Стратегическое планирование в ОАО «МегаФон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий для достижения целей организации. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………............................................5
1.1. Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии………………………...................................................................……..5
1.2. Процесс стратегического планирования на предприятии……...........8
1.3. Понятие и структура стратегического плана предприятия…..............12
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МЕГАФОН»……......................................15
2.1. Анализ рынка сотовой связи…………...................................................15
2.2. Общая характеристика ОАО «МегаФон»….................................…….18
2.3. Прогноз развития рынка сотовой связи на 2012 год….........................22
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОАО «МЕГАФОН»...............…..24
3.1. Миссия и видение компании……..............................................……….24
3.2. Разработка общефирменных целей…...............................................….24
3.3. Анализ внешней среды ОАО «МегаФон»…......................................…26
3.4. Анализ конкурентной среды……...........................................................30
3.5. Анализ стратегического потенциала (SNW-анализ)….....................…34
3.6. SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития ОАО «МегаФон»…….....................................................................................….……....…35
3.7. Портфолио-анализ с помощью матрицы БКГ……...................………38
3.8. Разработка и реализация стратегии развития ОАО «МегаФон».........40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................45

Файлы: 1 файл

курсач Рассыльщикова.docx

— 262.06 Кб (Скачать файл)

Факторы анализа

Влияние на организацию

Влияние на отрасль

Влияние на конкурентов

Политические

положительное

положительное

положительное

Экономические

негативное

негативное

негативное

Социальные

негативное

негативное

негативное

Технологические

сверхположительное

сверхположительное

сверхположительное

Экологические

негативное

негативное

негативное


Практически, далеко не всегда возможно выявить  и учесть абсолютно все влияния  и их последствия. Одновременно с  этим, ведение бизнеса без прогнозирования и учета влияния на бизнес PESTE-факторов равносильно движению на автомобиле в условиях весьма ограниченной видимости и полнейшей непредсказуемости дорожной обстановки впереди.      Анализ PESTE-факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды носит благоприятный характер.   Наибольшую угрозу для ОАО «МегаФон» представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои усилия.      Рассматривая экономическую и политическую ситуацию, как в России, так и в регионе как не очень стабильную, можно в связи с этим извлечь некоторые положительные моменты. Например, можно рассчитать дальнейшие возможные экономические изменения, такие как инфляция, курсы ценных бумаг, процентные ставки банков и другие. Это позволяет более полно рассчитать тарифы, с большей выгодой использовать свои акции, прогнозируемо брать кредиты.             Относительно спокойная политическая ситуация внушает стабильность в регионе, что позволяет более смелее вкладывать средства в оборот не боясь, что они пропадут.           Чтобы был у организации дальнейший путь развития, необходимо постоянно быть в курсе всех нововведений в отрасли телекоммуникаций. И не только быть в курсе самим, но и, постоянно анализируя все эти новшества, выбирая наиболее перспективные направления – знакомить с ними своих потенциальных клиентов. Это необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты были готовы к этим новым услугам, и не теряли время на знакомство с ними.  Технологические, политические, экологические и социальные факторы дают предприятию возможности, которые оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные стороны для усиления своих слабых сторон.              Анализ ближнего окружения компании направлен на изучение непосредственного окружения компании, от которого компания получает необходимые ресурсы и которому предлагает производимые товары и услуги, а также тех, кто способен повлиять на процессы преобразования и обмена. Факторы среды ближнего окружения включают в себя:         - поставщиков;            - конкурентов;           - потребителей.           Взаимодействие и влияние этих факторов в ОАО «МегаФон» отражено в таблице 7.              

Таблица 7. Факторы среды непосредственного  окружения

Факторы

Возможности

Угрозы

Поставщики

- Увеличение количества поставщиков

- Ускорение сроков доставки  комплектующих

- Система скидок

- Возможность срыва поставок

Конкуренты

- Постоянно улучшающееся качество  услуг конкурентов

- Проведение рекламных  компаний со стороны конкурентов

- Реализация совместных проектов с зарубежными партнерами

- Выход на рынок новых услуг,  более качественных по своим  потребительским свойствам

- Ведение нечестной конкурентной борьбы

Потребители

- Снижение цен на услуги, предоставляемые компаниями-конкурентами

- Увеличение функциональ-ности брендированных телефонов других операторов сотовой связи

