |
453 |
42 |
74 |
Отдых в лагерях Подмосковья |
661 |
751 |
911 |
90 |
250 |
Языковые программы для детей и молодежи |
310 |
270 |
230 |
-40 |
-80 |
4155 |
4864 |
4606 |
709 |
451 | |
Итого: |
В результате анализа, большую часть в объеме продаж от детских и молодежных туров приходится на отдых в летнем лагере на Черном море в России и экскурсионные туры . Прослеживается тенденция повышения отдыха на Черном море в России за три года.
Влияние поставщиков
туристских услуг и организаций-
Выбирая лагерь или молодежный центр, ООО «Турфирма «Согласие» старается учесть все: удобство размещения детей с точки зрения комфорта и контроля, качество питания, уровень медицины, надежность охраны, наличие развитой инфраструктуры и самое важное - работу вожатых. Кроме того, во все оздоровительные лагеря и детские центры отдыха, расположенные за пределами Московской области, выезжают тщательно отобранные и проверенные вожатые и сопровождающие, которые имеют постоянную мобильную связь с турфирмой и с которыми родители могут связаться самостоятельно.
Также ООО «Турфирма «Согласие» сотрудничает со многими школами города Москвы, для которых в течение учебного года организует школьные туры по Москве, Подмосковью, по России и за рубеж, а в летние и зимние каникулы направляет в детские лагеря отдыха. В настоящее время в г. Москве насчитывается около 30 туристических фирм, которые специализируются на детском и молодежном туризме.
Для выяснения предпочтения этой категории туристов, турфирмой «Согласие» проведен анализ, посредством анкетирования (в 2013г. сотрудниками турфирмы было опрошено 832 человека), которое включало в себя ряд этапов:
1 этап – на сбор информации предпочтении детей и молодежи: экскурсии, летние лагеря внутри страны, летние лагеря в Ближнем и Дальнем зарубежье.
2 этап – сбор информации
о качестве турпродукта: дети
и молодежь выделяли
В результате проводимого опроса были получены следующие итоги, которые представлены в таблице 2.3 по таким значимым критериям, как возраст, доход детей и молодежи, продолжительность тура (смены) , категории лагерей, в которых размещаются дети; предпочтения и пожелания клиентов.
Таблица 2.3
Сегментация потребителей
Критерии сегментации |
Количество опрошенных |
Уд. вес, % |
Возраст, лет | ||
до 9 лет |
153 |
18,4 |
9-13 |
244 |
29,3 |
14 - 15 |
297 |
35,7 |
16 и более |
138 |
16,6 |
Контингент детей - туристов | ||
Дошкольный возраст |
120 |
14,4 |
Младшие школьники |
341 |
41,0 |
Старшие школьники |
259 |
31,1 |
Студенты |
112 |
13,5 |
Продолжительность тура (смены), дни | ||
10 |
207 |
54,3 |
15 |
452 |
24,9 |
21 |
136 |
16,3 |
Свыше 21 |
37 |
4,5 |
Вид турпакета | ||
Экскурсии по Москве (др. города России) |
179 |
21,5 |
Летние лагеря без моря (например, в Подмосковье) |
243 |
29,2 |
Летний лагерь на море в Росси |
274 |
32,9 |
Летний лагерь на море Дальнее и Ближнее зарубежье |
136 |
16,4 |
Предпочтения детей и молодежи | ||
Насыщенность программы |
364 |
43,8 |
Качества предлагаемого турпакета |
273 |
32,8 |
Полезность информации (экскурсии, изучение языков и т.д.) |
195 |
23,4 |
Комфортность |
273 |
32,8 |
Из таблицы 2.3 видно, что основным сегментом потребителей выступают младшие и старшие школьники от 9-15 лет. Предпочтительные высказали о продолжительности смены – 15 дней- 452 человека., 274 человека высказались за отдых у моря и комфортность. Предпочтениями и пожеланиями являются: насыщенность программы, качества предлагаемого турпакета, полезность информации (экскурсии, изучение языков и т.д.), комфортность.
На рисунке 2.2 продемонстрируем сегментацию детей и молодежи предпочтений и пожеланий.
Рисунок 2.2 Сегментация детей и молодежи по предпочтениям и пожеланиям
Исследование конкурентной среды детского и молодежного туристического рынка проводем с помощью построение карты стратегических групп соперничающих турфирм и турфирмы «Согласие». В ходе исследования рассмотрим два основных показателя, характеризующие деятельность московских турфирм, такие как «класс обслуживания» и «доминирующий вид детского и молодежного туризма».
Стратегическая группа состоит из соперничающих фирм и турфирмы «Согласие» с одинаковым подходом к конкуренции и одинаковым положением на рынке. Карта - удобное средство для анализа положения в целом на рынке детского и молодежного туризма и для определения позиции каждой фирмы, входящей в данный рынок, таблица 2.4.
