Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:27, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»;
указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия;
подробно рассмотреть каждый этап построения стратегического плана;
показать на примере открытого акционерного общества «Электроцинк» применение основных положений стратегического планирования.
Введение 3
Глава 1. Стратегическое планирование: сущность и функции. 5
1.1. Сущность планирования 5
1.2. Виды стратегического планирования 7
Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии. 11
3.1 Организационная характеристика ОАО « Лента » 23
3.2. Политика в области качества ОАО «Лента» 27
Заключение 29
Список использованной литературы: 31
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Стратегическое планирование: сущность и функции. 5
1.1. Сущность планирования 5
1.2.
Виды стратегического
Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии. 11
3.1 Организационная характеристика ОАО « Лента » 23
3.2. Политика в области качества ОАО «Лента» 27
Заключение 29
Список использованной литературы: 31
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Термин «стратегическое
планирование», как и термин «стратегическое
управление», широко вошел в практику
западного менеджмента
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, по этому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании работы основными источниками информации послужили труды по стратегическому управлению таких авторов, как Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Петров А.Н, Г. Минцберг, Дж. Лэмпел и др. экономических деятелей.
В условиях рынка организация сталкивается
с множеством непредсказуемых факторов,
что вызывает необходимость отказа
от жесткой системы планирования
и перехода к гибкой системе ее
деятельности. Реализация такого пути
связана с разработкой
Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Понятие стратегии берет начало из теории военного дела, так как в понятие «искусство генерала» входит определение общего плана кампании или сражения, выстраивание в последовательности главных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил по фронту и разработка всех возможных вариантов хода сражений.
В понятие "планирование"
входит определение целей и путей
их достижения. Планирование деятельности
предприятия осуществляется по таким
важным направлениям, как сбыт, финансы,
производство и закупки. При этом,
все частные планы
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников,менеджеров.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфическихстратегий.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
Стратегия представляет собой
детальный всесторонний комплексный
план. Он должен разрабатываться с
точки зрения перспективы всей корпорации,
а не конкретного индивида. Редко
когда основатель фирмы может
себе позволить сочетать личные планы
со стратегий организации. Стратегия
предполагает разработку обоснованных
мер и планов достижения намеченных
целей, в которых должны быть учтены
научно-технический потенциал
Реальность стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления.
В тактике находит
свое выражение реальная
Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:
Этапы стратегического управления
могут частично совпадать во времени
и оказывать влияние друг на друга.
Термины «стратегическое
Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Существуют следующие виды стратегического планирования:
На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования:
планирование «сверху-вниз»(
планирование «снизу-вверх» (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством.
интерактивное планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями предприятия. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития предприятия представляет собой плод коллективного разума, однако окончательное решение принимает высшее руководство.
В данной главе раскрыто
определение термина «
Последовательность действий, составляющих стратегическое планирование, начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново.
Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняется сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап.
На следующем этапе
стратегического планирования проводится
анализ внутренней среды предприятия,
где руководство фирмы
Информация о работе Стратегическое планирование: сущность и функции