- Завоевание у абонентов  имиджа отличного оператора сотовой  связи

- Приверженность абонентов к услугам  другого сотового оператора


 

3.4. Анализ  конкурентной среды.                     В отрасли сотовой связи и телекоммуникации лидеры рынка – компании МТС, Мегафон, Билайн и Теле2 относятся к одной стратегической группе. Билайн, Мегафон и МТС являются крупнейшими операторами сотовой связи в РФ, их называют «Большой тройкой». Несколько отстает от них Теле2, и конкуренция со стороны этого оператора не так сильна. Эти операторы с аналогичными конкурентными подходами, они похожи друг на друга по нескольким признакам, например:           - имеют сопоставимо близкий ассортимент продукции;    - одинаково вертикально интегрированы;       - предлагают потребителям одинаковые услуги или сервисное обслуживание;             - используют одинаковые свойства продукции для привлечения потребителей одного и того же сегмента;         - продают свою продукцию в одном и том же диапазоне цен и качества; - продажа товара и предоставление услуг на одной и той же территории; - имеют сеть салонов связи и розничной торговли, сервисные службы;  - имеют похожие способы продвижения товаров, в том числе реклама, PR, акции и т. д.            Составим карты стратегических групп.

   Рис. 5. Карта стратегических групп 1

   Рис. 6. Карта стратегических групп 2

   Рис. 7. Карта стратегических групп 3

   Рис. 8. Карта стратегических групп 4

   Рис. 9. Карта стратегических групп 5

Как видно  из составленных карт МТС, Мегафон и  Билайн тесно конкурируют с друг другом, Теле2 находиться немного обособленно и все же старается навязывать конкуренцию, а если учесть что Теле2 сейчас самая развивающаяся компания-оператор сотовой связи, то можно предположить, что конкуренция лишь усилиться, и доля этого оператора на рынке будет расти.   Наряду с картами стратегических групп, можно также составлять профили конкурентных преимуществ (недостатков) фирм.     Определение основных конкурентов проводится по укрупненной системе оценок, на основе которых строятся рыночные профили действующих и потенциальных конкурентов.          Профиль – это сумма характеристик, благодаря которым предприятие известно целевой группе потребителей.        Критерием для отбора наиболее активно действующих конкурентов является индексная оценка. В курсовой работе используется 10-балльная шкала оценок. Считается, что конкуренты, имеющие оценки более «5», должны приниматься для рассмотрения.                      Таблица 8. Рыночные профили предприятий

Характеристика

 МТС

Мегафон

Билайн

Теле2

Качество продукции

8

8

7

5

Маркетинговая деятельность

8

7

6

8

Производственный потенциал

7

8

6

5

Финансовая ситуация

9

7

6

5

Себестоимость (цена) продукции

6

6

5

8

Система распространения товара

7

8

6

7

Обеспечение энергией

7

7

6

6

Местоположение производственной организации

6

8

5

5

Качество системы управления

7

7

6

6

Потенциальный объём рынка

8

7

7

5


 

Предприятию необходимо улучшить позиции, по которым оно отстает от конкурента, и с наибольшей выгодой для себя использовать имеющиеся преимущества.             Из таблицы 8 видно, что в основном на ведущих ролях находится компания МТС, немного отстает Мегафон, далее идут Теле2 и Билайн.   Мегафон не сильно отстает от лидера рынка МТС практически во всех аспектах. Однако компании следует серьезней отнестись к ценовой политике, к ценам на свои товары и услуги, так же улучшить свое финансовое положение, и интенсивнее входить в иностранный рынок сотовой связи, с подписанием партнерских соглашений и предоставлением эксклюзивных услуг и товаров.               3.5. Анализ стратегического потенциала (SNW-анализ)                 SNW-анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. Каждая из них получает одну из трех оценок:      - Сильная (Strength);          - Нейтральная (Neutral);         - Слабая (Weakness).          Для составления SNW-анализа необходимо заполнить следующую таблицу.                           Таблица 9. Результаты SNW-анализа

Значимые параметры в деятельности

компании

Качественная позиция организации

S

N

W

Стратегия организации

 

Х

 

Оргструктура

 

Х

 

Финансы

 

Х

 

Качество предоставляемых услуг

Х

   

Ассортимент предоставляемых услуг

 

Х

 

Дистрибуция

 

Х

 

Информационное обеспечение

Х

   

Дилерская сеть

Х

   