Таблица 2.4
Карта стратегических групп конкурентов
Доминирующий вид детского и молодежного туризма |
Класс обслуживания | ||
экономический |
«полулюкс», второй класс |
«люкс», первый класс | |
Обычные летние курортные лагеря у моря Крыму (Украина), Анапа, Сочи - Россия |
Турфирма «Согласие» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Ост- Вест» |
«Тур – Вояж» |
VIP –лагеря в Крыму («Какаду», «Мандарин», ультрасовременный Международный центр «I & Camp» |
Турфирма «Согласие» «Ост- Вест» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Ост- Вест» |
«Тур – Вояж» |
Паломнический детский и молодежный туризм |
Турфирма «Согласие» |
Турфирма «Согласие» |
- |
Лагеря в Подмосковье и др. городах России |
Турфирма «Согласие» «Ост- Вест» «Тур - Вояж» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Ост- Вест» |
«Тур - Вояж» |
Экскурсии по г Москве, городам Росси(турмаршруты) |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» |
Языковые программы: BLS English Bury St.Edmund (Кембридж) ребенок живет в семе, детско-молодежный центр«MALTA-BRAVO-TEENS» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Ост- Вест» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Ост- Вест» |
Турфирма «Согласие» «Тур – Вояж» |
Детско-молодежные лагеря в странах дальнего зарубежья (Турция, Болгария и др.) |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Робинзонада» «Ост- Вест» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» |
Спортивный детский и молодежный туризм |
«Тур - Вояж» Турфирма «Согласие» |
- |
- |
Экскурсии в страны дальнего и ближнего зарубежья |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» «Робинзонада» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» |
Турфирма «Согласие» «Тур - Вояж» |
По данной карте можно сделать выводы:
Самыми многочисленными являются следующие стратегические группы:
- отдых в курортных лагерях у моря Крыму (Украина), Анапа, Сочи - (Россия) - «эконом- класс»; «полулюкс» ;
- отдых в лагерях в Подмосковье и др. городах России - «эконом- класс»; «полулюкс» ;
- отдых в VIP - лагерях в Крыму («Какаду», «Мандарин», Молодежный центр «I & Camp») - «эконом- класс»; «полулюкс» ;
- организация спортивного детского и молодежногой туризма - эконом- класс»;
- паломнический детский и молодежный туризм - «эконом- класс».
Таким образом, практически все турфирмы срециализируются на предоставлении турпродукта «эконом - класса» и «полулюкс», кроме турфирмы «Тур – Вояж», она в основном предоставляет турпродукты класса «люкс».
Плохо представлены на рынке детского и молодежного туризма спортивный туризм и экскурсии в страны дальнего и ближнего зарубежья.
А на спортивном туризме экскурсиям в страны дальнего и ближнего зарубежья специализируется турфирма «Согласие» и турфирма «Тур - Вояж».
Единственным представителем паломнического детского и молодежного туризма является Турфирма «Согласие», т.к она сотрудничает с синагогой в Израиле. В этой сфере она не имеют конкурентов.
Языковые программы для детей и молодежи представляют все турфирмы: «Согласие», «Тур - Вояж», «Ост- Вест», «Робинзонада».
Сфера курортных детских и молодежных лагерей как в России, так и в страны дальнего и ближнего зарубежья имеет самую высокую конкуренцию, так как представлена почти всеми турфирмами.
Перейдем к рассмотрению потенциального возможного заменителя по Мю Портеру в сфере детского молодежного туризма[8,с.15].
В настоящее время для российского детского туризма, существует только два возможных потенциальных заменителя. Первый и наиболее серьезный - это западные туроператоры, однако детский туризм еще пока не сильно привлекает, но уже набирает силу, т.к. из -за цен (например, Болгария, Черногория, Турция цены бывают ниже, чем в отдых на побережье Черного моря России). В этой отрасли недостаточно высокой рентабельности, выигрывать можно только за счет групповых поездок. Вторым возможным заменителем традиционных туристских услуг является тенденция прямого бронирования туристских услуг, учреждений отдыха и оздоровления детей, развлекательных мероприятий через Интернет. Однако для детского туризма это не столь серьезная угроза, так как родители бронирование отдельных туруслуг для детей через Интернет используется крайне редко[7,с.18]. Итак, угроза заменителей на сегодняшний день невелика для турфирмы - «Согласие».
Таким образом, можно сделать вывод, что детский и молодежный туризм остается для турфирмы - «Согласие» перспективным направлением, но не «простым» видом деятельности туристской отрасли. Поэтому для достижения эффекта и укрепления своих конкурентных позиций на рынке детского и молодежного туризме целесообразно иметь генеральный план действий (стратегию), определяющий приоритет стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
Сейчас современные дети и молодежь все больше предпочитают насыщенную и яркую программу, качества предлагаемого турпакета, полезность информации (экскурсии, изучение языков и т.д.), комфортность. Следовательно, руководству турфирмы «Согласие» нужно предпринять меры по разработке стратегии - нового тура для детей и молодежи, который бы удовлетворял потребности и пожелания и вдобавок доходы родителей[7,с.20].
Все это в свою очередь позволит турфирме «Согласие» повысить свои конкурентные возможности на рынке туристического бизнеса.
На основе исследования интересов молодежи и ситуации на рынке и молодежного туризма, в качестве примера разработан маршрут, пролегающий по территории Свердловской области.
Разработанный маршрут актуален, не сложен в реализации, основывается на конкурентных преимуществах Свердловской области в сфере туризма, несет множество положительных эффектов в разных сферах (экономическая, социальная) требует небольшого времени (около 1,5 месяцев) для организационной подготовки и запуска проекта. Заезд 40 человек – 4 группы по 10, у каждой группы – 2 куратора
Целевая группа - российская и иностранная молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Сводная схема маршрута предоставлена в Приложении 1
Маршрут проложен по Западным районам свердловской области, которые в наименьшей степени пострадали от индустриализации и покорения природы человеком.
Полная стоимость
Таким образом, из данного маршрута видно, что сам проект создается в глубоко депрессивном районе с избытком свободной рабочей силы и недостаточно развитой инфраструктурой в проблемном с точки зрения социального благополучия школьников и молодежи. Его реализация – огромный импульс решению этих проблем.
Информация о работе Стратегический потенциал и стратегические ресурсы турфирмы