Стратегическое планирование на примере развития МО г-к Анапа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования и выявить основные направления по повышению эффективности стратегического планирования на примере муниципального образования г-к Анапа.
Задачи данной работы:
1. Изучение сущности и содержания современного стратегического планирования в системе менеджмента.
2. Рассмотрение основных этапов стратегического планирования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
Глава I. Стратегическое планирование………………………………
1.1. Основные направления стратегического планирования……
1.2. Краткая характеристика основных этапов стратегического планирования …………………………………………………………..
Глава II. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа………………….
2.1 Особенности географического положения территории…………
2.2. Анализ социально-экономического положения МО г-к Анапа……………………………………………………………………
2.3. Стратегические цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа вплоть до 2020г. и их обоснование…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………
Приложения ……………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая Стратегич менеджмент.docx

— 88.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………

Глава I.  Стратегическое планирование………………………………

1.1. Основные направления стратегического планирования……

1.2. Краткая  характеристика основных этапов стратегического планирования …………………………………………………………..

Глава II. Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа………………….

2.1 Особенности географического  положения территории…………

2.2. Анализ социально-экономического  положения МО г-к Анапа……………………………………………………………………

2.3. Стратегические цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Анапа вплоть до 2020г. и их обоснование…………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………

Список  литературы……………………………………………………

Приложения ……………………………………………………………….

 

 

 

3

7

7

 

11

 

16

16

 

17

 

 

27

31

35

37


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегическое  управление организацией опирается, прежде всего, на постоянное и системное  планирование. Но при переходе России к рыночным отношениям планирование оказалось практически полузабытым. Между тем оно является одной  из важнейших функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так  и функционирование любой организации. Многолетний опыт зарубежных компаний и российских предприятий убеждает, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное практическое осуществление  зачастую приводит к огромным, ничем  не оправданным экономическим потерям  и, в конечном счете - к банкротству.

В Российской Федерации стратегическое планирование формируется в условиях переходного периода: нестабильности макро-, и микросреды, неподготовленности организационной культуры предприятия. Главным препятствием в России для стратегического планирования является проблема менталитета, усугубленная принципиально иным прежним подходом к планированию - перспективным экстраполяционным планированием государственного масштаба по принципу «из прошлого в настоящее и будущее». На предприятиях прежняя система планирования конфликтует с зарождающимся стратегическим планированием, пока доминируя над последним.

Планирование - не просто умение предусмотреть все  необходимые действия. Это также  способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и находить оптимальные возможности  с ними справляться.

Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в  любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам.

Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих  перед ними целях с тем, чтобы  внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации.

Актуальность данной курсовой работы заключается в следующем: в современных условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем. В тоже время, в настоящее время в переходных экономиках представляется уникальный шанс произвести своеобразный селекционный отбор в области методологии, дополнить известные, импортируемые методы стратегического планирования имеющимися, доставшимися в наследство от прежней системы планирования. Прежде всего, в этом смысле имеются в виду организационные и экономико-математические методы и модели. Поэтому главной проблемой в области стратегического планирования для российского предприятия является не только собственно внедрение, переход к системам СП, но и бережное сочетание, а затем и гармоничное соединение двух систем в единую систему.

Современный рыночный механизм планирования отталкивается  от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности. Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово-управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации. Принцип самопланирования заключаются в том, что каждый субъект хозяйственной деятельности самостоятельно разрабатывает свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах. Принцип первичности форм собственности предусматривает то, что право планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который сам решает делегировать или нет эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.

Планирование  должно быть основано на применении научных  прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации  плановых решений для определения  и выбора стратегических целей и  тактических задач в области  экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов  развития производственных отношений  при определении структурных  и качественных сдвигов в экономике.

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические аспекты процесса стратегического планирования и выявить основные направления по повышению эффективности стратегического планирования на примере муниципального образования г-к Анапа.

Объектом муниципальное образование г-к Анапа

Предметом исследования является система теоретических и методологических подходов к стратегическому планированию на примере г-к Анапа.

Задачи данной работы:

1. Изучение  сущности и содержания современного стратегического планирования в системе менеджмента.

2. Рассмотрение основных этапов стратегического планирования

3. Анализ методов  и инструментов оценки социально-экономического  положения муниципального образования город-курорт Анапа.

4. Выявление  основных направления стратегического  планирования для дальнейшего  успешного развития МО город-курорт  Анапа.

Теоретической базой работы являются труды отечественных  и зарубежных ученых по вопросам стратегического  планирования, рекреационной географии, экономике туризма, экологии, нормативно-правовые акты муниципального образования город-курорт Анапа, а также законы Краснодарского края и постановления главы администрации  Краснодарского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Стратегическое планирование

 

    1. Основные направления стратегического планирования.

