Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
теоретические изучение сущности конкурентных преимуществ;
изучение стратегий достижения конкурентных преимуществ;
исследование классификации конкурентных преимуществ организации;
изучение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;
Введение
2
1.
Роль конкурентных преимуществ в деятельности организации
3
2.
Конкурентные преимущества организации
4
2.1.
Сущность конкурентных преимуществ
4
2.2.
Основные положения конкурентного преимущества по М. Портеру
8
2.3.
Классификация конкурентных преимуществ организации
10
2.4.
Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе
14
2.5.
Стратегии достижения конкурентных преимущества по М. Портеру
17
3.
Методы оценки и анализа конкурентных преимуществ
22
4.
Конкурентные преимущества ООО «Энергостроймонтаж»
34
Заключение
40
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(СПбИГО)
Факультет
экономики и управления
Кафедра
менеджмента и
маркетинга
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
специальности 080507.65
Менеджмент организации
по дисциплине:
«Стратегический менеджмент»
На
тему: «Стратегическое
планирование на фирме»
Выполнил: студентка 5 курса
очно-заочной формы обучения
Сергеева Елена
Сергеевна
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор
Замятина Маргарита
Федоровна
Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 2 | |
1. | Роль конкурентных преимуществ в деятельности организации | 3 |
2. | Конкурентные преимущества организации | 4 |
2.1. | Сущность конкурентных преимуществ | 4 |
2.2. | Основные положения конкурентного преимущества по М. Портеру | 8 |
2.3. | Классификация конкурентных преимуществ организации | 10 |
2.4. | Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе | 14 |
2.5. | Стратегии достижения конкурентных преимущества по М. Портеру | 17 |
3. | Методы оценки и анализа конкурентных преимуществ | 22 |
4. | Конкурентные преимущества ООО «Энергостроймонтаж» | 34 |
Заключение | 40 | |
Список литературы |
Введение
Изучение конкурентных преимуществ имеет большое значение для управления предприятием, так как развитие организации неизбежно связано конкуренцией и противостоянием на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции.
Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как завоевание и сохранение конкурентных преимуществ являются, как известно, ключевой функцией управления предприятием. Особенно важно добиться преимуществ на насыщенных рынках, где спрос удовлетворяется многими поставщиками.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
В
рыночной экономике
Конечная
цель любого предприятия – победа в конкурентной
борьбе. Победа не разовая, не случайная,
а как закономерный итог постоянных и
грамотных усилий предприятия. Достигается
она или нет – зависит от конкурентоспособности
предприятия, т.е. от того, насколько оно
лучше по сравнению с аналогами – продукцией
и услугами других предприятии.
1. Роль конкурентных преимуществ в деятельности организации
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Чтобы
выявить сущность категории «
Зачастую оценка конкурентоспособности товара, отражаемая в современной экономической литературе, основана на учете только двух, хотя и интегральных, показателей - его качества и цены потребления.
На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают в себя гораздо большее число показателей, чем цена и качество. Поэтому при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только требования потребителя к его цене и качеству, но и требования, относящиеся в основном к сфере заключения сделки и эксплуатации товара, такие как оперативность поставки, обеспеченность запчастями, организация сервиса, репутация страны-изготовителя и конкретного поставщика и т.д.
Таким образом, концепция маркетинга приводит к более широкому понятию реальной конкурентоспособности товара, которое зависит не только от соотношения «качество-цена» и, не только от соответствия критериям потребителей, но и от конкурентоспособности всей маркетинговой деятельности фирмы.
В
настоящее время обеспечению
конкурентоспособности
Для понимания сущности понятия и его «конкурентное преимущество» приведем также более широкую его трактовку.
Конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм.
Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов.
Поэтому в процессе стратегического планирования, после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы, для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.
Таким образом, успех предприятия в конкурентной борьбе требует от предприятия развития его отличительных способностей и компетенций, позволяющих ему побеждать в конкурентной борьбе за потребительский спрос. Решение данной задачи обусловливается и тем, что когда-то достигнутые успехи на рынке при отсутствии постоянной и целенаправленной работы по их наращиванию будут через некоторое время аннулированы ответными действиями конкурентов, что определяет необходимость формирования соответствующего подхода к управлению компанией, который не только обеспечивал бы сам процесс адаптации, но и создавал условия для ее эффективного функционирования на постоянной основе. Поэтому стратегическое планирование должно заключаться в создании комплексной системы управления конкурентными преимуществами фирмы, а эффективная стратегия должна основываться на их удержании и развитии.
2. Конкурентные преимущества организации
2.1 Сущность конкурентных преимуществ
Конкурентное преимущество (КП) — это положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
КП
создаются уникальными
Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентные преимущества, как правило, реализуются на уровне стратегических единиц бизнеса и составляют основу деловой (конкурентной) стратегии предприятия.
В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества могут иметь разнообразные формы в зависимости от специфики отрасли, товара и рынка. При определении КП важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что предприятие считает себя известным на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют информации об этом предприятии. Такая ситуация характерна для многих российских предприятий.
Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Б. Карлоф отмечает, что, «к сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов... В результате появляются товары с вымышленными преимуществами». Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть:
Говоря о преимуществе предприятия, также следует сказать, о рыночном потенциале предприятия, который является комплексом возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентное преимущество и выполнение поставленных целей.
Потенциал предприятия складывается из следующих элементов:
2.2 Основные положения конкурентного преимущества по М. Портеру
Как один из самых влиятельных специалистов по проблемам стратегии Майкл Портер во многом определил основное направление развития теорий стратегии и конкуренции (прежде всего в глобальном контексте). Его книги о конкурентных стратегиях и конкурентных преимуществах читаются и обсуждаются во всем мире; вы вряд ли встретите (по крайней мере на Западе), обладателей степени магистра делового администрирования, которые не знали бы назубок две его самые известные модели — “пяти сил” и ценностной цепочки. Опираясь на эти базовые модели, М. Портер выполнил простой, однако чрезвычайно полезный анализ детерминант конкуренции и воздействующих на нее глобальных сил, а также способов и средств обеспечения долгосрочной конкурентоспособности предприятия.