Обучение персонала

Х

   

Уровень технической оснащенности

Х

   

Структура затрат

   

Х

Имидж

Х

   

Ценовая политика

 

Х

 

Среднерыночное состояние

 

Х

 

 

3.6. SWOT-анализ и выбор стратегических альтернатив развития ОАО «МегаФон»                         SWOT-анализ – метод оценки внешних сильных и слабых сторон организации, а также открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей.           Этот метод соединяет вместе пространство способностей компании и ее внешнее окружение. Метод позволяет достаточно быстро определить стратегическую ситуацию и базируется на основном принципе – стратегия должна обеспечивать достаточно полное соответствие внутренних способностей компании (ее сильных и слабых сторон) и внешней ситуации (возможностям и угрозам), в которой она находится.        Метод предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, и после этого установление взаимосвязей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии бизнеса или компании.            Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 10.                 Таблица 10. SWOT-матрица для ОАО «МегаФон»    

 

Возможности:

Угрозы:

1) Благоприятные демографические изменения.

2) Продуктовые инновации и маркетинговые инновации.

3) Снижение уровня конкуренции.

4) Увеличение уровня доходов населения.

5) Снижения налогов и сборов.

6) Снижение цен на взаимодополняющие товары и услуги.

7) Выход на новые рынки (сегменты).

1) Низкий темп роста рынка (сокращение роста).

2) Большое число конкурентов и угроза с их стороны.

3) Снижение цены у конкурентов.

4) Изменение потребностей и вкусов покупателей.

5) Снижение уровней доходов населения.......................                    6) Проникновение сотовой связи почти во все районы за 100%.

Сильные стороны:

«Сила и возможности»

«Сила и угрозы»

1) Лидер рынка.

2) Большая зона покрытия.

3) Высокое качество услуг. 4) Малая доля сбоев и ошибок сети, а также простоты и перегруженности.

5) Постоянное внедрение новых услуг и технологий.

6) Имидж марки.

7) Современная технология, постоянное внедрение новых услуг и технологий.

  • внедрение новых услуг и технологий позволит увеличить прибыль;
  • достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки;
  • квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов и развитие рекламных технологий дадут возможность успеть за ростом рынка;
  • четкая стратегия позволит использовать все возможности;
  • значимость, известность, качество услуг компании позволит ей привлечь абонентов и стимулировать рост спроса на свои товары и услуги.
  • усиление конкуренции, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии;
  • появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов;
  • достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей;
  • борясь за привлечение потребителей в условиях снижения уровня доходов населения, компании стоит снижать цены на свои услуги и разнообразить услуги;
  • так как предел проникновения связи максимален, компания будет пытаться привлечь абонентов других операторов и удержать имеющихся.

Слабые стороны:

«Слабость и возможность»

«Слабость и угрозы»

1) Однородность рекламы для всех сегментов потребителей.

2) Большие издержки на обслуживания сети. Большая зона покрытие сети требует большее количество базовых станций, что влечет за собой дополнительные расходы на инсталляцию и техническое обслуживание этих станций.

3) Высокая цена.

4) Низкая ценность инноваций для потребителя.

5) Мало центров обслуживания. Недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания которые не могут предоставит дилеры.

6) Отток имеющихся абонентов к конкурентам.

7) Малое разнообразие в услугах и тарифных планах, как корпоративных, так и частных.

  • недостаток официальных представительств влечет за собой неудобство абонентов в случае необходимости получения обслуживания, которое не могут предоставит дилеры;
  • плохая рекламная политика создаст затруднения при выходе на новые рынки;
  • неоправданность внедрения новых услуг, неготовность большинства абонентов оценить новые возможности и соответственно нести дополнительные расходы за них;
  • снижение уровня цен, размеров налогов и пошлин при сохранении среднего уровня цен позволит получать сверхдоходы;
  • осваивая новые сегменты и ниши в бизнесе, компания сможет разнообразить свои товары и услуги, а так же ослабить конкуренцию в прежних сегментах.
  • следует уделять больше внимания поиску и привлечению новых абонентов, в условиях жесткой конкуренции и перенасыщенности рынка;
  • появление новых конкурентов;
  • высокий уровень цен ухудшит конкурентную позицию;
  • неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли;
  • непродуманная рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов.

Информация о работе Стратегическое планирование в ОАО «МегаФон»