 

Стратегическое  планирование в современном менеджменте  является одним из ключевых вопросов для рассмотрения. Тому есть свои причины. Во-первых, стратегическое планирование охватывает всю деятельность предприятия  в пространственном и временном  аспектах. Стратегическое планирование деятельности предприятия начинается на этапе определение бизнеса и сопровождает все стадии развития организации, охватывая все ее подразделения и функциональные области. Во-вторых, стратегическое планирование, будучи ориентированным в будущее, аккумулирует, синтезирует и генерирует наиболее передовые идеи менеджмента и пограничных наук. Каждый процесс стратегического планирования является сугубо индивидуальным, а поэтому требует особого, творческого подхода, свободы мышления, по сути дела являясь инновационным процессом. В-третьих, стратегическое планирование напрямую зависит от организационной культуры, находится в тесной взаимосвязи с вопросами работы с персоналом, характеристики которого являются ключевым ограничением стратегического планирования. Последние также определяют особенности стратегического планирования на данном предприятии, в данном регионе, данной стране [12,21].

Стратегическое  планирование задает перспективные  направления развития организации, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Но временной период стратегического плана для разных предприятий может быть различным и то, что является долгосрочным для одного предприятия, может быть краткосрочным для другого. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста [15,78]. Развитие – это процесс, в котором увеличиваются возможности и желания предприятия удовлетворять свои желания и потребности потребителей. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

В стратегическом планировании важную роль играет государственное  регулирование экономической политики, обоснование перспективных направлений  развития всей рыночной системы.

Первым и  самым ответственным решением при  стратегическом планировании является выбор миссии и целей предприятия [13,45]. Миссия раскрывает смысл существования предприятия, в котором проявляются отличия данного предприятия от ему подобных. Другими словами, миссия – это главная цель предприятия. Миссия и цели – служат ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывают определенные ограничения на направление деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. Миссия предприятия может состоять в завоевании рынка сбыта продукции, в географическом или продуктовом расширении рынка, в повышении качества продукции при снижении цен на нее и т.д.

Цели бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Они формируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели являются задающей частью стратегического планирования[17,25].

Стратегическое  планирование на микроуровне является основой взаимодействия множества  внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

 

Стратегический  план:

-  задает  перспективное направление развития  предприятия, определяет основные  виды деятельности, позволяет увязать  в единую систему все основные  направления деятельности, а также  позволяет лучше понимать структуру  потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен;

-  устанавливает  каждому подразделению предприятия  конкретные и четкие цели, которые  согласуются с общей стратегией  развития предприятия;

-  обеспечивает  координацию усилий всех функциональных  служб предприятия;

-  стимулирует  менеджеров предприятия лучше  оценивать свои слабые и сильные  стороны с точки зрения конкурентов,  возможностей, ограничений и изменений  окружающей среды;

-  определяет  альтернативные действия предприятия  на долгосрочный период;

-  создает  основу для распределения ограниченных  экономических ресурсов;

-  демонстрирует  возможность фактического применения  основных функций планирования, организации, управления, контроля  и оценки деятельности предприятия,  как единую систему современного  менеджмента.

Процесс стратегического планирования на предприятии включает в себя осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1)  определение  долгосрочной стратегии, основных  целей и задач развития предприятия;

2)  создание  стратегических хозяйственных подразделений  на предприятии;

3)  обоснование  и уточнение основных целей  проведения маркетинговых исследований  рынка;

4)  осуществление  ситуационного анализа и выбор  направления экономического развития  предприятия;

5)  разработка  основной стратегии маркетинга  и укрупненное планирование производства  продукции;

6)  выбор  тактики и уточненное планирование  способов и средств достижения  поставленных задач;

7)  контроль  и оценка основных результатов,  корректировка выбранной стратегии  и способов ее реализации.

Схема стратегического  планирования, наиболее часто применяемая  на отечественных предприятиях, имеет следующую структуру[12,13] (рис.1).

Миссия




Определение долгосрочной стратегии



Создание стратегического раздела



 

Обоснование целей маркетинга



 

Ситуационный анализ



 

Разработка стратегии маркетинга



 


Реализация тактики




Контроль результатов



 

Рис.1. Схема стратегического планирования

 

Каждый этап имеет свое специфическое содержание для конкретных предприятий. В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и нераспределенной (чистой) прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения и, тем самым, создаются необходимые предпосылки для выработки общих целей стратегического планирования. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д.

Информация о работе Стратегическое планирование на примере развития МО г-к Анапа